Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».
Задачи:
· Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор, декорации;
· развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;
· воспитывающие:, воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.
· коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, афиша, декорации, солист, хор,
План урока:
1. Организационный момент. Активизация внимания.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Открытие новых знаний.
4. Проверка усвоения нового материала.
5. Вокальная работа.
6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Дети входят в класс. Звучит песня Г. Гладкова «Спор Маши и Вити» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити», которую дети разучивали на предыдущем уроке.
Учитель: Здравствуйте ребята! Скажите, какая песня звучала сейчас, о чем в ней поется?
Дети: Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете…
Учитель: А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса? Где можно встретиться с чудесами? (ответы детей). Хорошо.
Итак, тема нашего урока… Я думаю, вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки!
2.Актуализация опорных знаний.
Класс делится на 3 группы, обычно по рядам, в группе выбирается лидер, который дает ответы.
1.Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
2. Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)
3. Тот, кто песни не поет, а слушает,
Называется, ребята, ... (слушатель)
4 Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — ... (песня)
5.Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)
6 Ярко зал весь засверкал,
Приглашает всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот? (Вальс)
7. Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты ... (Певец.)
8. Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
9. Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)
10. В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, существует,
Площадка особая - …(Сцена)
11. Чтоб смотрелось представленье интереснее
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие… (Декорации)
12. Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
А актёрам, в благодарность,
Дарим мы… (Аплодисменты)
Молодцы! Скажите, кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!!!
3.Открытие новых знаний. Объяснение новой темы сопровождается презентацией.
Слайд 1.
Ребята, скажите, какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? (музыкальные) Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет».
Слайд 2.
Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша – это красочное объявление о спектакле. А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).
Слайд 3.
Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят») Скажите, вам знакомо это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.
Давайте войдем в театр….
Слайд 4.
Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
(мама Коза, козлята и Волк).
Слайд 5.
Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Сначала мы познакомимся в мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.
Прослушивание Колыбельной мамы Козы.
Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной (Она добрая, нежная, любит своих козлят). Кто услышал имена козлят?
Слайд 6.
(Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.) Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).
Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.
Прослушивание темы Малыша и Военного марша.
Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).
Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.
Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша.
Молодцы!
А сейчас мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает картинку с изображением козленка. Ваша задача: дать козленку имя, сбоку написать по три слова-ассоциации к данному образу и предметы, которые, по вашему мнению, могут принадлежать этому герою. (Дети работают в группах.)
Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.
5.Вокальная работа
Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе , то есть хором.
Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
Разучивание песни. Учитель называет детей, которые исполняют роли козлят, все остальные ученики – хор. Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям.
Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.
6.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
Работа в парах: Ученики придумывают и записывают 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. Учитель записывает слова на доске. Затем из записанных слов выбираются 3 слова, с которыми в ходе дискуссии составляются предложения. Например: опера, солист, хор.
Опера – музыкальный спектакль, где все действующие лица поют под сопровождение оркестра.
Солист – главный герой оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один.
Хор – коллектив певцов.
Домашнее задание. Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю.
7.Подведение итогов урока
Рефлексия.
- Скажите, пожалуйста, бывают ли чудеса на свете?
- Где нас ждут чудеса?
Рефлексия деятельности. - Что нового вы узнали на уроке?
- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? - Что на уроке тебе понравилось больше всего? «Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Дети выходят из класса под песню «Спор Маши и Вити» Г. Гладкова.