ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Музыкальная литература» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и написана на основе Примерной программы по учебному предмету «Музыкальная литература» и федеральных государственных требований, Предмет музыкальная литература является одной из обязательных дисциплин в учебных планах ДШИ, определяющих своеобразие и универсальность отечественной системы музыкального образования. Этот предмет прошел длительный путь развития и высокая динамика перемен в общественной жизни, характерная для современного мира, делает необходимым обновление и совершенствование форм и содержания учебного процесса с тем, чтобы содержание образования в области музыкально искусства продолжало соответствовать стоящим перед ней задачам. Первейшая задача музыкальной литературы – создание основы для формирования комплекса особых художественно-эстетических потребностей.
Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознание индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкально-общественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней.
В той или иной форме обучающиеся анализируют музыку на всех уроках в ДШИ, и потому данное умение также является межпредметным. На уроках музыкальной литературы оно формируется, в основном, в классной работе, в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений.
Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы, сердцевину его содержания. Качество их усвоения обучающимися в конечном счете будет определять уровень музыкальной культуры, которого они смогут достичь с помощью музыкальной литературы.
Предметным умением, которым обучающиеся овладевают при изучении музыкальной литературы (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значить осмыслить услышанное. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения – и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности.
Данная программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации
- приобретение навыков творческой деятельности;
- умение планировать свою домашнюю работу и давать объективную оценку своему труду;
- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
- формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
- уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
- пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
- определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной программы - теория и история музыки.
Срок реализации 5 (6) лет. Возраст обучающихся с 10 — 12 лет до 15 — 17 лет.