Просмотр содержимого документа
«Урок "Композитор - имя ему народ"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
урок музыки в 4в классе
Тема урока:
«Композитор – имя ему народ»
учитель музыки: Вакуленко Г. А.
21.01. 2017
Характеристика деятельности:
Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки, сравнение с зарубежной народной музыкой.
Коммуникативные УУД: участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.
Ход урока:
Дети заходят в класс под музыку Золотая ярмарка»
-Здравствуйте, ребята! Как принято на уроке музыки, исполним музыкальное приветствие.
- Здравствуйте ребята, добрый день.
- Здравствуйте учитель, добрый день.
- У нас на уроке много гостей. Поприветствуем их.
- Здравствуйте, гости добрый день.
(Музыкальная разминка)
Ребята, а можно ли при помощи музыки или песни, узнать о культуре и жизни людей, которые очень далеко от нас?
(Ответы детей)
- Каким образом? Что для этого нужно сделать?
(Послушать или спеть музыку разных народов)
- И эпиграфом к нашему уроку будут слова «Через напевы слышится душа народа». О какой музыке мы будем говорить?
(О народной)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Тема нашего урока звучит так «Композитор – имя ему народ». Мы сегодня попытаемся узнать о жизни других народов при помощи музыки.
Подумаем, какая у них музыка, какие в ней есть особенности? Какие у них музыкальные инструменты?
Свою работу на уроке вы будете оценивать в листе достижений. Это вот такая балалайка. Используя цвета светофора, вы будете рисовать ей струны.
Зеленая струна – все получилось
Желтая – были затруднения
Красная – не получилось.
Итак, внимание: нам пришло музыкальное письмо из неизвестной страны. Послушайте внимательно и попробуйте отгадать откуда оно?
(Слушание)
Ваши предположения: восточные страны.
Давайте поточнее узнаем. Внимание на слайд. Что это за страна?
(Япония)
Мы попали в страну, где восходит солнце. С древности японцы умеют видеть бесценную красоту каждого кусочка жизни. Ребята, вы заметили деревья на слайде, точно в розовой пелене. Это Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.
Вы слышали мелодию японской народной песни «Сакура», в исполнении на инструменте кото. Послушайте эту песню с текстом и дайте характеристику музыке. Обратите внимание на лад.
Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть …?
Необычное звучание. Не похожа ни на мажор, ни на минор. Этот лад называется пентатоника - пятиступенчатый лад без полутонов. Если посмотреть на клавиатуру, то играть такой лад можно на черных клавишах. Я сейчас вам сыграю го вам. Теперь давайте его напоём.
Ребята, как вы думаете какие японцы по характеру.
(Спокойные, неторопливые, рассудительные).
Правильно. Оцените свою работу в оценочных листах.
А нас ждет следующее письмо. (Поют горцы)
Как вы думаете, из какой страны пришло письмо?
(Ответы детей)
А точнее из Грузии. Какие особенности вы услышали в грузинской песне.
План ответа:
Характер музыки, кто исполняет.
Ответы детей.
Молодцы. А теперь послушайте еще одну знаменитую грузинскую мелодию и придумайте свои пластические движения под эту музыку.
(Звучит Лезгинка)
Как вы думаете, какие грузины?
(Смелые, отважные, темпераментные, резкие)
Оцените свою работу в оценочных листах.
А вот и третье письмо. Ваш ответ – «Россия». Как называется эта песня?
Песня была певучая, широкая, раздольная, задушевная и бескрайняя как матушка Русь. Много пелось песен на Руси, давайте вспомним жанры народных песен.
Поиграем в игру «Разгадай анаграмму».Из данных букв вы должны составить слово, которое будет ответом на заданный вопрос.
(Проверка)
Ребята. А как вы думаете, почему столько много жанров в русской песне?
Правильно, жизнь народа очень многообразна, для каждой жизненной ситуации народ сочинял особые песни.
Послушайте песню и определите её жанр.
(Лирическая)
Правильно, песня «Ой, по над Волгой» лирическая. Сегодня мы доучим её до конца.
(Пение песни, работа над двухголосием в припеве).
Молодцы. Песня у вас получилась широкая, протяжная, а это основная особенность русских песен.
Народные песни часто пелись в сопровождении музыкальных инструментов.
А какого жанра эта песня?
(Плясовая)
Это песня «Светит месяц». Послушайте, как исполняла её знаменитая певица Лидия Русланова.
(Слушание песни «Светит месяц» в исполнении Лидии Руслановой)
Какой оркестр вы услышали? (оркестр русских народных инструментов)
Какие вы знаете русские народные инструменты?
(Дети перечисляют)
Давайте представим себя народными музыкантами и попробуем сыграть эту весёлую плясовую песню. Чтобы сыграть слаженно, надо сначала разучить партии каждого инструмента.
(Работа по партитуре на слайде над партиями, затем игра на инструментах песни «Светит месяц»)
Спасибо, у нас с вами получился слаженный оркестр.
Как вы думаете, какие по характеру русские люди?
(Смелые, отважные, справедливые, открытые, умеют работать и веселиться, любят свою Родину)
Оцените свою работу – нарисуйте 3-ю струну.
Итак, о какой мы музыке сегодня поговорили и что самое главное выявили?
О японской музыке – спокойная, напевная, есть лад пентатоника.
О Грузинской – ритмичность, темперамент, многоголосная.
О Русской – многожанровость, певучесть, широта. Исполнение а капелла.
Вывод:
Мы познакомились с музыкой и характером людей, которые живут далеко от нас. У каждой страны есть свои особенности и музыка – отражение жизни и души народа.
А одним символов России является балалайка. Покажите мне ваши балалаечки и их разноцветные струны. На этом наш урок окончен, до следующего урока.