ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРИЁМОВ И ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода. Как помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить? Какова роль учителя и каковы его возможности в этом сложном процессе?
У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Что такое — творческие способности? Это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Одним из компонентов музыкальной культуры, поэтапным формированием и развитием которой занимается учитель музыки в школе, являются музыкально-творческие способности. Благодатной почвой для их развития служит начальный этап обучения в школе. Игровая деятельность на уроках музыки помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный.
Какие же творческие приемы и формы игровой деятельности используются на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмичные и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение лада музыкальной пьесы и другие.
Приведу несколько примеров творческих заданий и примеров, которые я использую в своей практике.
В 2 классе на основе полученных знаний по теме «Музыкальная форма. Рондо» — ученики сочиняют ритмическое рондо, придумывают различные сказки, развитие которых строится в форме рондо.
Вот сказка, написанная учеником 2 класса Смоляковым Евгением: Подарили Серёже новый красивый самокат. И решил Серёжа прокатиться на нем по родному краю.
Рефрен
Едет-едет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку.
Эпизод
Вдруг увидел Серёжа на берегу озера косулю со своим маленьким детёнышем. Остановился Серёжа, очарованный этим зрелищем. А звери напились водицы и побежали в лес.
Рефрен
Едет-едет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку.
Эпизод
Вдруг у края дороги увидел Серёжа маленького птенчика, который наверное выпал из гнезда. Серёжа бережно поднял птенчика, залез на дерево и посадил птенца в гнездо. А сам поехал дальше.
Рефрен
Едет-едет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку.
— На основе знаний по теме «Симфонический оркестр» ребята воображают себя настоящими музыкантами и импровизируют исполнение оркестром любого симфонического произведения.
В 3 классе я использую произведения В.А.Моцарта «Рондо в турецком стиле» (оркестровый вариант) можно взять фрагмент симфонии № 40 В.А.Моцарта.
— Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности. Хотя программа курса «Музыка» почти полностью исключает то, что принято было называть музыкальной грамотой, без знаний элементарной теории обойтись невозможно. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки. Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому я постепенно ввожу на уроках музыкальную терминологию, подбираю различные стихи и сказки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях.
Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, загадки активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными и веселыми.
Примеры творческих приемов:
Сказка о темпах в музыке.
Однажды в музыкальном городке решили провести соревнования по скорости звучания музыки. Желающих участвовать было очень много, но выбрали всего пять самых достойных участников. Это были музыкальные темпы. Первый темп репетировал и готовился очень долго, поэтому он прибежал первым. Его и прозвали Очень Быстрый (presto-очень скоро). Второй темп готовился очень мало и прибежал к финишу четвертым. Его прозвали Медленный (lento- медленно).
Третий темп долго тренировался и прибежал вторым Быстрый (allegro-скоро). Четвертый готовился больше, чем Медленный, но меньше, чем Быстрый его прозвали Умеренный (moderato-умеренно). А пятый темп вообще не готовился и пришел к финишу последним. За это его назвали Очень Медленный (adagio-очень медленно). Вот, откуда произошли названия музыкальных темпов.
Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. Загадки это еще и источник новых знаний.
Например:
В классе мы билет купили,
и вчера в театр ходили.
Мы во все глаза глядели,
весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл,
от певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали
Все мы любим (оперу)
Оркестр молчит,
а домбра звучит,
одной домбре только слово!
Оркестр молчит, а домбра звучит,
ведь домбра играет (соло)
Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер, лад, в котором мы играли
называется (мажор)
Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льет во весь опор,
это лад печальный, грустный,
называется (минор)
Ярко зал весь засверкал,
приглашает всех на бал.
Попрошу ответить вас
Что за танец этот (вальс)
При изучении динамических оттенков я использую следующий творческий прием:
Задание:
1 .Рассмотрите рисунки и скажите, какой из них красивее и почему? 2.3апомните: динамические оттенки — это
своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно.
f - - форте-громко
mf - - меццо — форте — умеренно (не очень) громко
р — пиано — тихо
sf - - сфорцандо — внезапно громко
Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать цветные карточки, а вы называйте динамические оттенки, соответствующие этому цвету.
Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень р всегда он ходил, f настойчиво кушать просил, Да mf на печке храпел, Вот вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон, вот такой
Будто затеял с мышами он бой. f Крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши р взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут mf воскликнул кот: «Брысь!»
И в рассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:
Мыши р вышли из норки,
F хрустя, съели хлебные корки,
Потом mf смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, sf чихнул,
К стене повернулся, и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера над ним потешались.
Вот и вся сказка.
На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности,
ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, ребусы и
решают их.
Например:
1. Из первых букв названия каждого предмета составь слова.
2. Впиши их в пустые клеточки — вот названия музыкальных знаков и найдены.
Большое значение придаю и развитию ассоциативного мышления. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: Урок — дискуссия, урок — состязание, урок -музыкальная викторина, урок — защита, а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей.
Пример: Для развития у учащихся целостного восприятия музыкального произведения я использую следующий прием — ролевую игру «Художники — декораторы».
В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту.
Этот приём один из высших этапов обобщенно — целостного восприятия. Способность быстро переходить от одного явления к другому, называют гибкостью мышления. Эту способность можно развивать на уроках музыки. Для этого используется следующий творческий прием — ролевая игра «Я — сочинитель» (задачи на знание выразительных средств музыки).
Учащимся предлагается составить ритмический рисунок в размере 4/4, состоящий из 3—4 тактов. Затем сочинить текст к этому ритмическому рисунку. Далее предлагается сочиненный текст представить как первую часть трехчастной формы, а вторую и третью части выразить в цвете при условии, что вторая часть — контрастная, а третья часть — дублирует характер первой части, (см. Приложение № 1) Следующий прием — «Экспрессивное выражение эмоционального состояния»
Начиная с первых уроков музыки, учащиеся используют двигательные упражнения с целью передачи выразительных средств музыки: так вокализируя мелодию, они показывают ее направление жестом. Можно ввести в содержание уроков навык дирижерского жеста учащимися и посмотреть, насколько чутко реагирует класс на характер дирижерского жеста.
Наиболее эффективным приемом развития памяти будет прием «ассоциативная сеть» . Однако в связи с недостаточным опытом общения с классической музыкой в повседневной жизни данный прием требует достаточно качественных знаний и обширного объема информации о творчестве композиторов, об особенностях музыкального языка. Я предлагаю для этого, начиная с пятого класса, когда основные понятия уже сформированы, разбирать прослушанное произведение, исходя из плана.
Следующий творческий прием, который можно использовать уже на вводном в тему уроке. Это «Логическая цепочка», нацеленная на установление ассоциативного перехода четыре пять этапов от одного исходного понятия к другому. Можно упростить задание и использовать прием «Пропущенное слово». Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.
Еще один прием нацеленный на этот же процесс, «Найди ненужное слово». Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.
Еще один подготовительный прием на пути построения «Логической цепочки» — упражнение «Ассоциативные гроздья» Учащимся предлагается ключевое слово, к которому необходимо подобрать несколько разноуровневых ассоциативных понятий. Следующий творческий прием Ситуация «Я — психолог». Почти каждый ребенок считать себя знатоком людских характеров, психологом. Попросите его дать словестный портрет товарища, и он это сделает легко и достаточно точно.
Я предлагаю учащимся на время роль «психолога» и даю возможность через прослушивание одного или ряда произведений композитора Рассказать о композиторе — человеке, которого они никогда не видели, не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.
Последний прием, заслуживающий внимания в контексте задачи творческого развития, обеспечивает способность к открытию образного видения слова.
Выполняя это задание, ребята ищут в себе творца, проявляют неповторимость личности, реализуют духовный потенциал. Эти задания учат думать, ощущать, открывают новый смысл, казалось бы, давно знакомых слов, причем не только интеллектуально, но и реально, через создание пластического образа.
Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через подобного рода приемы дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Еще П.Ф. Каптерев говорил, что «.. .эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, пробуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду неприязненные отношения».
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.