Учебное пособие "Контрольная по музыкальной литературе. Русская музыка" составителя Мишиной В.А.
Учебное пособие "Контрольная по музыкальной литературе. Русская музыка" составителя Мишиной В.А.
Учебное пособие "Контрольная по музыкальной литературе" составителя Мишиной В.А. предназначена для учащихся ДМШ, ДШИ в качестве проверочных работ по изучению жизни и творчества русских композитров.
"Контрольная по музыкальной литературе" содержит в себе 4 рубрики - раздела: 1) "Ответь на вопросы:" - 15 вопросов по жизни и творчеству изучаемого композитора; 2) "Знаете ли вы, что:" - работа из пяти вопросов, где представлены некоторые утверждения и дополнительные вопросы к ним (5 ); 3) 3-я рубрика "Проверь себя": - задания, вопросы на узученную тему (жизнь и творчество композитора); 4) рубрика "Угадай мелодию" - 5 нотных примеров изученных музыкальных произведений композитора.
Данные рубрики предполагают как работу с учебником, так и без него.
Данное учебное пособие представляет собой собственный взгляд преподавателя Мишиной В.А. на преподавание предмета "музыкальная литература".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
7. Создав новый тип народно – музыкальной драмы, М. Глинка оказал огромное влияние на творчество последующих композиторов?________________________________________________________________________________________________________________
8. Назови наиболее значительные произведения для оркестра?______
1. С детских лет М.И. Глинка проникся любовью к музыке. Закончи цитату «Музыка - ______________________________________________
2. Преподавателем русской словесности Глинки в Благородном пансионе был друг Пушкина, будущий декабрист. Его имя…_________________________________________________________
3. Премьера оперы «Иван Сусанин» состоялась 27 ноября 1836 года. Однако опера имела другое название…___________________________
4. В опере «Иван Сусанин» поляки представлены не народными песнями, хорами как русский лагерь, а четырьмя танцами?________
5. Какие два основные жанра преобладают в творчестве Даргомыжского?________________________________________________________________________________________________________________
6. Как называется опера, созданная по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери»?_________________________________________
1. В историю русской музыки А.С. Даргомыжский вошел как «великий учитель музыкальной правды». Кому принадлежат эти слова?_________________________________________________________
2. Помимо занятий на фортепиано, Даргомыжский обучался игре на скрипке и пению. В Петербурге Даргомыжский был признанным преподавателем…______________________________________________
3. А.С. Даргомыжский создал четыре оперы, однако одна из них первоначально была написана как хоровая кантата…_____________
5. В 1853 году, в Петербурге, состоялся концерт из произведений Даргомыжского. Инициатором этого концерта был известный русский музыкальный критик и просветитель…___________________
7. В 1862 году Бородин становится членом балакиревского кружка. Это содружество композиторов в истории русской музыки получило название…_______________________________________________________
8. В каких жанрах работал Бородин?________________________________
13. Сколько симфоний создал композитор?_________________________
14. Это произведение завершили композиторы Глазунов и Римский – Корсаков…_____________________________________________________________________________________________________________________
15. Назови несколько композиторов 20-го века, в творчестве которых нашли свое продолжение традиции А.П. Бородина__________________
1. В музыке Бородин во многом продолжал традиции Глинки. Кому принадлежат слова, характеризующие облик композитора: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе»?_____________________________________________________
2. В 1877 году, на музыкальном фестивале в Баден – Бадене, произошло первое знакомство с музыкой Бородина. Назовите имя инициатора исполнения 1-й симфонии Бородина на этом фестивале?_
3. Александр Глазунов, после смерти композитора, по памяти восстановил лишь две части симфонии. Считается, что эта симфония фактически потеряна для русской музыки…_______________________
4. В русском народном эпосе жизнь людей, зачастую, сопоставлялась с могучими и грозными явлениями природы. В «Князе Игоре» важное значение в развитии действия имеет сцена…_______________________
5. Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. А.П. Бородин посвятил ее памяти…_______________________________
9. В 70-е годы композитор создал вокальный цикл, где с большой чуткостью отразил своеобразный мир детской души. Название этого цикла?_________________________________________________________
11. Этот цикл фортепианных пьес был создан под впечатлением выставки художника, друга композитора, внезапно и неожиданно скончавшегося…________________________________________________
12. Кто исполнил партию Досифея в первой постановке «Хованщины», партию Бориса в опере «Борис Годунов»?____________
молодого Петра Первого. В работе над оперой, своими советами, участием, разыскиванием нужных исторических документов, принимал участие близкий друг композитора, которому и посвящена эта опера…___________________________________________
2. М. Мусоргский очень тяжело переживал распад «кучкистов». Он с горечью жаловался Стасову: «Могучая кучка» выродилась в бездушных изменников». Тяжелые переживания этого времени нашли отражение в мрачном цикле романсов «Без солнца» и в трагических «Песнях и плясках смерти» - оба цикла на слова одного и того же поэта…_________________________________________________________
3. В 19-м веке, содружество композиторов М. Балакирева, Ц. Кюи, А. Бородина, Н. Римского – Корсакова и М.Мусоргского вошло в историю русской музыки под названием «Могучая кучка». Композиторы – кучкисты называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Однако этот балакиревский кружок имеет еще одно название…_________________________________________________
4. Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был закончен Мусоргским в 1874 году. Это десять самостоятельных пьес с общим замыслом, где отразились впечатления композитора от тех или иных рисунков художника Гартмана. Еще большую популярность приобрело это произведение, когда известный французский композитор…____________________________________сделал их оркестровую аранжировку.
5. И сегодня многие пианисты мира, фортепианный цикл «Картинки с выставки» включают в программы своих концертов. Одним из лучших исполнителей «Картинок с выставки» является выдающийся русский пианист 20-го века…____________________________________
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
I. Собери названия:
1. «… с выставки»
2. «Сорочинская …»
3. «Избушка …»
4. «Иванова ночь …»
5. «… Еремушке».
Ярмарка, картинки, колыбельная, на курьих ножках, на лысой горе.
8. Римский – Корсаков являлся членом балакиревского кружка. Его название…______________________________________________________
9. Назови вокальное произведение 80-х годов на стихотворение Пушкина, где авторы сумели передать всю тяжесть самодержавного гнета…_________________________________________________________
10. Действие какой оперы происходит в древнем Новгороде?________
11. Сколько опер написал композитор?____________________________
12. Кто являлся автором либретто к операм композитора «Псковитянка», «Снегурочка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Сервилия», «Кащей Бессмертный»?_________________
15. О каком сборнике пишет композитор? «Песни я расположил по отделам. Сначала поместил былины, потом протяжные и плясовые, игровые и обрядовые в порядке цикла языческого поклонения солнцу…»_______________________________________________________
на сцене этого театра?____________________________________________
2. Сказка и песня всегда были душой русского народа. Именно с творчеством Римского – Корсакова, пышным цветом расцвела в русской музыке…________________________________________________
3. В опере – былине «Садко» присутствуют заморские гости торговые, среди них – Веденецкий гость. А современное название города Веденец?________________________________________________________
4. Так композитор говорил о своей любимой опере: «Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем…»_______
5. Со своим учеником, известным композитором, Римский – Корсаков заканчивает оперу «Князь Игорь» и некоторые романсы Бородина. Композитор, вручая учителю свое фото, подписал: «Римскому – Корсакову – царю Берендею». О каком ученике Римского – Корсакова идет речь?______________________________________________________
1.Сюита по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». 2. Опера «Золотой …». 3. Опера «Царская …». 4. Опера – былина. 5. Сюита, написанная по восточной сказке О. Сенковского.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
М.И. Глинка (1804 – 1857) – основоположник русской классической музыки.
Основные произведения:
Оперы: «Иван Сусанин («Жизнь за царя»), «Руслан и Людмила»;
Музыка к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский»; 80 романсов, песен, арий (вокальный цикл на слова Нестора Кукольника «Прощание с Петербургом». Романсы «Я помню чудное мгновенье», Я вас любил», и др.);
Симфонические пьесы: испанские увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»; симфоническая фантазия «Камаринская» на две русские темы; «Вальс – фантазия» (первоначально фортепианная пьеса); инструментальные ансамбли; фортепианные пьесы (вариации, мазурки, вальсы, и др).
А.С. Даргомыжский (1813 – 1869) – младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки вошел как художник – реалист, «великий учитель музыкальной правды» (М. Мусоргский).
Основные произведения:
Оперы: «Эсмеральда», «Русалка», «Торжество Вакха» (первоначально кантата), «Каменный гость (не закончил, завершили Ц. Кюи, Н. Римский – Корсаков);
100 песен и романсов: на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и др. («Мне минуло шестнадцать лет», «Титулярный советник», «Червяк», драматическая песня «Старый капрал», «Мне грустно», и др.); вокальные ансамбли; фортепианные пьесы.
«Новая русская школа» или, по определению В. Стасова, «Могучая кучка» - содружество композиторов, творчество которых приходится на 60-е годы 20-го века. В состав «Могучей кучки» входят пять композиторов: М. Балакирев (организатор, идейный лидер), Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский – Корсаков. Деятельность молодых композиторов была направлена по пути национального развития русской музыки. Считая себя наследниками Глинки, свою цель видели в продолжение его заветов.
А. П. Бородин (1833 – 1887) вошел в историю русской музыки не только как своеобразный, талантливый композитор, но и как крупный ученый, общественный деятель.
Основные произведения:
Опера «Князь Игорь» (не окончена, завершили Глазунов, Римский – Корсаков);
Три симфонии (третья утеряна), симфоническая картина «Средняя Азия»;
Квинтет для струнных с фортепиано;
Два квартета;
«Маленькая сюита» для фортепиано 18 романсов;
Оперетта «Богатыри».
М.П. Мусоргский (1839 – 1881) – среди композиторов «Могучей кучки» был наиболее ярким выразителем в музыке революционно – демократических идей 60-х годов 19-го века.
Основные произведения:
Оперы: «Саламбо», «Женитьба» (первый акт), «Борис Годунов», «Хованщина» (не окончена, завершил Римский – Корсаков), «Сорочинская ярмарка» (не окончена, в 1917 году – завершил Кюи, заново окончил и оркестровал В. Шебалин, композитор советского периода 20-го века);
67 романсов, песен, вокальный цикл «Детская», («Сиротка» - песни, собственные слова, и др.);
Симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», «Интермеццо»;
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» (оркестрован Морисом Равелем); фортепианные пьесы.
Н.А. Римский – Корсаков (1844 – 1908) – с его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка; его жизнь – беззаветное служение искусству, верность своим идеалам.
Основные произведения:
15 опер: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок», и др.;
Симфонические сюиты: «Антар» (по мотивам восточной сказки О. Сенковского), «Шехеразада» (по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»), «Испанское каприччио»»;