Урок- спектакль по музыке во 2 классе «Мама-первое слово».
Цель: Дать представления об опере как о музыкальном театре.
Задачи:
- Образовательные: Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения.
- Познавательные: дать понятие оперы как музыкального спектакля, Дать представление о том, кто создаёт музыкальный спектакль, о его роли в искусстве.
- Развивающие: развивать музыкальные и творческие способности детей, способность к коллективному взаимодействию, формировать коммуникативные навыки. Развивать умения определять характер музыки, слышать её образное содержание.
- Воспитательные: способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать слушательскую и зрительскую культуру, музыкальный и эстетический вкус.
Музыкальный материал:
- «Сцена игры» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»;
- «Хор козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»;
- «Колыбельная козы» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»;
- «Песенка мамонтёнка» из мультфильма "Мама для мамонтёнка" - музыка В.Шаинский, слова Д. Непомнящий;
- Песня «Мама» из кинофильма «Мама»- композитор (музыка)Буржоа Жерар, Попа Темистокле, автор текста (слов)Энтин Юрий;
- Д. Львов « Дружат дети всей земли»;
- Полька «Дедушка» ;
- П. И. Чайковский « Танец маленьких лебедей»;
- М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».
Оборудование.
- Маски козлят, козы, волка, медведя;
- Таблички с изображениями животных;
- Листочки;
- Бумажные изображения льдинок, мамонтёнка, его мамы.
- Мультимедийная презентация.
Ход урока.
Учитель: (поёт) Здравствуйте, дети.
Дети: (поют)Здравствуйте, учитель.
Учитель: Ребята на нашем уроке сегодня присутствуют гости. Давайте с ними музыкально поздороваемся.
Дети: (поют) Здрааа-вствуй-теее.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, а урок-спектакль. Ребята, а что такое спектакль? (ответы детей) Без чего не может быть спектакля? (Ответы детей) Правильно, ребята. Спектакль –это представление, где актёры играют роли, а зрители смотрят. Ребята, а как вы думаете, легко ли быть актёром? Что для этого нужно? ( Ответы детей.) Чтобы хорошо сыграть свою роль, актёру необходимо войти в образ. Образ- это внешность, настроение, характер персонажа. С помощью чего мы можем создать образ?(Ответы детей.) (Краски, костюм, речь и т. д.) А как вы думаете, можем ли мы создать образ с помощью музыки? (Ответы детей.)Правильно, дети. Музыка очень выразительна, она может изобразить кого угодно. Например, животных. И я сейчас предлагаю вам в этом убедиться и немножко поиграть. Перед вами на экране будут появляться картинки животных которые будут сопровождаться музыкой. Если музыка подходит животному, вы хлопаете. А если нет- то топаете. Будьте внимательны.
(Игра «Музыкальный зоопарк»).
Учитель: А теперь мы, послушав музыку, попытаемся определить, какому животному она подходит. Для этой игры мне нужны несколько человек. У вас в руках таблички с изображениями животных, птиц. Сейчас будет звучать музыка, если она подходит вашему животному или птичке, вы поднимаете свою табличку. Будьте внимательны.
(Игра «Чья это музыка?»)
Учитель: Молодцы, ребята, внимательные. Музыка очень ярко может изобразить нам кого угодно. Нужно только уметь её слушать. А как надо слушать музыку? (Ответы детей.) Правильно. Иногда музыка играет главную роль в спектакле и создаёт образы его персонажей. Такой спектакль называется музыкальным. А спектакль, в котором все персонажи поют, называется оперой. Бывает так что композитор сочиняет оперу по уже написанному рассказу или сказке. И сегодня мы с вами познакомимся с такой оперой. Но я хочу, чтобы вы сами догадались, о ком эта опера. Кто на свете всех роднее, для ребёнка всех милее? (Мама)Правильно, ребята, мама. И совсем скоро мы с вами будем праздновать День матери. А какую сказку о маме и детках вы знаете? (ответы детей) Давайте вспомним сказку «Волк и семеро козлят». Какие герои есть в этой сказке? О чём эта сказка? (Вспоминаем содержание сказки.) Композитор Михаил Владимирович Коваль сочинил оперу «Волк и семеро Козлят». В своей опере он дал козлятам забавные имена: Дразнилка, Мазилка, Топтушка, Болтушка, Бодайка, Всезнайка, Малыш и попытался в музыке передать характер каждого из них. Давайте послушаем, как козлята играют.
(Прослушивание «Сцены игры» из оперы «Волк и семеро козлят».)
Учитель: Удалось ли композитору при помощи музыки передать характер козлят? (Ответы детей). Какие они? (Ответы детей). Козлята дружные, весёлые и об этом они поют в своей песенке.
(Прослушивание «Хора козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».)
Учитель: А когда наступает вечер, мама-козочка поёт козлятам колыбельную.
(Прослушивание «Колыбельной козы» из оперы «Волк и семеро козлят».)
Какая по характеру эта колыбельная? (Ответы детей.) Молодцы, ребята. Давайте ещё раз вспомним, как называется спектакль, в котором актёры поют. (Ответы детей. Опера.) Правильно. Но создать музыкальный спектакль не просто. Прежде чем его увидит зритель, автор пишет произведение, композитор сочиняет музыку, музыкант эту музыку исполняет, актёры учат и играют роли. А давайте и мы сегодня попробуем стать актёрами и зрителями. Ну, артисты выходите и всем сказку подарите.
Музыкальный спектакль-сказка «Волк и семеро козлят».
Рассказчик: На лесной опушке стоит маленький домик. Живёт там козочка с маленькими козлятками. Мама-козочка деток любила, кормила и заботилась о них. А козлятки целый день резвились и играли. И ни дня наши козлятки не могли жить без зарядки.
(Физминутка.)
Рассказчик: Вот собралась как-то раз козочка на базар, а деткам строго-настрого наказала дверь не открывать.
Мама-коза: Вы играйте, не скучайте, никому не открывайте, пока не услышите мою песенку: «Козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся».
Рассказчик: Сказала так и ушла. А козлята стали играть, хоровод затевать.
1 козлёнок:
Мы, весёлые козлятки,
Целый день играем в прятки,
И танцуем, и поём,
И танцует с нами дом.
2 козлёнок:
Скоро мамочка придёт,
Нам гостинцев принесёт!
Каждый день и каждый час
Очень весело у нас!
(Хоровод козлят)
Рассказчик: Козлята веселились, а за ними из кустов наблюдал серый волк. Он подслушал песенку козы и задумал съесть козлят. Облизываясь и потирая лапы, волк подошёл к домику, постучал и запел.
Волк: Козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся.
Рассказчик: Но голос у волка был слишком грубый и козлята не открыли ему.
Тогда пошёл волк к медведю. Медведь был мастером и мог сделать даже голос. Сделал он волку голосок тонкий да звонкий. Снова пошёл волк к избушке, постучал и запел тоненьким голоском.
Волк: Козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся.
Рассказчик: «Мама!»-подумали козлята и открыли дверь. Серый волк схватил испуганных козлят и потащил в лес! А один козлёнок успел спрятаться от него. Прослышал мишка, для чего нужен был волку тоненький голосок, рассердился, топнул ногой, зарычал.
Что ты сделал, волк-злодей?!
У козы украл детей?!
Вот она домой вернётся-
Тяжело тебе придётся!
Будешь ты, бесстыжий, знать,
Как детишек воровать!
А в это время коза вернулась домой. Смотрит- нету козлят! Ахнула, кинулась-туда- сюда- нигде нет! Тут вылез из-под лавочки успевший спрятаться козлёнок.
3 козлёнок: Мамочка, серый волк здесь был- всех козляток утащил!
Рассказчик: Побежала коза к волку. Хоть и был он серый и страшный, да только она его не боялась. Для такого для врага есть копыта и рога. Ударила коза волка рогами, завыл он, испугался и убежал. Обрадовались козлятки, обняла их коза. И вместе они вернулись домой.
4 козлёнок:
С мамочкой мы всё сумеем,
С нею мы везде успеем.
Каждый день и каждый час
Наша мама есть у нас!
Рассказчик:
А давайте дружно, вместе
Мам порадуем мы песней.
Вы ребята, не зевайте
И козляткам подпевайте.
(Песня «Мама».)
Конец.
Учитель: Молодцы, ребята, не забыли поблагодарить наших артистов аплодисментами. А у маленького мамонтёнка тоже есть мамочка. И он очень хочет к ней попасть. Давайте ему в этом поможем.
(Игра «Помоги мамонтёнку попасть к маме».)
( На доске при помощи магнитов закрепляются бумажные изображения мамонтёнка и его мамы.) У меня есть льдинки, на которых написаны названия тех, кто участвует в создании музыкального спектакля. Нужно расположить эти льдинки в правильном порядке, и тогда по ним мамонтёнок обязательно попадёт к маме. ( при помощи магнитов дети закрепляют бумажные «льдинки» на доске.) Молодцы, ребята, справились. Когда мамонтёнок плыл на льдине к маме, он пел песенку. Давайте её споём.
(«Песенка мамонтёнка».)
Учитель: А теперь, ребята, я вас прошу на листочках, которые лежат на ваших партах, нарисовать смайликом своё настроение сейчас и прикрепить эти листочки магнитиком к доске.
До новых встреч.