Урок музыки в 6 классе «Авторская песня - прошлое и настоящее»
Урок музыки в 6 классе «Авторская песня - прошлое и настоящее»
Тема урока: Авторская песня - прошлое и настоящее.
Цель урока:
Продолжить рассмотрение темы полугодия на уроках музыки в 6 – м классе «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни:
Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким,
Б.Окуджава, О.Митяев.
2. Ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия.
3. Определит грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем
сила авторской песни?
4. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом
и в настоящем.
5.Донести до уч-ся через формы организации историю и значимость идей авторской песни:
дружба, единство, братство.
6. Отработка певческих навыков с помощью интонации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 6 классе «Авторская песня - прошлое и настоящее»»
Урок музыки в 6 классе
«Авторская песня -
прошлое и настоящее»
Учитель музыки:
Ненишина Маргарита Владимировна
Тема урока: Авторская песня - прошлое и настоящее.
Цель урока:
Продолжить рассмотрение темы полугодия на уроках музыки в 6 – м классе «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни:
Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким,
Б.Окуджава, О.Митяев.
2. Ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия.
3. Определит грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем
сила авторской песни?
4. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом
и в настоящем.
5.Донести до уч-ся через формы организации историю и значимость идей авторской песни:
дружба, единство, братство.
6. Отработка певческих навыков с помощью интонации.
Оборудование:
Музыкальный центр, доска, фотографии композиторов авторских песен, столы и карандаши для рисования, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках, кассетах.
ХОД УРОКА
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
( звучит песня Д.Тухманова «Гаудеамус»)
Учитель: Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека. Помните, как вы печалились во время звучания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу. Мы узнали, что такое музыкальный образ, познакомились с музыкальными произведениями вокальной и инструментальной музыки.
Сегодня мы познакомимся с одной из составляющих нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ответить на вопрос, в чем заключается эта сила?
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? (ответы детей) Вы незнакомы с этой песней.
В таком случае у вас будет урок – открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней.
Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». Урок открыла знаменитая авторская песня «Гаудеамус» Д.Тухманова, которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном.
Наша задача ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют – философией жизни, что она несет вашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?
Но вначале я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании?
(ответы детей)
Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами?
(ответы детей)
Учитель: Наш мир дарит нам много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете.
Сейчас вы услышите один звук. Закрыв глаза, вслушайтесь в его звучание внимательнее, чем обычно (звучит нота соль бемоль второй октавы). А теперь попробуйте представить его форму, нарисуйте ее на листочках.
(повторяю звучание ноты, ученики рисуют форму)
Учитель: Я соглашусь с теми, кто нарисовал объемную форму (показывает несколько форм, нарисованных учениками). А теперь скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, эта форма полая или заполненная? (ответы детей)
Учитель: Кто – то услышал в этом звуке море, кто – то гул самолета. Кто – то улетел вместе со звуком к звездам. Форма звука оказывается, наполнена нашими мысли – формами! Если вы будете внимательны, обязательно уловите эти мысли – формы. Скажите, а разве это не чудо, вдруг, казалось бы, из ничего, возникает мир образов? Вот это чудо, так чудо! И это чудо называется звуком! А звуки рождают музыку! Значит, звуки музыки несут в себе значительно больше, чем вы думаете.
Почему я сегодня говорю вам об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов, стремлений – всю философию жизни. И сильна она тем, что несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учитель:
Русь славилась авторами- исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью.
БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. (звучит ария из оперы «Садко»)
В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствоваливаганты(шутники).
Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов. И песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра.
В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна авторской песни. Это своеобразный городской фольклор, который называют по - разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Многообразные явления жизни получили свое выражение в текстах и мелодиях людей, не имеющих специального музыкального образования. Лучшие образцы авторской песни, песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Дольского и других авторов, заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре. И сегодня их встречают равно как Баянов в древней Руси, называя их БАРДАМИ, они являются и авторами и исполнителями своих песен.
В их песнях та же искренность, доверительность, безупречная верность высокому духовному выбору.
В чем же ценность авторской песни?
Я предлагаю вам послушать несколько авторских песен и мы вместе попробуем ответить на этот вопрос.
(Звучат песни: А. Розенбаум «Мы живы», А.Якушева «Вечер бродит»)
В чем же ценность авторской песни? Это искренность, доверие, с которыми она звучит; доступность для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка. Мелодии авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри стихотворения. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.
Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве разума и мудрости. Родился Булат Окуджава 9 мая, теперь это День Победы. И словно ему в подарок уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал».
(Звучит песня «Мы за ценой не постоим»)
Мы за ценой не постоим (Белорусский вокзал)
Здесь птицы не поют,
деревья не растут, и только мы плечом к плечу врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, над нашей родиною дым, и, значит, нам нужна одна победа, одна на всех -- мы за ценой не постоим.
Припев:
Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он. Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас звучит другой приказ, и почтальон сойдет с ума, разыскивая нас. Взлетает красная ракета, бьет пулемет, неутомим... И, значит, нам нужна одна победа, одна на всех -- мы за ценой не постоим.
От Курска и Орла война нас довела до самых вражеских ворот -- такие, брат, дела. Когда-нибудь мы вспомним это -- и не поверится самим... А нынче нам нужна одна победа, одна на всех -- мы за ценой не постоим.
Интересна история песни «Глобус». Ее мелодия приписывается поэту Михаилу Светлову. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Вов спел сам М.Светлов, были другими.
После войны, в 1947г., поэт М.Львовский по просьбе друга-однополчанина, написал на эту мелодию другие слова. Так и получилась песенка «Глобус». Многие годы она поется с разными
словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. И сейчас мы послушаем песню М.Светлова на слова М.Львовского.
ГЛОБУС
Я не знаю, где встретиться Нам придется с тобой. Глобус крутится, вертится, Словно шар голубой, И мелькают города и страны, Параллели и меридианы, Но таких еще пунктиров нету, По которым нам бродить по свету.
Знаю, есть неизвестная Широта из широт, Где нас дружба чудесная Непременно сведет. И узнаем мы тогда, что смело Каждый брался за большое дело, А места, в которых мы бывали, Люди в картах мира отмечали.
Кто бывал в экспедиции, Тот поет этот гимн, И его по традиции Мы считаем своим, Потому что мы народ бродячий, Потому что нам нельзя иначе, Потому что нам нельзя без песен, Потому что мир без песен тесен.
Я не знаю, где встретиться Нам придется с тобой. Глобус крутится, вертится, Словно шар голубой, И мелькают города и страны, Параллели и меридианы, Но таких еще пунктиров нету, По которым нам бродить по свету.
Ребята, обратите внимание, как проста и искренна в этой песне мелодия, она помогает своей чистотой раскрыть глубину содержания слов! Здесь сила музыки в простоте и искренности.
Ну что, наверняка вы уже хотите и сами петь, правда? И, конечно же, сегодня мы с вами разучим эту авторскую песню.
Сначала песня поется покуплетно, отрабатываются интонации с помощью раскрытия мыслей и чувств автора, а затем песня исполняется полностью.
ИТОГ УРОКА
Учитель: Сегодня мы с вами говорили об авторской песне, исполняли их. Для чего нужны авторские песни и нужны ли они?
(Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище).
Учитель: Да, вы сейчас сказали правильные слова. Авторская песня несет в себе:
- помощь в понимании человеческих ценностей,
- помощь в понимании единства человека и Мира,
- авторская песня очищает наши сердца,
- музыка авторской песни обогащает своей красотой,
- она призывает к высоким чувствам, помогают духовному становлению.
Могу еще добавить: авторская песня несет в себе глубокую философию познания жизни. И если авторская песня станет вашим другом, то можно быть уверенным, что вы сможете вырастить в себе такие качества как: искренность открытость, честность, чистота. Она поможет стать вам богатыми духовно, гармоничными людьми. Вот мы с вами и ответили на вопрос: в чем же ценность авторской песни.
Я предлагаю сейчас составить с моей помощью тематический спектр авторской песни:
«семь цветов радуги» (дети рисуют радугу и в нее вписывают спектр авторской песни).
Тематический спектр авторской песни это индивидуальная цветовая ассоциация песни: героизм, гражданственность, патриотизм, понятие «красного» цвета.
Понятие «оранжевого цвета» в радуге: юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека.
Понятие жёлтого цвета в радуге, мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция, создание воображаемых музыкальных образов.
Понятии «зелёного» цвета, песня размышления, песня- картина, песня- разговор, романтика, ритм, вальс, художественно- музыкальный образ природы, элегия.
Понятие «голубого» цвета радуги, высокая духовность, уважение, восхищение, нежность, верность, благородство драматизм неразделённой любви.
Понятие «синего» цвета радуги: воспоминание, тоска, память, драматизация, трагизм.
Понятие «фиолетового» цвета радуги, печаль, скорбь, утрата.
А в заключение урока я хочу познакомить вас еще с одной авторской песней. Ее знает, мне кажется все. Я предлагаю закончить урок замечательной авторской песней
«Изгиб гитары желтый», написанную Олегом Митяевым, известным в нашей стране бардом.
«Как здорово»
Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь, Качнётся купол неба Большой и звёздноснежный, Как здорово что все мы здесь Сегодня собрались Как здорово что все мы здесь Сегодня собрались Как отблеск от заката костёр меж сосен пляшет, Ты что грустишь бродяга, а ну-ка улыбнись, И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет, И всё же с болью в горле мы тех сегодня вспомним, Чьи имена как раны, на сердце запеклись, Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним,
Учитель:
(дети оценивают урок в тетрадях: рисуют 2 ноты- урок понравился, 1ноту – урок не понравился) Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания.