-на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке;
побудить детей к общению с искусством в музыкальном театре.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
-слушание (анализ и сопоставление) музыкальных фрагментов
- исполнение (попевка, разучивание песни)
- просмотр наглядного материала
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер, проектор, экран.
- музыкальный центр
- аудиокассеты, компакт СД, ДВД- диски с видео и муз. материалом
- рабочая доска
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Слайд№1
Музыкальное приветствие:
У: «Здравствуйте, дети!»
Д: «Здравствуйте»
У: Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к жанрам, зависящим от литературы. Назовите их.
( дети перечисляют жанры)
У: Из перечисленных вами жанров на сегодняшнем уроке будут присутствовать
опера.
Слайд №2
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
У: Посмотрите на экран. Тема сегодняшнего урока «Из чего состоит опера».
Что вы знаете об этом жанре? Из чего она состоит, кем исполняется?
Опера — самый сложный из всех видов музыки жанр. Она вместила все до ныне существовавшие формы и жанры музыки, но при этом осталась и самым демократичным жанром. Ее слушали и слушают сейчас не горстка любителей музыки, а большая масса людей, испокон веков любившая всевозможные зрелищные представления. На примере оперы мы познакомимся со всеми формами и жанрами музыкального искусства. Итак, опера. Что значит это слово?
Давайте заглянем в словарь.
3.Актуализация знаний.
Переводится слово «опера» с итальянского «труд», «сочинение». Откуда появилось это название?
Самые первые опыты, не имея точного определения только что возникшего жанра, именовались витиевато и длинно: «сказание в музыке», или «музыкальная повесть», и к этому названию обязательно прибавлялось — «труд» или «сочинение» такого-то композитора. Позднее длинное название было сокращено и осталась лишь короткая приписка — «опера». Так возник новый музыкально-театральный жанр.
Однако он не был заново создан, а представлял собою лишь синтез, то есть сложение того, что уже давно бытовало. В опере все поют! И значит это, что, прежде всего мы будем говорить о вокальных жанрах.
Давайте запишем в тетрадях тему нашего урока и определение, что такое опера.
Слайд №3
Вы заметили, что если для песни необходим поэтический текст, то для оперы, помимо текста, важную роль играет либретто.
С этим термином вы уже встречались.
Что такое либретто?
Слайд №4
В либретто написаны не только слова для пения, но и дана определенная последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения, развитие. Либретто определяет главную тему, содержании и смысл всей оперы. Таким образом, мы можем сказать, что если без поэзии не было бы песен, то без драматических пьес, предназначенных для постановки на сцене, не было бы опер
То, что оперный спектакль состоит из действий, а между ними бывают антракты, мы узнали с вами на предыдущем уроке. А вот каким содержанием
наполнены картины, и из чего складывается это содержание внутри картин, мы
узнаем сегодня.
Давайте попытаемся понять, как тембр певческого голоса помогает исполнителю раскрыть образ персонажа.
Как называется сольный номер персонажа в опере?
Д: Ария
Слайд №5
( вспоминаем распределение голосов по партиям) учитель записывает на доске.
Перед нами великий русский композитор – Н. Римский-Корсаков. Его называют
Величайшим среди музыкантов сказочником.
Сказочность Римский-Корсаков понимает очень широко, обобщённо. У него есть и собственно сказки: в операх- «Снегурочка» по пьесе А.Островского, «Кащей бессмертный», пушкинские «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок»; в симфонической музыке –«Шехеразада», «Сказка». Кроме того композитор обращается к народному эпосу в опере «Садко»; легендам – в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; народным преданиям и фантастике – в операх «Майская ночь», «Ночь перед рождеством».
Слайд №7
За этими названиями - пёстрая вереница персонажей: дочь Мороза и Весны –
Снегурочка, мудрый царь берендей, новгородский гусляр Садко, морская царевна Волхова и царевна Лебедь, лесная девушка Феврония и Шемаханская царица.
И у каждого своя история, своя сказка.
4. Первичное усвоение новых знаний
Слайд №8
Сегодня в нашем музыкальном театре идет спектакль Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Вашим домашним заданием было познакомиться с сюжетом этой сказки.
Давайте назовём действующих лиц этого произведения.( дети перечисляют)
Как и в других сказочных операх Римского-Корсакова, в «Снегурочке» миру реальному (народ, Бобыль и Бобылиха, Купава, Мизгирь) противопоставлен мир
сказочно-фантастический (Весна, Мороз, Леший). Связующим звеном между ними являются пастух Лель, Снегурочка и старый Премудрый» царь Берендей.
Мы с вами остановимся на двух персонажах: Лель и Снегурочка
Слайд №9: Снегурочка и Лель (иллюстрация)
У: Что это за персонажи и какими их изображает Островский?
Д: Лель – юноша, пастушок, добрый, беззаботный, хорошо играет на рожке, красиво поёт. Благородный, человечный.
У:Образ Леля приобретает у Римского-Корсакова особый глубокий смысл.
Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство, поэтому сольные номера (арии) этого персонажа весьма близки народным песням.
Если бы вы были композитором, какому голосу вы поручили бы исполнение партии Леля, и почему?
Д: Контральто. Потому, что юноша, потому, что умеет любить и быть благородным.
У: Послушайте песню Леля «Туча со громом сговаривалась». Тембр какой партии выбрал композитор? Определите темп, лад, настроение..
Слайд №10
СЛУШАНИЕ (анализ, сопоставление)
Слайд №11
У: Следующий главный персонаж – Снегурочка. Охарактеризуйте этот персонаж.
Д: Красивая, беззаботная, ей нравятся песни.
У: Но холодная. Она умеет радоваться красоте людских песен, огорчаться из-за невнимания к себе, но она неспособна любить. А ей так хочется этого.
Весна плетёт для Снегурочки волшебный венок, надев который она должна полюбить. Каждый цветочек этого венка имеет свои чудесные свойства:
(читает учитель)
Зорь весенних цвет душистый
Белизну твоих ланит
Белый ландыш, ландыш чистый
Томной негой озарит;
Барской спеси бархат алый
Опушит твои уста
Даст улыбку цветик малый,
Незабудка-красота;
Роза розой заалеет
На груди и на плечах,
Василёчек засинеет
И просветится в очах;
Кашки мёд из уст польётся
Чарованием ума.
Незаметно проберётся
В душу липкая дрёма.
Мак сердечко отуманит
И рассудок усыпит,
Хмель ланиты нарумянит
И головку закружит.
Надев венок Снегурочка , как бы перерождается. Перед всем народом
Снегурочка признаётся в своей любви к Мизгирю. Но любовь для неё – гибель.
На неё падает яркий луч солнца, и Снегурочка погибает.
Слайд №12
Какому голосу вы поручили бы исполнение партии Снегурочки?
Послушайте «Сцену таяния Снегурочки».
Определите темп, лад, настроение.
СЛУШАНИЕ (анализ, сопоставление)
Слайд № 13
Рефлексия. (Слайд 15)
-Выбери для себя самое важное, что Вы вынесли с этого урока
— Что лежит в основе оперы?
У: На этом заканчивается наше знакомство с оперным спектаклем «Снегурочка».
Из чего состоит оперный спектакль?
Д: Действия – картины :сцены, арии , хор, инструментальные эпизоды.
У: Как выбор тембра композитором помогает раскрыть исполнителю образ персонажа?