Как известно, пение, голос человека – средство духовного и физического развития человека. Пение способствует развитию мышечного корсета, стимулирует работу дыхательной системы, сердца, мозга, пищеварения, укрепляет психическое здоровье. Данное занятие разработано для детей 10-16 лет, в котором использована только небольшая часть артикуляционных, фонопедических упражнений, развивающих голосовых игр, способствующих развитию и укреплению звукообразующих органов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Учитесь петь и будьте здоровы"»
«Dum spiro spero» - Пока дышу – надеюсь.
(древнее изречение)
Пояснительная записка
Как известно, пение, голос человека – средство духовного и физического развития человека. Пение способствует развитию мышечного корсета, стимулирует работу дыхательной системы, сердца, мозга, пищеварения, укрепляет психическое здоровье. Данное занятие разработано для детей 10-16 лет, в котором использована только небольшая часть артикуляционных, фонопедических упражнений, развивающих голосовых игр, способствующих развитию и укреплению звукообразующих органов.
Методическая тема: учитесь петь и будьте здоровы - физическое самосознание певческого процесса
Методическая цель занятия: описание и демонстрация приемов формирования и развития навыков самоконтроля певческого процесса
Цикл упражнений на дыхание и дикцию, выполняемые в едином ритме (метр, пульсация) при совмещении теории и практики
Цель:
-разогрев мышц артикуляционного аппарата
- профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильного вокального дыхания и опоры звука;
- развитие координации движения и речи;
Распевка
Цель:
- подготовка вокального аппарата к пению (формирование четкой дикции, артикуляции);
- развитие вокальной техники, ориентирование в своем диапазоне голоса;
Работа над песенным репертуаром
Цель:
- закрепление пройденного материала и дальнейшее его изучение;
- раскрытие артистичности, эмоциональности, образности исполнения данного текстового и музыкального материала;
- развитие координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.
- развитие единого эмоционального и вокально-технического исполнительского мастерства ансамбля и солистов.
В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка, обеспечивающая благоприятное эмоциональное состояние, развитие вокальных, певческих и артистических навыков, укрепляющая голосовой и артикуляционный аппарат, опорно-двигательную систему.
Фундаментом, основой в пении является дыхание. Считается, что хорошее пение – это “мастерство выдоха”, но чтобы “мастерски выдыхать”, надо научиться “вдыхать”. Техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Тема занятия. -Организация певческого дыхания. Диафрагма.Цель: формирование и развитие навыков правильного певческого дыхания
Задачи:
Образовательные:
обучение дыхательным, дикционным приёмам;
формирование умения анализировать музыкальное произведение: текст песни и музыкального сопровождения;
развитие осмысленного исполнения движений; умения анализировать собственное исполнение
развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения с использованием средств музыкальной выразительности;
освоение вокальной техники в движении: формирование вокального дыхания, осанки;
закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
Развивающие:
развитие музыкальных способностей: слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание;
укрепление артикуляционного и вокального аппарата;
способствует развитию самоконтроля мышечной свободы голосового аппарата, и внутреннему раскрепощению эмоциональной сферы;
Воспитательные:
воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья;
формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;
формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися
Вид занятия: комбинированное – закрепление с введением новых элементов содержания.
Форма организации детей: групповая.
Методы обучения: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический.
Средства обучения: музыкальный инструмент (синтезатор), компьютер.
Характеристика группы: группа 1 года обучения, дети 10-16 лет в количестве 15 человек. В основном, девочки, разные по своему психофизическому развитию и два мальчика. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход ко всем воспитанникам, особенно к мальчикам.
Время занятия:
Организация контроля на занятии
Контроль качества должен быть многофункциональным:
- выявлять определённый уровень усвоения материала, охватывая несколько видов творческой деятельности;
- предоставлять педагогу информацию как о конкретных успехах и затруднениях, так и об эффективности собственной деятельности;
- обеспечивать дополнительную возможность повторять, обобщать и применять в деятельности имеющиеся знания;
- способствовать формированию новых и закреплению приобретенных певческих навыков;
- стимулировать интерес к занятиям эстрадного вокала, приобщать к сознательной творческой активности.
Используется следующие виды, формы и методы контроля.
Текущий контроль
Цель: анализ хода освоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. Дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить причины и принять меры к их установлению; сопутствует процессу становления умения и навыка от начального до конечного этапа занятия.
Метод: наблюдение.
Тематический контроль
Цель: проверка уровня усвоения программного материала по теме занятия, определение уровня эмоционального фона, самоанализ.
Методы: беседа, практическая наглядность.
Самоконтроль
Цель: умение наблюдать за своими ощущениями, анализировать их и контролировать. Результаты полученных знаний обсуждаются, фиксируются сознанием и закрепляются мышечной памятью.
Методы:
План занятия:
I.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
II.Подготовительный период
Беседа по теме занятия
III.Основная часть
Упражнения на дыхание, дикцию в движении
Распевка – подготовка голосового аппарата к пению
Работа над репертуаром :
Песня «Счастье тебе земля моя» муз. - Ю. Саульский, сл. – Л. Завальнюк
III. Повторение .
Песня «Под музыку Вивальди» муз. С. Никитина
( повторяем с использованием микрофонов и движений)
IV. Подведение итогов. Аплодисменты.
Ход занятия
Этапы
Содержание
Сопроводительный текст
Организационный
Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую плодотворную
деятельность
- Добрый день, ребята! Я как всегда рада вас видеть на занятии! Сегодня мы проводим открытое занятие . Надеемся, что оно станет, не только познавательно - развивающим, но ещё и подарит замечательное, настроение всем, кто сегодня с нами рядом.
Ребята, напомню правила поведения на занятии – уважительное, внимательное отношение друг к другу, а так же аккуратное и бережное отношение к аппаратуре.
Подготовительный
Беседа по теме занятия
Начало выполнения дыхательной, артикуляционной гимнастики, разогрева мышц
Наше занятие посвящено тому, без чего не сможет прожить ни одно живое существо…Как вы думаете что это? - конечно же это дыхание. Жизнь начинается и заканчивается дыханием. Дыхание - это энергия, содержащая в своем потенциале все возможности, знания и силу. Вдыхая, мы вбираем жизненную силу, энергию. Ну а в нашем случае мы будем с вами знакомиться с дыханием в пении. Дыхание - это основа пения. Без дыхания вы не сможете пропеть ни единой ноты. Дыхание - это фундамент. Каким бы не был красивым и ярким ваш голос, без правильного дыхания он никогда не обретет всю полноценность, окрас и душу. И именно для этого мы с вами и будем изучать, как-же все -таки правильно дышать.
Давайте начнём нашу разминку, где в принципе заложены приемы организации нашего вокальное дыхание.
Основной
1.Упражнения на дыхание (закрепление понятия «метр») - пчела
- насос
2. Упражнения на артикуляцию («пульсация в метре»)
-лошадка (щелканье языком)
- конфета (упражнения для языка)
- скороговорка «Егорка»
РАСПЕВКА
Вокальные упражнения:
1. «Ниточка» (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым о открытым ртом на слоги)
2. «Музыкальный лифт» (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)
3. «Секвенции» вокальные и дикционные ( пение кантилены, стакатто )
4. «Смешанные ритмы»
(упражнение на изменения ритма, темпа,
Как мы ужу знаем для того, чтобы начинать петь, нам нужно в первую очередь сформировать правильное вокальное дыхание, разогреть мышцы живота и хорошо разогреть артикуляционныё аппарат.
(выполняем ряд упражнений на формирования дыхания по системе А.Н.Стрельниковой)
И так мы с вами пришли к выводу, что дыхание – это жизнь, хорошо, тогда давайте вспомним, что же у нас– сердце и пульс музыки?
- метр и пульсация
Правильно. А метр и пульсация вместе?
- это – Ритм.
В одном ритме проговорим нашу скороговорку «Егорка»
(выполняем упражнения)
Хорошо. Молодцы.
Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь приступим к распевке. Зачем, дети, вокалист распевается?
- Чтобы подготовить голос к пению
- Чтобы настроить вокальный аппарат
Правильно, ведь наш голос это музыкальный инструмент. А любой инструмент, чтобы хорошо и красиво зазвучал надо настроить. Итак…
1.Упражнение «Ниточка» - ручки на поясе. Послушали. В каком темпе? Нашли метр, отобразили, запели (тянем один звук на слоги «ли, лю, лё»). Формируем правильно гласные. Помним про парные звуки. Следим за дыханием.
2. Упражнение «Музыкальный лифт». Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно.
4.Приступим к нашей любимой «Смешанной распевке». Послушаем. Чем она отличается от предыдущих?
- в ней меняется ритм, темп
- манера исполнения
- она разнообразная по настроению и характеру
Правильно, споём, учитывая все особенности, которые вы перечислили.
5.Дети, угадайте мелодию! (педагог играет мелодию припева песни «Родина моя»). Правильно, это мелодия припева песни «Родина моя». Кто её автор?
- Давид Тухманов
Совершенно верно! Разделимся на два голоса, споём её на звук «а».
Скажите, может песня жить без мелодии?
-нет
Конечно. Ведь мелодия это что?
- душа песни, музыкальная мысль
Хорошо, а может песня жить без слов, текста?
-нет, потому что песня отличается от музыки тем, что в ней есть и музыка и слова
Очень хорошо! В ней есть, таким образом, две мысли - музыкальная и словесная. И мы должны соединить их вместе и донести до зрителя.
Давайте ещё раз окунёмся в музыку этой песни и разберём средства музыкальной выразительности которыми пользовался композитор и аранжировщик.
Используем нашу универсальную игру «Музыка солнца»
(Итак, слушаю вас, друзья мои.
Замечательно, а теперь возьмём микрофоны и исполни первый и второй куплет песни.
Повторение пройденного
Работа над песней
«Родина моя»
Повторение песни
«Если город танцует»
муз. А Журбина,
сл. И Резника
А сейчас, пожалуйста, возьмите микрофоны. Напоминаю, что пользуемся ими аккуратно, внимательно следим за положением руки во время движений ( исполняем).
Повторим, ребята, для наших гостей песню, которая уже полюбилась нашим зрителям и которую мы готовим на конкурсное выступление (исполняем).
Контрольно-
рефлексивный
Контроль за освоением
материала по теме занятия
Спасибо, молодцы! А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего занятия.
Оно называлось «Организация певческого дыхания». Так что же такое дыхание?
- Правильно! И для этого мы должны быть грамотными, яркими, думающими исполнителями
Итоговый
Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены! Спасибо всем До новых встреч! Аплодисменты!
Описание выполнения упражнений
Упражнения на дыхание (с закреплением понятия «метр») 1. Упражнение «Пчела»
Выполняется в заданном педагогом темпе «метра». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Говорим резко «кыш!» ( ощущаем тонус «пустой» диафрагмы), резкий вдох носом в диафрагму, на выдохе изображаем полёт пчелы. Длительность «полёта» пчелы зависит то равномерного распределения выдоха. Повторяем 4 раза, соблюдая метрическое движение.
2. Упражнение «Насос»
Сохраняя метрическое движение можно чуть ускорить темп.
а) Ноги на ширине плеч. Положение рук – на ширине груди с сжатыми кулаками. С затакта – резкий вдох носом (локти в стороны) , выдох резкий через рот на сильную долю (руки перед собой с разжатыми пальцами). Выполняется по 4 раза с детьми 8-10 лет, старшие (11-12 лет) делают по 8 раз. Затем свободный выдох с пропуском в один такт. Количество упражнений всего – 4.
б) Продолжаем в том же темпе. Тело наклонено вперёд, спина прямая, руки на уровне груди, пальцы вместе. Так же с затакта руки приподнять на вдох через нос, резко опустить вниз на выдох через рот. Количество упражнений как в части «а».
Упражнения на артикуляцию («пульсация в метре»)
1.Упражнение «Лошадка»
Продолжая ощущать метр в ногах, щёлкаем языком, изображая цоканье копыт.
Затем увеличиваем число цоканий в пульсации, меняем метр на двудольный и трёхдольный.
2. «Конфета»
Тело в спокойном положении, руки на поясе. Рот закрыт, зубы разжаты. Ищем языком внутри рта конфетку. По часовой стрелке и обратно. Погладит внутри щёчки язычком по очереди. Высовываем язычок, покусывая от кончика до корня извне. Чья конфетка длиннее?
3. Скороговорка «Егорка»
Опять задаём в теле темпо - ритм. Вдох. Задержать дыхание, говорим скороговорку, равномерно распределяя выдох:
« Как на горке, на пригорке жили 22 Егорки.
Раз, Егорка, два, Егорка, три, Егорка….» и т.д. пока не закончится дыхание. Чем больше Егорок, тем лучше. Педагог следит за правильным взятием дыхания. Плечи не поднимаются!
Описание выполнения распевки
Вокальные упражнения:
1.«Ниточка»
Исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом, затем открытым на слоги «ли, лю, лё» в нескольких тональностях по восходящему движению.
Следим за дыханием, интонированием устойчивого звука. Педагог контролирует формирование учащимися гласных звуков.
2. «Музыкальный лифт»
Упражнение на сглаженность регистров и опору звука. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно. На звук «А» - как первый этаж и «И» - фиксированный седьмой. Педагог следит, чтобы учащиеся правильно направляли звук в головной резонатор и ощущением его опоры.
Проходим от ля(м) до фа(1) основного звука.
3. «Секвенции»
Закрепляем понятие «секвенция». Движение мелодии на слог «Ли» (кантилена); звук « Я» (стакатто); звук губами «тпру» при исполнении мелодии. Выполняем 4-5-раз в восходящем движении.
4.«Смешанные ритмы»
Использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука». Используются элементы двухголосия.
5.Двухголосие
(пение двухголосной части мелодии припева песни «Родина моя» на звук «а»)
Описание работы над песенным репертуаром
Песня «Счастье тебе земля моя» муз. Ю. Саульский, сл. Л. Завальнюк
1.Беседа
Проанализировав музыку пени (аранжировку) определяем жанр песни с помощью текста как «жанр патриотической песни», так как она о родине. Какие чувства вызывает в нас текст куплета? Единения, дружбы, гордости за нашу страну. Как поэтом описана красота природы в припеве? Как две мысли – музыкальная и словесная помогают передать настроение и характер песни зрителю?
2.Работа над двухголосием припева
Обратить внимание на секвенционное движение мелодии, параллельное движение голосов в «терцию». Услышать гармоническое движение. Обратить особое внимание на чистоту интонирования и эмоциональность исполнения.
3.Исполнение куплетов
Сравнить «атаку» звука, обратить внимание на формирование и подачу гласных звуков. Следить за дыханием и дикцией. Ввести элементы движения.
4.Исполнение песни с использованием микрофонов
Педагог раздаёт микрофоны учащимся, напоминая правила работы с ними.
Исполнение песни под фонограмму (-1) без прописанной вокальной партии.
Песня «Под музыку Вивальди» муз. С.Никитина
Повторение ранее изученной песни с использованием микрофонов и поставленных движений. Педагог напоминает все требования к исполнению этой песни (жанр, используемые штрихи и средства музыкальной выразительности, упор на четкое произношение слов и пение не легато).
Анализ
На практике успешно применяются различные приёмы профилактики заболеваний голосового аппарата и оздоровления организма: гимнастики, точечные и иммунные массажи, упражнения и игровые физкультурные минутки. Опыт показал, что использование фонопедического метода, системы различных игровых дыхательных и артикуляционных упражнений способствуют внутреннему раскрепощению эмоциональной сферы, мышечной свободе не только голосового аппарата, но и всей психики и тела ребёнка. Отмечается снижение риска простудных заболеваний обучающихся в коллективе, улучшение состояния здоровья детей с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей (бронхит, астма). Занятия пением дают детям состояние бодрости, повышают память, внимание, делают организм более выносливым. В результате выполняется основная цель – творить здоровье через голос.