Урок музыки в 3 классе по теме "Приглашение на концерт". УМК "Система Л.В. Занкова".
Содержание урока направлено на систематизацию знаний обучающихся по теме "В концертном зале". Третьеклассники предварительно изучили в классе модель афишы "Концерт фортепианной музыки Ф. Шопена", составленной учителем от лица Пермской краевой филармонии. На уроке учитель организует деятельность по выделению и анализу слов-ориентиров в такого вида рекламной продукции. В ходе такого погружения третьеклассники демонстрируют собственные исполнительские навыки и принимают решение о приобретении билетов на этот концерт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 3 классе "Приглашение на концерт" »
9
ГБПОУ «Кунгурский образования №1»
«ПРИГЛАШЕНИЕ НА КОНЦЕРТ»
Урок музыки в 3 классе
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Выполнила:
Ужегова Лариса Юрьевна,
преподаватель музыки
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Технологическая карта урока 5
Сценарий урока 6
Список литературы 11
Приложения 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2013 год - год двадцатилетия Федерального научно- методического центра имени Л.В. Занкова. Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка.
Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
В целом система развивающего обучения имела в своей основе такие взаимосвязанные принципы:
- принцип обучения на высоком уровне сложности;
-принцип обучения быстрым темпом;
- принцип ведущей роли теоретических знаний;
- принцип осознания школьниками процесса учения;
-принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учеников.
Одно из свойств методики Л. В. Занкова – ее многогранность: в сферу учения вовлекаются не только интеллект школьника, но и эмоции, стремления, волевые качества и другие стороны личности. В данной системе урок благодаря новым дидактическим имеет другие функции, приобретает иной характер и форма его организации. В работу задействованы не отдельные учащиеся, а весь класс, общение на уроке основано на самостоятельной мыслительной деятельности детей. Меняется соотношение удельного веса речи учащихся и учителя. Л.В. Занков обосновал возможность применения в обучении различных видов педагогического эксперимента.
Учебно-методический комплекс «Музыка» Г.С. Ригиной является составляющим элементом программы Л.В. Занкова, разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Цель курса – заложить основы музыкальной культуры школьника как часть его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.
Учебно-методический комплект "Музыка. 3класс" включает также рабочую тетрадь для учащихся, методическое пособие и нотную хрестоматию учителя, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.
Материал урока «Приглашение на концерт» разработан в соответствии с программой «Музыка» Г.С. Ригиной к конкурсу педагогического мастерства «Педагог, которого ждут» студентов ГБОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» и проведён на базе МАОУ «Гимназия №16» г. Кунгура, в 3 «а» классе, 17.10.2013 года.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№п.п
Этапы урока
Задачи, решаемые на этапе
Содержание этапа
Формы, методы, средства обучения
Ожидаемый результат
1.
Организационно- мотивационный
1.1Попевки-приветствия.
Активизация познавательного интереса.
Исполнение попевок учителем и учениками.
Наглядно- слуховой метод.
Эмоциональная заинтересован-
Ность
1.2.Введение в тему урока
Систематизация знаний.
Изучение содержания афиши и буклетов. Словарная работа.
Метод погружения
Точные, развёрнутые ответы на вопросы
2
Работа по теме урока
2.1.История фортепиано
Активизация познавательной и творческой деятельности.
Просмотр материала видеоэнци
клопедии. Исполнение учащимися произведений на фортепиано.
Наглядно- зрительный метод.
Восприятие фрагментов. Активность в исполнении произведений.
2.2. Жизнь композитора Ф. Шопена
Изучение творчества композитора.
Систематизация знаний.
Работа с текстом. Словарная работа.
Просмотр портретной галереи.
Наглядно- зрительный метод.
Метод обобщения.
Проявление уважительного отношения к культуре, интерес к творчеству композитора, содержание урока.
2.3. «Поэт фортепиано»- Ф Шопен
Изучение репертуара филармонии. Активизация познавательной и творческой деятельности.
Просмотр фрагмента художественного фильма, видеозаписи танца. Инструктаж по выполнению дом. задания.
Метод эмоциональной драматургии
Метод сопереживания
Сохранение «атмосферы концертного зала». Активность в исполнений танцевальной композиции.
3
Итог урока
Активизация мыслительной деятельности. Оценка урока.
Моделирование содержания концерта.
Рефлексия д-ти.
Метод моделирование художественного процесса.
Эмоциональная активность.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Время проведения: 40 минут.
Система образования: Л.В. Занкова.
Цель урока: развитие познавательного интереса учащихся.
Задачи:
-побудить к изучению творчества польского композитора Ф.Шопена;
-активизировать мыслительную деятельность и творческую активность учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал (буклет, билеты), фортепиано.
Примечание:
-Курсивом выделены слова, которые составляют содержание словаря в буклете.
-Буклеты раздаются учащимся при входе в актовый зал.
-Билеты выдаются на выходе из актового зала.
Сценарий урока
I Организационно – мотивационный этап.
1.1.Попевка-приветствие:
Учитель поёт: «Здравствуйте, ребята!»
Ученики отвечают: «Здравствуйте, учитель!»
У нас на уроке присутствуют гости - поприветствуем их аплодисментами.
1.2. Введение в тему урока
-Учитель: (Слайд 1. Афиша). В нашу гимназию из города Перми доставили необычную афишу и рекламные буклеты для каждого ученика 3а класса. Познакомимся с их содержанием.
-Учитель: Куда приглашает нас афиша и буклет?
(Слайд 2 Первая сторона буклета)
-Ученики: Нас приглашают на концерт фортепианной музыки Ф. Шопена.
-Учитель: Когда и где состоится концерт?
-Ученик: Концерт состоится 24 октября 2013 года в Пермской краевой филармонии.
(Слайд 3 Здание филармонии)
-Учитель: Как вы понимаете значение слова «филармония»?
-Ученик: Это учреждение культуры, которое занимается организацией и проведением концертов.
(Слайд 4 Вторая сторона буклета)
-Учитель: Какая дополнительная информация содержится в буклете?
-Ученики: В буклете мы видим приглашение на концерт, в котором есть словарь, портрет композитора, высказывания о нём, краткая биография, репертуар.
-Учитель: Чем отличается афиша от буклета?
-Ученики: В буклете содержится более полная информация о концерте. Буклет можно брать всем желающим домой. Эти буклеты вы тоже можете взять с собой.
- Учитель: Давайте, ещё раз обратим внимание на содержание концерта. Какие произведения будут представлены вниманию слушателей?
-Ученик: Вниманию слушателей будут представлены….
-Учитель: На каком инструменте будут исполнены эти произведения?
-Ученик: Все произведения будут исполнены на фортепиано.
- Учитель: Что вы знаете о фортепиано?
-Ученики: Это клавишный музыкальный инструмент.
II Работа по теме урока
2.1. История фортепиано
-Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. Сегодня герои «Энциклопедии юного музыканта» Чевостик и дядя Кузя расскажут нам историю фортепиано для того, чтобы мы чувствовали себя уверенно при посещении филармонии. Внимание на экран.
-Учитель: Несколько учащихся класса овладевают этим прекрасным инструментом в Детской школе искусств. Покажите своё мастерство. Встречаем артистов бурными аплодисментами.
Учащиеся играют небольшие произведения на фортепиано.
-Учитель: Спасибо. Творческих вам успехов. Скажите, кто будет исполнять произведения на концерте в филармонии? Посмотрите буклет.
-Ученики: Называют фамилии исполнителей, которые написаны в буклете.
-Учитель: Кто автор произведений, которые будут звучать на концерте в Пермской филармонии?
-Ученик: Композитор Фридерик Шопен.
2.2. Жизнь композитора Фридерика Шопена.
-Учитель: Действительно, программа концерта состоит только из произведений композитора Фридерика Шопена в исполнении знаменитых композиторов современности. Именно поэтому на уроке музыки мы рассматриваем приглашение на концерт и обсуждаем его содержание. Что мы знаем о жизни и творчестве Фридерика Шопена?
-Ответы нескольких учеников.
(Слайд 6 Портрет + картинки)
Учитель: Перед нами портреты, сделанные в разные периоды жизни композитора. Он прожил очень короткую, но интересную жизнь. Обратите внимание на экран (просмотр портретной галереи). В буклете содержатся некоторые сведения о жизни композитора. Прочитаем текст по цепочке и обратим внимание на трудные слова. Их значение написано в нашем словаре.
(слайд 7 Текст о жизни композитора)
Фредери́к Франсуа́ Шопе́н- композитор, пианист, педагог. Родился в Польше. Он был окружён особым вниманием и заботой родителей. Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Подобно Моцарту, Фридерик очень рано стал играть на фортепиано. Фридерик поражал окружающих своей одарённостью. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Он в совершенстве овладел искусством импровизации. Фридерик закончил в Варшаве лицей и консерваторию. Он много читал, посещал концерты разных исполнителей, выставки. Фридерика очень любили в высшем обществе, манеры его были полны порядочности и аристократизма. Много времени он уделял преподаванию музыки и концертной деятельности. В Польше больше не рождался музыкальный гений такого уровня.
2.3. «Поэт фортепиано»- Ф. Шопен.
-Учитель: Сегодня мы имеем возможность прикоснуться к творчеству композитора через просмотр художественного фильма «Шопен». В фильме звучит медленный ноктюрн, который плавно сменяется торжественным полонезом.
( Слайд 8) Просмотр видеофрагмента из фильма «Шопен».
-Учитель: Звучание какого инструмента мы слышали?
-Ученики: Мы слышали звучание фортепиано.
-Учитель: Какие произведения Фридерика Шопена включены в программу концерта Пермской краевой филармонии? Посмотрите буклет.
-Учитель: Назовите жанр этих музыкальных произведений?
-Ученик: Все эти произведения написаны в жанре ТАНЕЦ.
-Учитель: В качестве домашней работы предлагаю выполнить следующее задание: история польских танцев, включённых в программу концерта. Вам нужно услышать: только польских танцев.
- Учитель: Большая часть произведений Фридерика Шопена написана в танцевальном жанре для музыкального оформления вечеров, балов и торжественных мероприятий польских аристократов. Он играл исключительно на фортепиано, за это пристрастие его называют «поэтом фортепиано». В буклете представлены высказывания великих людей о творчестве композитора. Фридерик Шопен пользовался особой популярностью за способность сочинять прекрасные произведения почти на ходу и превосходно их исполнять, поднимая настроение публики. Предлагаю погрузиться в атмосферу того времени, все желающие приглашаются на танцевальную импровизацию под звуки «Вальса №7» Фридерика Шопена.
( Слайд 9. Картины танцующих вальс)
Учащиеся поднимаются на сцену зала. Танцевальная импровизация.
-Учитель: Спасибо. Благодарим артистов аплодисментами. Поляки очень бережно относятся к своей культуре, сохраняют национальные традиции. У нас есть уникальная возможность представить, как танцевали польские паны и панночки той эпохи.
(Слайд 10 Видеофрагмент танца.)
- Учитель: Увидеть такие представления можно прямо на улице современных городов. Эту видеозапись сделали ученики города Кунгура, которые были награждены за особые заслуги поездкой в Польшу. Дело в том, что у нашего города есть брат –польский город Величко, который знаменит своей Соляной пещерой. Такие города называют побратимами. В наших городах есть пещеры. В кунгуре-ледяная, в Польше- соляная.
(Слайд 11 Пещера Кунгура-Величко)
-Учитель: Теперь, слушая музыку великого композитора, вы можете себе представить Польшу, музицирующего на фортепиано Фридерика Шопена, танцующих людей.
3. Итог урока
(Слайд 12 Билет)
-Учитель: Что вы ожидаете от посещения концерта в Пермской краевой филармонии. Как будет проходить концерт?
-Ученики: 3-4 ученика рассказывают о своих ожиданиях.
Учитель: У нас есть возможность получить билет на концерт фортепианной музыки Фридерика Шопена прямо сейчас. Сделайте свой выбор. Благодарю за работу. Особеннно…. (имена учащихся). Жду вас на концерте. Ученики по желанию получают билеты, которые помогут провести рефлексию деятельности учеников и учителя.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гульянц Е. Детям о музыке.-М., Издательство «Аквариум».-2006.-с.383.
2.Куберский И.Ю. Энциклопедия юных музыкантов.-СПб.-ТОО «Диамант».-2008.-с.357.
3.Ригина Г.С. Программа для 4-летней начальной школы. Система Л.В. Занкова».- Самара.- Корпорация «Федоров».- Издательство «Учебная литература».- 2012.- с. 78.
Интернет-источники
4. zankov.ru
5.Фонохрестоматия по программе Г.С. Ригиной.3 класс. 1 четверть http://depositfiles.com/files/ws5iimnsm