Учебный предмет "Музыкальная литература" способствует музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, вводит их в тайны музыкального творчества и окружающмй мир
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальная литература» составлена на основе Примерных тематических планов по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ Лисянской Е. Б. Москва, 1988, методических разработок по предмету «Слушание музыки» Е.Г. Кругликовой и Н.А. Царевой, а также с учётом примерной программы по Музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ Лагутина И.А. (Москва, 2002), многие идеи программы созвучны с методикой Л.Ю. Акимовой и О.А. Владимировой; также данная программа основывается на Приказ Минкультуры России от 02.06.2021 N 754 «Об утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская музыкальная школа», (Зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2021 N 64126); и с учётом многолетнего педагогического опыта в области теории и истории музыки, музыкального исполнительства в ДМШ им. Р.М. Глиэра.
Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является «Музыкальная литература».
Этот предмет вводит учащихся в тайны музыкального творчества и окружающий мир, направлен на изучение навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку.
Учебный предмет «Музыкальная литература» позволяет развить у обучающихся эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.
Учебный предмет «Музыкальная литература» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами и является необходимым условием в освоении учебных предметов по дополнительной общеразвивающей программе «Хоровое пение».
Данная рабочая программа синтезирует объем учебных требований, предложенный в этих программах, не меняя кардинально круга рассматриваемых тем, приспосабливает их изучение к уровню контингента, с учетом возрастных особенностей и музыкальных данных обучающихся.
Значение данного предмета в системе музыкальных дисциплин очень велико, так как именно на этих уроках обучающиеся получают знания об историческом развитии музыкального искусства, формируют понятийную базу о специфических музыкальных средствах языка, формы и приемов развития, сведения о композиторах, исполнителях, стилях и направлениях в музыке, и систематизируют их.
Актуальность программы в использовании на уроках и в домашней подготовке обучающихся возможностей компьютерных технологий, использовании творческих заданий, позволяющих полнее раскрыть свой потенциал и стимулировать интерес к музыке и процессу обучения.
Цель программы:
создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития, формирования эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Задачи программы:
расширить музыкальный кругозор обучающихся, сформировать хороший эстетический вкус, познакомить с лучшими произведениями отечественной и зарубежной музыки, основными этапами развития музыкального искусства, сформировать начальные навыки музыкально-художественного анализа произведения.
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в ДМШ им. Р.М. Глиэра в 1 класс в возрасте от 8 до 13 лет, составляет 4 года.
Данная программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Количество недель / по полугодиям
17
17
17
17
17
17
17
17
Аудиторные занятия
34
34
34
34
136
Самостоятельная работа
34
34
34
34
136
Вид промежуточной аттестации
к/у
к/у
к/у
к/у
к/у
к/у
к/у
зачёт
Максимальная учебная нагрузка
68
68
68
68
272
Форма занятий - мелкогрупповая (численностью от 4 до 10 человек). Урок проводится один раз в неделю с учащимися 1-4 класса всех специальностей общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальное исполнительство».
Продолжительность урока - 40 минут (1 час). Преобладающая форма уроков – это уроки-беседы. В зависимости от содержания темы, уроки могут проводиться в виде: урок-сказка, урок-воспоминание, урок-исследование и т.д.
Методы обучения на уроках «Музыкальная литература»
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении);
- игровые (разнообразные формы игрового моделирования);
- метод размышления о музыке (Д.Б.Кабалевский);
- метод создания художественного контекста (Л.В.Горюнова) (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе, к тем или иным жизненным ситуациям и т.д.);
- метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройдённому на новом уровне (Д.Б.Кабалевский), способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, последовательному и всё более глубокому познанию той или иной темы, того или иного значительного произведения искусства, более эффективному усвоению умений и навыков и т.д.;
- метод музыкального обобщения (Э.Б.Абдуллин) нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний, заключённых в тематизме программы и направленных на развитие музыкального мышления.
II. Содержание учебного предмета
Учебно-Тематический план
Тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы учебного предмета. «Музыкальная литература»
1 класс
Первая четверть
1.Вводная беседа: содержание музыкальных произведений – 2 часа
Фортепианные жанры. Этюды Шопена и Листа, Прелюдии Шопена и Глиэра, Ноктюрны Шопена и Грига, Музыкальный момент и Экспромт Шуберта, Фуги Баха, Сонаты Гайдна и Бетховена, Вариации, рондо Глинки и Генделя, Баллады Шопена, Концерты Моцарта, Шопена и Рахманинова, старинная сюита Баха.
1. Балет. П. И. Чайковский «Щелкунчик» - строение балетного спектакля, названия сольных и ансамблевых номеров, дивертисмент и кордебалет, названия важнейших движений. Сюитные номера балета - характер музыки и важнейшие музыкальные средства, главная идея балета. Другие балеты - сказки Чайковского
балеты «Спартак» и «Красный мак», образы и средства оркестра, танцы в балете, колорит гармонии и оркестровые средства.
2. Опера. М. И. Глинка «Руслан и Людмила»: строение и сюжет оперы, увертюра, певческие голоса и характеры, персонажи по группам: сказочные и реальные, добрые и злые, средства выразительности для создания их образов. Оперы Глюка, Верди, Россини, Моцарта, Глинки, Бородина…
Второй год обучения
1-я четверть, 2-я четверть
И. С. Бах и его эпоха.
1 Идеи искусства Барокко- живопись, архитектура, театр, музыка.
- виды полифонии и знаменитые мастера
- три периода в жизни и творчестве Баха
- Веймарский- органный, Токката и фуга ре минор
- Кётенский- клавирные и оркестровые сочинения, инвенции, Французская сюита, концерт для двух скрипок с оркестром
- ХТК- полифонический цикл, жанры и драматургия, форма фуги
- Лейпцигский- кантаты, «Страсти», Месса си минор- строение, особенности жанра, драматургия.
Творчество венских классиков.
1 ВКШ- содержание музыки, ведущие жанры и формы, сонатно-симфонический цикл и сонатная форма.
2 Й. Гайдн- первый венский классик
- краткий обзор жизни и творчества
- основные жанры, образный строй музыки Гайдна, роль тональности
- симфонии «Прощальная» и №104, ре мажор- особенности цикла, роль каждой части
- соната ре мажор- строение сонатного аллегро, драматургия цикла
1 В. А. Моцарт
- обзор жизненного и творческого пути
- фортепианное творчество, концерты, соната ля мажор- структура, тональное и образное развитие цикла
- симфония соль минор- интонационная основа и драматургия цикла, строение и образное развитие тем, особенности и значение каждой части
- оперное творчество: оперы «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро» - сюжеты, фрагменты опер, их строение, особенности драматургии, интонационный и образный строй
- «Реквием» - краткая характеристика
3-я четверть, 4-я четверть
1. Бетховен и Французская революция 1789 года
- главные идеи и жанры творчества
- фортепианные сонаты № 8 и № 14- обзорно
- увертюра «Эгмонт», программная симфоническая музыка, основные образы, роль коды
- симфония № 5 до мин: интонационное развитие, конфликтное строение основных тем, жанровая основа тем, кульминация цикла
Романтизм в музыке и других видах искусства
1 Ф. Шуберт- жизненный и творческий путь, жанры, инструментальное творчество
- песни и вокальные циклы, образ лирического героя, взаимодействие поэтического текста, мелодии и сопровождения
- «Неоконченная симфония» - 2-х частный цикл, особенности строения симфонии у романтиков
2 Ф. Шопен- обзор творчества, влияние жизненных событий на жизнь композитора, главная тема творчества
- польские жанры: мазурки, полонезы- «дневник» композитора, творческая лаборатория
- ноктюрны, этюды, прелюдии, вальсы, баллады, концерты- особенности трактовки жанров, значение формы и фактуры, ритмическое начало жанров
3 Обобщающий урок по творчеству романтиков, музыкальная викторина.
Третий год обучения
1-я четверть, 2-я четверть
Русская музыкальная культура конца 18- первой половины 19 веков
- городская песня, городской романс Алябьева, Варламова, Гурилёва
- роль гитары, жанровая основа романсов
2 М. И. Глинка- обзор творчества, жизненный путь, формирование личности и творческих принципов, основные произведения, значение творчества
- опера «Иван Сусанин» - драматургия, музыкальная характеристика русских и польских образов, разбор основных номеров
- произведения для оркестра- тембровое и мелодическое варьирование, оркестровый стиль
- романсы- Глинка и Пушкин, «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Я здесь, Инезилья» - жанры, форма, образное содержание, взаимодействие мелодии, текста, сопровождения.
3 А. С. Даргомыжский- обзор творчества: опера «Русалка» - особенности драматургии, жанр психологической драмы, характеристика основных образов
- романсы, песни- жанры, социальная направленность, интонационная основа мелодии
3-я четверть, 4-я четверть
Русское искусство второй половины 19 века: демократические идеи времени, художники- передвижники, открытие консерваторий, РМО, деятельность А. и Н. Рубинштейнов, кружок Балакирева- национальная основа их творчества, темы, интонации, жанры, традиции, значение.
1 А. П. Бородин- личность композитора, обзор творчества:
- песни, романсы, квартеты, симфония №2- эпический жанр, интонационная основа тем, картинное развертывание, тематическое развитие
- опера «Князь Игорь» - либретто, жанр, главная идея, действующие лица и их характеристика, использование интонаций и жанров РНП.
2 М. П. Мусоргский- обзор творчества
- песни, симфонические произведения, «Картинки с выставки»
- опера «Борис Годунов» - историческая основа, жанр народной драмы, идея либретто, характеристика главных героев, новаторские черты.
3 Н. А. Римский-Корсаков, глава русской композиторской школы
народные песни, музыкальные традиции России (праздники и обряды);
название изученных произведений и их авторов;
музыкальные инструменты симфонического оркестра, русские народные инструменты;
электронная музыка;
певческие голоса, виды хоров;
уметь:
узнавать музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
определять форму музыкального произведения;
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад) в музыкальных произведениях фрагментов;
различать звучание музыкальных инструментов, певческие голоса;
исполнять несколько народных песен (по выбору учащегося и педагога);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
передачи музыкальных впечатлений изобразительными средствами;
размышления о музыке, выражения собственного впечатления о прослушанной музыки;
музыкального самообразования: слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных телепередач и др.); выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
Таким образом, в завершении изучения программы обучающийся:
- эмоционально адекватно реагирует на музыкальные произведения
- обладает стойким интересом к музыкальному искусству и процессу познания
- знаком с основными этапами развития музыкального искусства, стилями и направлениями
- знает специфические особенности музыкального языка и средств выразительности
- умеет определять жанр, стиль, эпоху, музыкальную форму и особенности языка данного произведения
- знает и умеет кратко рассказать о выдающихся композиторах и их произведениях.
IV. Формы и методы контроля, критерии оценок
Контроль знаний, умений и навыков выполняет обучающую, проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию по 5-ти бальной системе.
Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, по усмотрению преподавателя, по завершении какого-либо раздела программы, в виде контрольных прослушиваний, концертных выступлений, участия в конкурсах.
Промежуточный контроль проводится во 2-м полугодии I, II, III года обучения в виде контрольного урока.
Итоговая аттестация (зачёт) проводиться во 2-м полугодии IV года обучения:
Критерии оценок
При оценивании обучающегося, осваивающего учебный предмет «Музыкальная литература», следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой
- развитие музыкального мышления и культуры музыкального вкуса
- умение грамотно и связно рассказывать о музыкальных сочинениях, исторических событиях, жизни и творчестве композиторов
- знание специальной терминологии
- умение определять на слух и исполнять на инструменте фрагментов из пройденных произведений
- знание основных стилей и направлений в искусстве
- знание и определение характерных черт пройденных музыкальных жанров и форм
5(«отлично») – содержательный и грамотный устный или письменный ответ с верным изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах, историческом контексте, других видах искусства.
4(«хорошо») – устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности или одну грубую ошибку. Небольшое затруднение в ответе, больше времени на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.
3(«удовлетворительно») – устный или письменный ответ, музыкальная викторина содержат 2-3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В целом ответ поверхностный, что говорит о недостаточно качественной подготовке обучающегося.
2(«неудовлетворительно) - отсутствие знаний о жизненном и творческом пути композитора;
- отсутствие какого-либо представления об эпохе;
- незнание музыкальных терминов;
- незнание принципов строения музыкальной формы;
- не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки;
- незнание музыкального материала на уровне программных требований.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения информации: рассказ педагога, разбор и прослушивание музыкального произведения. Методически оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог.
Подобный метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний. На каждом уроке необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях.
Современные технологии позволяют не только прослушать, но и просмотреть видеозаписи балетов, опер, концертных фрагментов, выступлений лучших мировых исполнителей, солистов и коллективов, сопровождая просмотры комментариями педагога.
Методические рекомендации: основная часть урока – изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений. Необходимо пользоваться всеми возможными методами обучения для достижения максимально эффективных результатов обучения.
Огромное значение имеют разнообразные словесные методы: объяснение, беседа, рассказ. Предпочтение должно быть отдано беседе, в результате которой обучающиеся самостоятельно приходят к новым знаниям.
Объяснение необходимо при разговоре о различных музыкальных жанрах, формах, приёмах композиции.
Такой метод, как рассказ, требует от педагога владения не только информацией, но и ораторским и актерским мастерством. Рассказ должен быть подан эмоционально, с хорошей дикцией, интонационной гибкостью, в определенном темпе.
Большое значение на уроке имеют наглядные методы: репродукции, фотоматериалы, видеозаписи, наблюдение за звучащей музыкой по нотам. Использование различных схем, таблиц помогает структурировать материал биографии композитора, последовательность событий в сюжете оперы, структуру и строение различных музыкальных циклов и форм.
Поддерживая активность и внимание обучающихся во время урока. Необходимо правильно распределять и чередовать различные методы и приемы.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой – посещением выставок и концертных залов, просмотром и обсуждением музыкальных фильмов, участием в конкурсах, общешкольных праздниках.
Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета «Музыкальная литература» позволяет перейти на обучение по предпрофессиональной программе по предметам: Слушание музыки и Музыкальная литература.
Материально-техническиеобеспечение рабочей программы и учебного процесса:
-телевизор; видеомагнитофон; музыкальный центр;
-фортепиано; доска.
Наглядные пособия:
-портреты зарубежных композиторов (комплект)
-портреты русских композиторов (комплект)
-репродукции картин русских художников
- использование видеозаписей
- использование фонохрестоматии
- доступ к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписям школьной библиотеки
- использование Интернета для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем
- наличие фонотеки, аудио и видеозаписей музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы.
5. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985
Список использованной литературы
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.Асафьев Б. Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978.
Березовчук Л. Музыка и мы. С-П., 1995.
Бернстайн Л. Музыка всем. М., 1978.
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
Картавцева М.Т. Школа русого фольклора., М. 1999.
Кирнарская Д. Классическая музыка для всех. М., 1997.
Науменко Г. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып.4. М., 1986.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей, М.1999.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей, М.2001.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей, М.2000.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 1,2., М.1956
Португалов К. Серьёзная музыка в школе. М., 1980.
Рыцарева М.Г. Музыка и я. М., 1998.
Святки. Сборник – М. : ЗАО РИФМЭ, 1997.
Терещенко А.В. История культуры русского народа М.2007.
Холопова В. Музыка как вид искусства. С-П., 2000.
Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. - М., 2002
Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 2007