Урок музыки. Три кита в музыке: песня, танец, марш
Музыкальный материал:
Песни: М.Л.Лазарев, "Катерок", Р.н.п. "Во поле берёза стояла", М.Л.Лазарев, "Барабан".
Музыкальные произведения для слушания: С.В.Рахманинов "Итальянская полька", П.И.Чайковский "Вальс" из балета "Спящая красавица".
Музыкальные произведения для игры на музыкальных инструментах: С.С.Прокофьев "Марш".
Мультимедийное оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
- Ребята, уже традиционно, встретила нас на уроке...? (дети договаривают - "музыка"). И сегодня мы вновь отправимся в путешествие по океану музыки. С чего же всё начиналось?
- Давайте вспомним легенду о сотворении нашей земли и о трёх китах. В старину люди думали, что наша земля плавает в огромном океане и держат её три кита. Сегодня даже маленький ребёнок знает, что наша земля имеет форму шара, немного вытянутого по бокам. Этот шар находится, как и многие звезды, в космосе. Но легенда о том, что в музыке существуют Три кита, и они находятся на музыкальном острове, который расположен в огромном океане волшебных звуков существует до сих пор. Эти киты имеют музыкальные имена, а какие мы это сейчас узнаем.
Мы вновь отправляемся в гости к королеве Музыке. Послушайте три мелодии и определите, к какому киту относится каждая из этих мелодий.
♫ Звучит Марш С. Прокофьева
- Что удобно делать под эту музыку?
Маршеровать.
***
Кит Марш – строевой, боевой, озорной,
С ним легче шагать нам дорогой прямой.
С ним легче в походы с друзьями ходить,
С ним праздник светлее, с ним радостней жить.
- Ну что, ребята, продолжаем наше путешествие по океану музыки. А сейчас мы отправимся в сказку. А вы должны угадать, какой кит приведёт нас туда? Слушайте внимательно. И все вместе будем передавать настроение музыки движениями рук и корпусом тела в такт звучащей музыки.
♫ Звучит "Вальс" из балета "Спящая красавица"
- Как красиво получилось! Молодцы, все старались. Какие движения у нас были? Как мы их исполняли? (дети отвечают - "движения были плавными, исполняли мы их легко").
- Правильно, ребята. А какой кит помогал нам исполнить эту музыку? (дети отвечают - "кит танец").
- Молодцы. Такой плавный, лёгкий и кружащийся танец называется - вальс.
А что мы можем делать под третью мелодию?
♫ Звучит Колыбельная Медведицы
Петь.
***
Расскажет кит Песня о странах волшебных,
Об осени, лете, зиме и весне,
О том, как чудесно жить детям на свете,
О дружбе и мире на нашей земле.
О том, как по рельсам бегут поезда,
О том, как прекрасны луга и леса.
Кит Песня расскажет о школе родной,
О нашей учебе и дружбе большой.
- Ребята, художник пишет картины, писатель пишет для вас сказки и рассказы, поэт сочиняет стихи, а как называется музыкант, который сочиняет музыку? Композитор.
- Что же с ней происходит дальше? Что нужно сделать, чтобы музыка ожила? (дети отвечают - "её нужно исполнить, нужен исполнитель").
- А исполняется музыка для тех, кто её будет...? (дети договаривают - "слушать", нужны слушатели).
- Как мы называем таких людей? (дети отвечают - "слушатели").
- Итак, ребята, без кого не может музыка жить? (дети отвечают - "без композитора, исполнителя, слушателя").
- Молодцы! Вы уже много знаете о музыке. Ну а сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие по океану музыки. Вы готовы? (дети отвечают - "да").
- Тогда садитесь поудобнее. Чтобы было веселее, будем передавать настроение музыки и своё настроение движениями рук, корпусом тела в такт звучащей музыки. Итак, в путь!
♫ Звучит музыкальная заставка телепередачи "В мире животных", дети выполняют плавные движения руками и телом.
- Ребята, чтобы наше путешествие было приятным и интересным, давайте споём песенку "Веселые путешественники"
- Ребята, какой это кит – ПЕСНЯ. А какая по характеру эта песенка? Как мы её исполнили? (дети отвечают - "весело, легко").
- Молодцы, ребята, вы настоящие артисты!
- Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось?
- А кто помогал нам путешествовать? (дети отвечают - "музыкальные киты: песня, танец и марш").
- Вы все сегодня очень хорошо работали и получили оценку "5". Спасибо за урок.