Организационный Мотивация учебной деятельности | - Здравствуйте. Мы с вами уже знаем о том, что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Какие музыкальные образы вы знаете? - Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса и скажите, что вы чувствуете? О, как люблю я в ясный летний час Когда заката золото струится И облаков сребристых вереница Обласкана зефирами, -хоть раз Уйти от тягот, что терзают нас, На миг от неотступных дум забыться И с просветленною душой укрыться В заглохшей чаще, радующей глаз. | Здравствуйте. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу, образ покоя и тишины. Делятся своими впечатлениями | Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
Решение проблемы | - Джон Китс –поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII –первой половины XIX века. - Как вы думаете, что такое романтизм? - Романтизм — идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением — как творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника. - Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм (направление в искусстве, основной принцип- стройность, упорядоченность и соразмерность) и коснулся всех видов искусства, в том числе и музыки. - Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни. - Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада. - Что такое ноктюрн? - Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. - В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров. - Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. - Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов. - Джон Филд — ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России. - Сейчас мы послушаем ноктюрн №3, послушайте его, и скажите, что вы чувствовали, когда слушали его, представляли. - Какая мелодия в этом произведении, характер? Что композитор хотел передать в этом произведении? - Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Фредерик Франсуа́ Шопен— польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму. - Сейчас мы послушаем ноктюрн Фредерика Шопена №2. Послушайте, и подумайте какие у вас чувства пробудил этот ноктюрн? Слушание ноктюрна №2. - Что вы представляли, когда слушали этот ноктюрн? Похож ли он на ноктюрн Джона Филда? Какой была мелодия? - В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»). - Сейчас мы послушаем ноктюрн из сюиты «1922» Пауля Хиндемита, послушайте и скажите отличается он чем то от предыдущих двух, или нет? Слушание ноктюрна из сюиты «1922». - Какой характер у этого ноктюрна? Что изменилось? - А сейчас, попробуйте составить словесный портрет, человека романтика. - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Интересного? - На прошлых уроках мы с вами разучивали песню туристов, давайте ее с вами вспомним и повторим. - Сегодня мы с вами начнем разучивать новую песню. Она наверняка вам знакома, послушайте и скажите, как она называется. Слушание и разучивание песни «Как здорово что все мы здесь сегодня собрались. | Размышляют о романтизме Предполагают, что такое ноктюрн Слушают ноктюрн, рассказывают о своих эмоциях Размышляют о произведении Слушают ноктюрн №2 Размышляют над произведением Мечтательный человек, пронизанный идеализацией действительности.Поведение романтика проявляется поиском приключений, наполнено грезами, фантазиями. | КУУД — излагать свое мнение, участвовуют в беседе ПУУД — сравнение и анализ музыкальных произведений, отвечают на поставленные вопросы учителя ЛУУД — формируется эмоционально — ценностное |