kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки "Композитор - имя ему народ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель  урока:  Создание условий для осознания и осмысления обучающимися исторического  и культурного  наследия народных музыкальных произведений разных стран

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Композитор - имя ему народ"»







ФИО (полностью)

Карамышева Светлана Юрьевна

Место работы

МОУ-СОШ №3 г.Красный Кут

Должность

Учитель

Предмет

музыка

Класс

  1. «а» класс

Тема раздела и номер урока в теме

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» урок № 22

Базовый учебник

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская /Музыка /ФГОС М: Просвещение, 2012г.



Тема урока:«Композитор – имя ему народ»

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления обучающимися исторического и культурного наследия народных музыкальных произведений разных стран

Задачи:

личностные УУД:

- познание различных явлений окружающей действительности,

- воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края,

- формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы,

- осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки,

- сравнение с зарубежной народной музыкой.

коммуникативные УУД:

- участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности,

- (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса,

- владение умениями совместной деятельности: работа в группах.

регулятивные УУД:

- планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций,

- оценка своей музыкально-творческой деятельности.

познавательные УУД:

- формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности,

- расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.

Тип урока: «Урок открытия нового знания»

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная работа ОВЗ)

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер; основные ресурсы: учебник, фонохрестоматия музыкального материала в формате mp3. Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской; презентация, видеофрагмент, текст песни «Моя Россия», карточки с изображением народных инструментов, тексты народных песен.

Ключевые понятия: жанр, а капелла, лад, пентатоника





Этап

урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

( мин.)


1

Мотивация

Звучит «Во поле береза стояла»

- Под какую песню вы вошли в класс?

- Что это за песня,композиторская или народная?

-Значит ,о какой музыке мы сегодня будем говорить?

- Можем ли мы назвать имя композитора написавшего народные песни?

- Так, как по вашему будет звучать тема нашего урока?

Запишите тему урока.




(дети заходят под песню)

-Песня :«Во поле береза стояла»


-Народная


-О народной.



-Народ.



-Дети называют свои варианты, учитель попровляет

Композитор – имя ему народ.

(записывают в тетради)





2 мин


2

Актуализация и пробное учебное действие

- Никита (ОВЗ), какую ты сейчас музыку слышал?

- (ОВЗ) Что ты представил под неё?

- (ОВЗ) Ты сможешь нарисовать, все то, что представил?

-А мы в конце урока посмотрим.

- Ребята, пока Никита пробует изобразить песню, под которую вы вошли в класс, скажите мне: -В каком жанре она написана?

- Ребята, вспомните 3 куплет песни «Во поле береза стояла»



- А почему заломаю? Ведь русский человек любит природу?



-Так, как же нам разобраться в этом вопросе?



- Какие источники нам в этом помогут? Работа с учебником. Стр. 60



-что вы поняли из двух обзацев?.

Узнали почему берёзу заламывали, завивали?

-Смогли вы получить ответ ?

Тогда :Индивидуальное задание: Ребята, у вас подключен интернет к телефону? Хорошо! Обратимся к интернет источникам.

Посмотрите: Вот ссылка, найдите информацию, почему березу заламывали и закручивали? Кто первый найдет, тот и зачитает.

-Молодец!

-И так ребята, что вы поняли?


-Чтобы вам было понятнее как завивали берёзы, давайте обыграем эту песню в обряде Кумления по ролям!


-Как она прозвучала? Кто аккомпанировал?



-Значит русские народные песни часто поются приемом «а капелла?».

- В каком ладу написана песня? Проверяем. Строим трезвучие от последнего звука. Получился минор?



- Отлично. А это единственный жанр в народной песне?

-А какие ещё жанры народной песни вы знаете?





-Ребята, я вам предлагаю поиграть в угадай-ку. Для этого надо разделиться на 3 группы. Вы видите, что на столах у вас

есть тексты народных песен разных жанров.

Задание:

Первая группа:


- угадывает и напевает песню, вторая группа называет жанр, а третья группа дает характеристику этого жанра.







Теперь 2 группа:- поет, 3группа:- угадывает песню,

1группа:- определяет жанр.





Меняетесь: 3 группа: –угадывает и поет,

1 гр.:-жанр,

2гр. Характеристика.

Народную песню.


Природу, лес, березу.


Никита работает индивидуально.

-Да






-Это: Хороводная песня

- «Я пойду, пойду погуляю, белую берёзу заломаю. Лю-ли, лю-ли заломаю»

-Мы не знаем, может быть это для красивого слова или в старые времена было очень много берез.


-Надо изучить историю музыкальной культуры Древней Руси


Учебник и Интернет-ресурсы.



-читают




-нет

-нет



-да






-Ученик читает



Приложение №1


Ответы детей


Озвучивают по ролям

Театрализация песни «Во поле береза стояла»

( исполнение)


-А капелла, без сопровождения инструментов



-Да


-В минорном


-Да




-Жанры: хороводные, обрядовые, календарные, протяжные, трудовые, солдатские, лирические, колыбельные, игровые, шуточные.












-Звучит минусовка

1 «Во кузнице»

2 Трудовая

3 задает темп в работе и в словах поется о выполнении действий





2 «Пряха» (В низкой светелке)

3 лирическая

1спокойная, поется о чувствах.


3 «А мы просо сеяли…»

1 игровая

2 Диалог между играющими: «стенка на стенку»






3 мин


3

Выявление места и причины затруднения

(постановка проблемы)

Определение задач урока: -Как вы считаете, а музыка других народов похожа на русскую народную?


-А как узнать?

Проблема: -Не знаем. Наверно нет. Другая Культура.



Версии: 1.Познакомиться, послушать. 2.Сравнить с русской народной. 3.Понять ,является ли народная музыка отражением жизни народа.





4










5

Построение проекта выхода из затруднения (средства достижения тематической цели урока)





Реализация построенного проекта

Ну давайте послушаем и сравним нашу песню с песнями других народов.

Звучит белорусская народная песня «Реченька»

-Что можете сказать о песне?


-Что поется в песне?










- Каков её жанр?

почему?



- Как она прозвучала?






- Близки ли по жизненному содержанию наша песня и белорусская?

Почему, как вы думаете?











-Давайте послушаем украинскую народную песню- закличку «Веснянка» в обработке Г. Лобаева , и посчитаем музыкальный размер.

- Вспомните , как узнать музыкальный размер?











-Сколько долей у вас получилось?

Вот еще одна отличительная черта украинской музыки-3дольность. Ведь рядом Польша-страна 3дольных мазурок, полонезов, вальсов.

-А русская музыка всегда в каком размере исполняется?(вспомните плясовую)

-Спойте веснянку с трехдольными хлопками

-Русская песня «Во поле береза стояла»,Белорусская «Реченька», Украинская «Веснянка», они близки по жизненному содержанию? -Почему? Как вы думаете?















-А давайте, прослушаем грузинскую песню.

Звучит грузинская песня «Солнце в дом войди»

- Какой ритм и интонации в этой песни?



- Чем похожа эта песня на Реченьку, Во поле берёза стояла, веснянка?

-А чем отличается?






-А теперь ребята будьте особенно внимательны. Звучит японская народная песня «Вишня»

-Как вы думаете, какого народа эта песня?


-Почему?


- Охарактеризуйте её !



-Давайте её пропоем!


-Ребята, вы заметили , какие деревья?




- Что мы можем сказать о ладе?


-Устойчиво заканчивается музыка?


-Можно построить трезвучие?





-Этот лад называется ПЕНТАТОНИКА – пятиступенчатый лад без полутанов.(в тетрадь)












.



Слушают песню.


- Песня очень похожа на русскую народную.

- Поется о природе, о реке. Река как символ дороги жизни, быстротечности. Реченька как живое существо , которому девушка доверяет свои сокровенные мысли о предстоящем замужестве.


- Это лирическая песня


-потому, что спокойная, мягкая.


- Напевно, переменный размер передает трепетность эмоционального состояния.


-Да.



- Белорусская народная песня очень похожа на русскую потому, что это близкие народы. У нас общие корни. У нас общие предки. Мы славяне, поэтому у нас так много похожего в языке ,в музыке , культуре, истории.


Слушают песню





1.Запускаем секундомер в ладоши


2.Выделяем сильную долю.

3.Складваем сильную и последующие слабые доли.

Получаем размер.

-Прослушивают «Веснянку»



-Три доли








-В четном 2-х или в 3-х дольном.



-Поют со словами и хлопками.





-Да

-Белорусская народная песня, Украинская песня-закличка, они очень похожи на русскую, потому ,что это близкие народы. У нас общие корни. У нас общие предки. Мы славяне, потому, у нас так много похожего в языке, в музыке, культуре ,истории.








-Ритм-раскачивающийся, Интонации-восторженные ,призывные.

- Тоже о природе и жизни людей.

-(…кавказские интонации , острый ритм, ведь горы….)




Слушают песню.




- восточного какого-то.


-Мелодия извивается как-то…


- Она напевная, нежная, мелодичная, мягкая.


-Поют: Эта вишня в цвету…

-Точно в розовой пелене







-нет устойчивого звука.


-Невозможно построить трезвучие.


-Мелодия не похожа ни на мажор, ни на минор.










-Записывают в тетрадь









5 мин











10 мин




6
























7

Первичное закрепление . Работа с музыкальными шумовыми инструментами и раздаточным материалом
















Самостоятельная работа


-Ребята, мы прослушали с вами песни разных народов? Каких?



- А что их отличает?




- Что эти песни объединяет?



-А ещё что?



-Ребята, а скажите, чем сопровождались народные песни и танцы?


_ У вас на столах находятся карточки с рисунками народных инструментов. Ваша задача:

1 гр – вывесить на доску деревянные духовые инструменты,

2гр – струнно-щипковые ,

3гр – кнопочно-язычковые


_Какой группы не хватает? Какими ударными инструментами мы не раз пользовались? Назовите их.



-А что вы уже умеете на них играть ?


_ давайте немного поиграем и заодно отдохнем. А Никита (ОВЗ) будет солист.

Исполнение ложкарей под народную плясовую музыку





-Русского, белорусского,украинского, грузинского, японского.


- Разный национальный колорит, пентатоника, например.


- Любовь к природе, красоте родного края, песни о жизни народа, быте, невзгодах и радостях.


- музыкальные инструменты



- Народными, музыкальными инструментами.




Работают с раздаточным материалом.









-Ударных.



- Ложки, бубны, трещетки и т.д.


-Мы можем сыграть на ложках народную плясовую мелодию.




Выступление ложкарей.











5 мин










8

Включение в систему знаний и повторения



Выявление границы применения новых знаний, умений







Тренировка

Сформиро

ванных

умений до автоматиз

ированного навыка в инструмен

тальном и вокальном исполнении

-Давайте пройдем небольшой блиц-опрос, повторим, что вы уже узнаете.


-Вы учитесь в одном классе?


-Ребята ,посмотрите друг на друга, вы все одной национальности?

-У вас разная культура?


-А вы дружите?

-Почему?





-Мы должны дружить между собой?


-Все мы разные по культуре, по языку. Но все мы люди, поэтому должны уметь общаться и дружить между собой.

Согласны?

Тогда споем песню о дружбе. (я, ты, он, она)





Исполнение песни.


-Дети отвечают правильные ответы.



.-

-В одном


-Нет, казахи, русские



-Да


-Да

- Потому, что мы одноклассники, любим читать, писать о культуре и о языке.


-Конечно









Пение песни под видео клип о ДРУЖБЕ НАРОДОВ






3 мин




















9

Рефлексия учебной деятельности







Соответствие тематической цели и результатов деятельности (формулировка темы урока)

















































Самоподготовка











Самооценка














































- Ребята, какая тема была сегодня на уроке?


-С музыкой каких народов вы сегодня познакомились?




-А кому какая музыка понравилась?


- А еще мне хочется узнать насколько понятно и интересно вам было.

-Продолжите фразу….










-Да. Вот Никита нарисовал нам красивый рисунок. Русская народная песня вдохновила его.

- А вас?

-Никита, какая песня тебе понравилась на уроке? Я хочу попросить тебя нарисовать рисунок к этой народной песне.

- А вы ребята, поищите в интернете информацию о композиторах Грузии, Японии , Белоруссии, Украины.


И выпишите их в тетрадь.


-А теперь ….


Урок окончен. Выход под музыку- желание последнего ребёнка.

Композитор – имя ему народ.

(называют цели)


-Прослушивали и сравнивали песни разных народов (Россия, Грузия,Украина, Белоруссия, Япония.)


-Ответы детей




- Сегодня я узнал...

- Мне понравилось…

- Для меня стало новым…

- Меня удивило…

- Я с удовольствием…

- Сегодня на уроке мне захотелось…

- Я хотел бы ещё раз услышать…..






-Нас тоже




4 мин




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки "Композитор - имя ему народ"

Автор: Карамышева Светлана Юрьевна

Дата: 15.06.2019

Номер свидетельства: 514899

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Технологическая карта и презентация к уроку музыки "Композитор -имя ему народ" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(83) "tiekhnologhichieskaiakartaipriezientatsiiakurokumuzykikompozitorimiaiemunarod4klass"
    ["file_id"] => string(6) "303145"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457443681"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация к уроку музыки "Композитор -имя ему народ" "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-kompozitor-imia-iemu-narod"
    ["file_id"] => string(6) "135582"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416936822"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока "Композитор-имя ему народ" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-kompozitor-imia-iemu-narod"
    ["file_id"] => string(6) "106430"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403011602"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация "Композитор-имя ему народ" "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-kompozitor-imia-iemu-narod"
    ["file_id"] => string(6) "106438"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403014271"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методическая разработка и презентация урока  музыки в 4 классе "Композитор-имя ему народ" "
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-i-priezientatsiia-uroka-muzyki-v-4-klassie-kompozitor-imia-iemu-narod"
    ["file_id"] => string(6) "144264"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418671913"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства