Цель урока: через знакомство с жанрами русской народной солдатской песни и петровского канта раскрыть образы защитников Отечества. В ходе урока учащиеся закрепляют знания о жанрах народной музыки (солдатская строевая песня); знакомятся с жанром канта; расширяют представление о выразительности интонации в музыке; воспитывается уважение к защитникам Отечества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 3 классе "Виват, Россия!" »
Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя»
Тема урока: «Виват, Россия!»
Цель урока: через знакомство с жанрами русской народной солдатской песни и петровского канта раскрыть образы защитников Отечества.
Задачи урока:
закрепить знания о жанрах народной музыки
(солдатская строевая песня);
познакомить с жанром канта;
расширить представление о выразительности интонации в музыке;
воспитание уважения к защитникам Отечества.
Ход урока:
У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим тему «Россия – Родина моя», начатую на прошлом уроке. О чём шла у нас речь? Да, о защитниках Отечества. Какие же интонации мы услышали в музыке?
У.: А эту интонация узнали? Из какого произведения? (звучит главная интонация 1 части симфонии № 2 А. П. Бородина)
У.: Верно, так начинается «Богатырская» симфония русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. А почему она так называется? (звучат ответы детей)
У.: Мы снова сегодня услышим эту величественную музыку и вместе с ней увидим галерею богатырских образов русских художников (репродукции картин русских художников).
У.: Замечательная симфония! Но ведь это музыка концертных залов. А нужна ли музыка на войне, в боях и сражениях? Зачем? (ответы детей)
У.: С вами, ребята, согласен один из самых выдающихся полководцев в истории России. Он, кстати, называл своих солдат «чудо-богатырям»!Итак, послушайте: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Музыка удваивает, утраивает армию!» Догадались о ком речь? (портрет на доске)
У.: Александр Васильевич Суворов! А уж он-то знал, о чём говорил, ибо не проиграл ни одной битвы! И написал книгу «Наука побеждать». А вот ещё одно высказывание великого полководца Александра Суворова: «Хороший солдатский хор расширяет шаг, это ведет к победе, а победа – к славе»
У.: Давайте же и мы споём старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки» (слова лежат на столах).
У.: Ещё в далёкой древности музыка в военном деле использовалась постоянно. А 19 февраля 1711 года по указу Петра Первого в русской армии были введены военные оркестры. Военные музыканты имелись во всех полках. А ещё были песенники. В знаменитом Бородинском сражении принимало участие около 3000 барабанщиков, трубачей и флейтистов! Так что в этом году военные музыканты отметили300 - летний юбилей.
У.: А мне хотелось бы вспомнить с вами ещё одну старинную русскую народную песню - «Славны были наши деды». На сей раз, мы сыграем её на свирелях.
У.: А теперь продолжим знакомство с текстом песни и споём её(слова на столах).
У.: У этой песни славная история. Из неё родился знаменитый « Марш Преображенского полка», который долгое время являлся одним из музыкальных символов России.
И сегодня этот марш украшает военные парады.
Видеофрагмент
У.: Во времена Петра I появился ещё один жанр песенной музыки. Как он называется, мы узнаем, отгадав кроссворд (Отгадывание кроссворда).
У.: Это слово латинское. Означает оно пение, песня.
У.: А в самих петровских кантах часто звучит слово «Виват!». Может быть, вы знаете, что значит это слово? Да здравствует! В 1721 году, в честь заключения мира со шведами, было пропето много кантов. Познакомимся с одним из них. Сыграем главную интонацию на свирелях.
У.: Может быть, она напомнила вам мелодию, которая сегодня звучала? (показать интонацию песни «Славны были наши деды»)
У.: Послушаем кант «Радуйся, Росско земле».
Видеофрагмент
У.: Эта хвалебная песня, вероятно, напомнила вам ещё один песенный жанр, величественный и торжественный. Музыка канта похожа на гимн. В ней песенность сочетается с маршевостью. А какой хор мы слышали? Верно, мужской. Именно хоры мужчин – государевых певчих – и исполняли канты.
У.: Всё это замечательно, но надо ли нам сегодня, в 21 веке, знать о старинных солдатских песнях и петровских кантах? (ответы детей)
У.: Надо, потому что это наша память о полководцах и солдатах, о днях испытаний и тревог, о героях и защитниках Отечества. Без памяти о нашем прошлом у нас с вами не будет будущего. Поэтому я предлагаю закончить наш урок песней, которая, по-моему, полюбилась вам.