kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебное пособие "Контрольная по музыкальной литературе. Русская музыка" составителя Мишиной В.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное пособие "Контрольная по музыкальной литературе" составителя Мишиной В.А. предназначена для учащихся ДМШ, ДШИ в качестве проверочных работ по изучению жизни и творчества русских композитров. "Контрольная по музыкальной литературе" содержит в себе 4 рубрики - раздела: 1) "Ответь на вопросы:" - 15 вопросов по жизни и творчеству изучаемого композитора; 2) "Знаете ли вы, что:" - работа из пяти вопросов, где представлены некоторые утверждения и дополнительные вопросы к ним (5 ); 3) 3-я рубрика "Проверь себя": - задания, вопросы на узученную тему (жизнь и творчество композитора); 4) рубрика "Угадай мелодию" - 5 нотных примеров изученных музыкальных произведений композитора. Данные рубрики предполагают как работу с учебником, так и без него. Данное учебное пособие представляет собой собственный взгляд преподавателя Мишиной В.А. на преподавание предмета "музыкальная литература".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебное пособие "Контрольная по музыкальной литературе. Русская музыка" составителя Мишиной В.А. »







К О Н Т Р О Л Ь Н А Я



ПО



МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ






П О С О Б И Е ДЛЯ У Ч А Щ И Х С Я








Составитель Мишина В.А.

М

ихаил Иванович Глинка



Ответь на вопросы:


1. Назови годы жизни и смерти композитора_____________________


2. М.И. Глинка был основоположником__________________________

_______________________________________________________музыки.


3. Современником каких событий являлся М. И. Глинка?__________

_______________________________________________________________


4. С 1817 года Глинка живет в Петербурге. С кем из выдающихся людей того времени встречался композитор?______________________

_______________________________________________________________


5. В 1830 году М.И. Глинка уезжает за границу (Италия, Германия). Какие произведения им создавались в этот период?________________

_______________________________________________________________


6. Глинка написал две оперы: а) народно – патриотическая_________

____________ б) сказочно – эпическая_____________________________


7. Создав новый тип народно – музыкальной драмы, М. Глинка оказал огромное влияние на творчество последующих композиторов?________________________________________________________________________________________________________________


8. Назови наиболее значительные произведения для оркестра?______

_______________________________________________________________


9. Какое симфоническое произведение представляет собой вариации на две русские темы?___________________________________________

_______________________________________________________________


10. Какое симфоническое произведение Глинки первоначально было написано для фортепиано (позже расширено и оркестровано)?______

_______________________________________________________________


11. Назови фамилии поэтов, на слова которых создавались романсы М.И. Глинки)__________________________________________________

_______________________________________________________________


12. Назови романсы на слова А. Пушкина_________________________

_______________________________________________________________


13. Какое общее название имеет вокальный цикл, созданный на слова Н. Кукольника?________________________________________________

_______________________________________________________________


14. Назови несколько романсов из этого цикла?____________________

_______________________________________________________________


15. Среди романсов и песен Глинки встречаются разнообразные жанры…_______________________________________________________

_______________________________________________________________












ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

1. С детских лет М.И. Глинка проникся любовью к музыке. Закончи цитату «Музыка - ______________________________________________



2. Преподавателем русской словесности Глинки в Благородном пансионе был друг Пушкина, будущий декабрист. Его имя…_________________________________________________________



3. Премьера оперы «Иван Сусанин» состоялась 27 ноября 1836 года. Однако опера имела другое название…___________________________



4. В опере «Иван Сусанин» поляки представлены не народными песнями, хорами как русский лагерь, а четырьмя танцами?________

_______________________________________________________________


5. Побывав в Испании, Глинка создал две симфонические увертюры…____________________________________________________






ПРОВЕРЬ СЕБЯ:



I. Переставь буквы в названиях произведений Глинки:



1

акансмаярик

2

нсаракаяго

3

нокворожа

4

зияфанта

5

милюдла


1. Симфоническая фантазия на две русские темы?

2. Симфоническая увертюра «…….. хота»?

3. Романс на слова Н. Кукольника?

4. Симфоническое произведение «Вальс - …….»?

5. Опера – сказка «Руслан и ……..»?




II. Распредели в нужные колонки:



Романс

Опера

Симфонические

произведения

















«Я вас любил», «Руслан и Людмила», «Ночь в Мадриде», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье», «Камаринская», «Иван Сусанин», «Вальс – фантазия».



АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
ДАРГОМЫЖСКИЙ




ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:


1. Назови годы жизни и смерти композитора_______________________

________________________________________________________________


2. С 1817 года семья Даргомыжских живет в Петербурге. Назови учителей Даргомыжского, которые обучали его игре на фортепиано__

_______________________________________________________________


3. Встреча с этим композитором, в 1835 году, имела огромное значение в жизни и творчестве А.С. Даргомыжского…_______________________

________________________________________________________________


4. В 1844 году Даргомыжский уезжает за границу. В каких городах он побывал?_______________________________________________________

________________________________________________________________


5. Какие два основные жанра преобладают в творчестве Даргомыжского?________________________________________________________________________________________________________________


6. Как называется опера, созданная по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери»?_________________________________________

________________________________________________________________


7. Назови двух любимых поэтов А.С. Даргомыжского______________

_______________________________________________________________


8. Даргомыжского привлекает творчество поэта М. Лермонтова. Назови несколько романсов на его стихи__________________________

_______________________________________________________________


9. Сколько романсов и песен создал композитор?__________________

_______________________________________________________________


10. Как называется последняя опера А. Даргомыжского?___________

_______________________________________________________________


11. Жанр этой оперы – психологическая бытовая драма…__________

_______________________________________________________________


12. Кто является автором либретто оперы «Русалка»?______________

_______________________________________________________________


13. Назови несколько оркестровых пьес Даргомыжского___________

_______________________________________________________________


14. Как называется содружество композиторов, с которыми в 60-х годах сближается А.С. Даргомыжский?___________________________

_______________________________________________________________


15. Эту оперу Даргомыжский закончить не успел. Ее завершили Кюи, Римский – Корсаков…_____________________________________

_______________________________________________________________


























ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:





1. В историю русской музыки А.С. Даргомыжский вошел как «великий учитель музыкальной правды». Кому принадлежат эти слова?_________________________________________________________


2. Помимо занятий на фортепиано, Даргомыжский обучался игре на скрипке и пению. В Петербурге Даргомыжский был признанным преподавателем…______________________________________________


3. А.С. Даргомыжский создал четыре оперы, однако одна из них первоначально была написана как хоровая кантата…_____________

_______________________________________________________________


4. Композиторы – кучкисты считали себя продолжателями традиций М.И. Глинки. Основателем содружества композиторов был…_______

_______________________________________________________________


5. В 1853 году, в Петербурге, состоялся концерт из произведений Даргомыжского. Инициатором этого концерта был известный русский музыкальный критик и просветитель…___________________

___ ____________________________________________________________





Цезарь Кюи, входил в состав «Могучей кучки»




ПРОВЕРЬ СЕБЯ:



I. СОСТАВЬ КРОССВОРД:




1


Р








2



У









3


С





4



А




5


Л







6



К






7


А








1. Автор стихов «Мне грустно», «И скучно, и грустно»?

2. Романс «….. советник»?

3. Опера «Каменный …..»?

4. Главная героиня оперы «Русалка»?

5.Исполнитель – певец партии Мельника в опере «Русалка»?

6. Один из любимых поэтов А. Даргомыжского – Александр …?

7. Драматическая песня «….. капрал»?







II. ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО:


А. Даргомыжский был членом «Могучей кучки»?__________________

А. Даргомыжский встречался с М.И. Глинкой?____________________

А. Даргомыжский, основным жанром своего творчества, считал симфонию?____________________________________________________





АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ

БОРОДИН




ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:


1. Назови годы жизни и смерти композитора______________________


2. Какими иностранными языками владел Бородин?_______________

_______________________________________________________________


3. С детских лет композитор увлекался музыкой, химией, естествознанием. Куда поступил учиться А. Бородин в 1850-м году?_

________________________________________________________________


4. В 1859 году Бородин прибыл в Германию. Сколько лет он провел за границей?________________________________________________________

_________________________________________________________________


5. Назови русских ученых, с которыми был дружен А.П. Бородин______

_________________________________________________________________


6. Какую роль в жизни композитора сыграла талантливая русская пианистка Е.С. Протопопова?______________________________________

_________________________________________________________________


7. В 1862 году Бородин становится членом балакиревского кружка. Это содружество композиторов в истории русской музыки получило название…_______________________________________________________


8. В каких жанрах работал Бородин?________________________________

________________________________________________________________


9. Сколько опер создано композитором?_____________________________


10. Кто предложил Бородину сюжет для оперы «Князь Игорь»?_____

_______________________________________________________________


11. Назови авторов, на слова которых писал свои романсы и песни А. Бородин________________________________________________________

________________________________________________________________


12. Сколько романсов и песен написал Бородин?____________________

________________________________________________________________


13. Сколько симфоний создал композитор?_________________________


14. Это произведение завершили композиторы Глазунов и Римский – Корсаков…_____________________________________________________________________________________________________________________


15. Назови несколько композиторов 20-го века, в творчестве которых нашли свое продолжение традиции А.П. Бородина__________________

________________________________________________________________



























ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:






1. В музыке Бородин во многом продолжал традиции Глинки. Кому принадлежат слова, характеризующие облик композитора: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе»?_____________________________________________________


2. В 1877 году, на музыкальном фестивале в Баден – Бадене, произошло первое знакомство с музыкой Бородина. Назовите имя инициатора исполнения 1-й симфонии Бородина на этом фестивале?_

________________________________________________________________


3. Александр Глазунов, после смерти композитора, по памяти восстановил лишь две части симфонии. Считается, что эта симфония фактически потеряна для русской музыки…_______________________

________________________________________________________________


4. В русском народном эпосе жизнь людей, зачастую, сопоставлялась с могучими и грозными явлениями природы. В «Князе Игоре» важное значение в развитии действия имеет сцена…_______________________


5. Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. А.П. Бородин посвятил ее памяти…_______________________________

________________________________________________________________
















ПРОВЕРЬ СЕБЯ:



I. Даты:



1869

1877



1833


1880


1887



1858



1. Год рождения А.П. Бородина

2. Закончил Медико – хирургическую академию, получил звание доктора наук.

3. Была исполнена первая симфония Бородина.

4. Знакомство с Ф. Листом.

5. Год смерти композитора.





Ференц Лист



II. Зачеркни неверное:


Опера «Князь Игорь», опера «Русалка», романс «Я помню чудное мгновенье», романс «Для берегов Отчизны дальной».















МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ

МУСОРГСКИЙ



ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:


1. Назови годы жизни и смерти композитора________________________

________________________________________________________________


2. М.П. Мусоргский, композитор из числа «Могучей кучки», в своем творчестве следовал заветам______________________________________

_____, называя его «великим учителем музыкальной правды».


3. Первой учительницей музыки была…___________________________


4. В Петербурге Мусоргский учился в …___________________________

________________________________________________________________


5. С кем из композиторов, в 1857 году, знакомится М. Мусоргский?___

________________________________________________________________


6. Назовите произведения 60-х годов_______________________________

________________________________________________________________


7. В каких жанрах работал композитор?____________________________

________________________________________________________________


8. С кем из русских композиторов 19-го века, был наиболее дружен Мусоргский?____________________________________________________

________________________________________________________________


9. В 70-е годы композитор создал вокальный цикл, где с большой чуткостью отразил своеобразный мир детской души. Название этого цикла?_________________________________________________________

________________________________________________________________



10. Назовите оперу, где описаны исторические события конца 17-го века – стрелецкие бунты и движение раскольников_________________

________________________________________________________________


11. Этот цикл фортепианных пьес был создан под впечатлением выставки художника, друга композитора, внезапно и неожиданно скончавшегося…________________________________________________


12. Кто исполнил партию Досифея в первой постановке «Хованщины», партию Бориса в опере «Борис Годунов»?____________

________________________________________________________________


13. Назови главное действующее лицо в опере «Борис Годунов»______

________________________________________________________________


14. Перечисли несколько песен Мусоргского на его собственные слова___________________________________________________________

________________________________________________________________


15. Кто из композиторов советского периода 20-го века заново окончил, оркестровал оперу «Сорочинская ярмарка»?______________

________________________________________________________________

























ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:


1. В опере Мусоргского «Хованщина» описаны

события острой борьбы старой боярской Руси

против преобразований вступившего на престол

молодого Петра Первого. В работе над оперой, своими советами, участием, разыскиванием нужных исторических документов, принимал участие близкий друг композитора, которому и посвящена эта опера…___________________________________________


2. М. Мусоргский очень тяжело переживал распад «кучкистов». Он с горечью жаловался Стасову: «Могучая кучка» выродилась в бездушных изменников». Тяжелые переживания этого времени нашли отражение в мрачном цикле романсов «Без солнца» и в трагических «Песнях и плясках смерти» - оба цикла на слова одного и того же поэта…_________________________________________________________


3. В 19-м веке, содружество композиторов М. Балакирева, Ц. Кюи, А. Бородина, Н. Римского – Корсакова и М.Мусоргского вошло в историю русской музыки под названием «Могучая кучка». Композиторы – кучкисты называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Однако этот балакиревский кружок имеет еще одно название…_________________________________________________


4. Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был закончен Мусоргским в 1874 году. Это десять самостоятельных пьес с общим замыслом, где отразились впечатления композитора от тех или иных рисунков художника Гартмана. Еще большую популярность приобрело это произведение, когда известный французский композитор…____________________________________сделал их оркестровую аранжировку.


5. И сегодня многие пианисты мира, фортепианный цикл «Картинки с выставки» включают в программы своих концертов. Одним из лучших исполнителей «Картинок с выставки» является выдающийся русский пианист 20-го века…____________________________________







ПРОВЕРЬ СЕБЯ:



I. Собери названия:


1. «… с выставки»

2. «Сорочинская …»

3. «Избушка …»

4. «Иванова ночь …»

5. «… Еремушке».



Ярмарка, картинки, колыбельная, на курьих ножках, на лысой горе.




II. Определи жанр:


  1. «Саламбо» -

  2. «Сиротка» -

  3. «Детская» -



Вокальный цикл, песня, опера, симфоническое произведение.

















НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ


РИМСКИЙ- КОРСАКОВ



ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:


1. Назови годы жизни и смерти композитора________________________


2. Какую профессию хотели избрать родители Римскому – Корсакову?_____________________________________________________


3. В юности любимым музыкальным жанром композитора была…___

________________________________________________________________


4. На каком корабле Н.А. Римский – Корсаков отправился в кругосветное плавание?__________________________________________


5. Римский – Корсаков – профессор Петербургской консерватории по классу…________________________________________________________


6. В 80-е годы композитор сближается с богатым лесопромышленником и почитателем музыки________________, устроителем Русских симфонических концертов.


7. В каких жанрах работал Римский – Корсаков?____________________

________________________________________________________________


8. Римский – Корсаков являлся членом балакиревского кружка. Его название…______________________________________________________


9. Назови вокальное произведение 80-х годов на стихотворение Пушкина, где авторы сумели передать всю тяжесть самодержавного гнета…_________________________________________________________


10. Действие какой оперы происходит в древнем Новгороде?________

________________________________________________________________



11. Сколько опер написал композитор?____________________________


12. Кто являлся автором либретто к операм композитора «Псковитянка», «Снегурочка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Сервилия», «Кащей Бессмертный»?_________________

________________________________________________________________


13. Какие исторические события повлияли на увольнение Римского – Корсакова из консерватории?_____________________________________

________________________________________________________________


14. Назови симфоническую сюиту, написанную композитором по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»____________________

________________________________________________________________


15. О каком сборнике пишет композитор? «Песни я расположил по отделам. Сначала поместил былины, потом протяжные и плясовые, игровые и обрядовые в порядке цикла языческого поклонения солнцу…»_______________________________________________________

________________________________________________________________


























ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:





1. В. Мамонтов – основатель Частного оперного

театра в Москве. Какие четыре оперы

Римского – Корсакова были поставлены

на сцене этого театра?____________________________________________


2. Сказка и песня всегда были душой русского народа. Именно с творчеством Римского – Корсакова, пышным цветом расцвела в русской музыке…________________________________________________


3. В опере – былине «Садко» присутствуют заморские гости торговые, среди них – Веденецкий гость. А современное название города Веденец?________________________________________________________


4. Так композитор говорил о своей любимой опере: «Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем…»_______

________________________________________________________________


5. Со своим учеником, известным композитором, Римский – Корсаков заканчивает оперу «Князь Игорь» и некоторые романсы Бородина. Композитор, вручая учителю свое фото, подписал: «Римскому – Корсакову – царю Берендею». О каком ученике Римского – Корсакова идет речь?______________________________________________________

________________________________________________________________











ПРОВЕРЬ СЕБЯ:



I. Персонажи опер:


«Снегурочка»

«Садко»











1. Волхова

2. Веденецкий гость

3. Лель

4. Любава

5. Мизгирь

6. Царь Берендей

7. Весна

8. Индийский гость



II. Переставь буквы в названиях произведений:

1

шезарахеда

2

шокпету

3

нетавес

4

косад

5

анрат


1.Сюита по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». 2. Опера «Золотой …». 3. Опера «Царская …». 4. Опера – былина. 5. Сюита, написанная по восточной сказке О. Сенковского.



СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


М.И. Глинка (1804 – 1857) – основоположник русской классической музыки.

Основные произведения:

Оперы: «Иван Сусанин («Жизнь за царя»), «Руслан и Людмила»;

Музыка к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский»; 80 романсов, песен, арий (вокальный цикл на слова Нестора Кукольника «Прощание с Петербургом». Романсы «Я помню чудное мгновенье», Я вас любил», и др.);

Симфонические пьесы: испанские увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»; симфоническая фантазия «Камаринская» на две русские темы; «Вальс – фантазия» (первоначально фортепианная пьеса); инструментальные ансамбли; фортепианные пьесы (вариации, мазурки, вальсы, и др).



А.С. Даргомыжский (1813 – 1869) – младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки вошел как художник – реалист, «великий учитель музыкальной правды» (М. Мусоргский).

Основные произведения:

Оперы: «Эсмеральда», «Русалка», «Торжество Вакха» (первоначально кантата), «Каменный гость (не закончил, завершили Ц. Кюи, Н. Римский – Корсаков);

Симфонические пьесы: «Казачок», «Баба – Яга», «Чухонская фантазия»;

100 песен и романсов: на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и др. («Мне минуло шестнадцать лет», «Титулярный советник», «Червяк», драматическая песня «Старый капрал», «Мне грустно», и др.); вокальные ансамбли; фортепианные пьесы.



«Новая русская школа» или, по определению В. Стасова, «Могучая кучка» - содружество композиторов, творчество которых приходится на 60-е годы 20-го века. В состав «Могучей кучки» входят пять композиторов: М. Балакирев (организатор, идейный лидер), Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский – Корсаков. Деятельность молодых композиторов была направлена по пути национального развития русской музыки. Считая себя наследниками Глинки, свою цель видели в продолжение его заветов.





А. П. Бородин (1833 – 1887) вошел в историю русской музыки не только как своеобразный, талантливый композитор, но и как крупный ученый, общественный деятель.

Основные произведения:

Опера «Князь Игорь» (не окончена, завершили Глазунов, Римский – Корсаков);

Три симфонии (третья утеряна), симфоническая картина «Средняя Азия»;

Квинтет для струнных с фортепиано;

Два квартета;

«Маленькая сюита» для фортепиано
18 романсов;

Оперетта «Богатыри».



М.П. Мусоргский (1839 – 1881) – среди композиторов «Могучей кучки» был наиболее ярким выразителем в музыке революционно – демократических идей 60-х годов 19-го века.

Основные произведения:

Оперы: «Саламбо», «Женитьба» (первый акт), «Борис Годунов», «Хованщина» (не окончена, завершил Римский – Корсаков), «Сорочинская ярмарка» (не окончена, в 1917 году – завершил Кюи, заново окончил и оркестровал В. Шебалин, композитор советского периода 20-го века);

67 романсов, песен, вокальный цикл «Детская», («Сиротка» - песни, собственные слова, и др.);

Симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», «Интермеццо»;

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» (оркестрован Морисом Равелем); фортепианные пьесы.


Н.А. Римский – Корсаков (1844 – 1908) – с его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка; его жизнь – беззаветное служение искусству, верность своим идеалам.

Основные произведения:

15 опер: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок», и др.;

Симфонические сюиты: «Антар» (по мотивам восточной сказки О. Сенковского), «Шехеразада» (по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»), «Испанское каприччио»»;

Симфонические картины: «Садко», «Сказка», «Светлый праздник»;

Симфонические увертюры, симфонии, симфониетта;

Концерт для фортепиано с оркестром;

Около 80-ти романсов;

Сборники «100 русских народных песен», «40 русских народных песен»;

Учебник гармонии, учебник оркестровки, статьи;

«Летопись моей жизни» (воспоминания).


Ференц Лист (1811 – 1886) – венгерский композитор 19-го века, пианист.


Морис Равель (1875 – 1937) – французский композитор конца 19-го века, дирижер.


Кантата – многочастное хоровое произведение.


Либретто – словесный текст оперы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Мишина Вероника Анатольевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173739


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства