Театр музыкальных звуков- инструменты симфонического оркестра
Театр музыкальных звуков- инструменты симфонического оркестра
Что такое оркестр? Слово оркестр намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а оркестрой греки называли круглую площадку театра, на которой совершал ритмические движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Шли годы, погибла Великая античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже - сам «союз музыкальныхинструментов и исполнителей на них.
Историческим предшественником большого состава оркестра был так называемый классический состав. К концу ХVIII столетия, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта, а Бетховен лишь задумывал создание своих трех симфоний, он сформировался в следующий вид:
10 первых скрипок 2 флейты 2 валторны 2 литавры
8 вторых скрипок 2 габой 2 трубы
6 альтов 2 кларнета
5 - 6 виолончелей 2 фагота
3 - 4 контрабаса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Театр музыкальных звуков- инструменты симфонического оркестра »
Темаурока : «Театр музыкальных звуков» Подтема:«Инструменты симфонического оркестра».
Цели:
-знакомство учащихся с инструментами симфонического оркестра
-развитие навыков восприятия симфонической музыки
-воспитание любви к классической музыке
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Формирование новых знаний
Что такое оркестр? Слово оркестр намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а оркестрой греки называли круглую площадку театра, на которой совершал ритмические движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Шли годы, погибла Великая античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже - сам «союз музыкальныхинструментов и исполнителей на них.
Историческим предшественником большого состава оркестра был так называемый классический состав. К концу ХVIII столетия, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта, а Бетховен лишь задумывал создание своих трех симфоний, он сформировался в следующий вид:
10 первых скрипок 2 флейты 2 валторны 2 литавры
8 вторых скрипок 2 габой 2 трубы
6 альтов 2 кларнета
5 - 6 виолончелей 2 фагота
3 - 4 контрабаса
Струнные смычковые
Как уже известно из предыдущего история музыки считает, что скрипка возникла и вполне «определилась» как оркестровый голос в ХVI столетии. В симфоническом оркестре смычковые инструменты представляют собою наиболее многочисленную группу, а скрипки, если только исчислить их по признаку наибольшего представительства, обычно принятого сейчас, составит ровно половину. Это значит, что в оркестре первых и вторых скрипок вместе будет столько, сколько альтов, виолончелей и контрабасов. Альт занимает промежуточное место между скрипкой и виолончелью, но он ближе примыкает к скрипке, чем к виолончели.
Около 1640 года в оркестр начали постепенно проникать виолончели и контрабасы. Трудно с достоверностью сказать, когда возникла современная виолончель Но что же все-таки представляет собою современная виолончель и на что она способна в оркестре? Этот инструмент, также как и все прочие представители семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны. Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - ее теплоту, искренность и глубину звучания.
Теперь, чтобы полностью. Исчерпать весь состав смычковых инструментов, принятых сейчас в симфоническом оркестре, остается «сказать» лишь несколько слов о контрабасе. В техническом отношении контрабас пора уже признать вполне совершенным инструментом. Контрабасам поручаются вполне виртуозные партии, выполняемые ими с подлинной артистичностью и мастерством.
Слушание Симфонии №40 В.Моцарта
Деревянные духовые инструменты.
К основным - относится семейство флейт, гобоев, кларнетов и фаготов.
Из всех известных сейчас музыкальных инструментов флейта принадлежит, несомненно к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само слово «флейта» применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Флейта в ХVIII столетии пользовалась такой любовью своих современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины ХIХ века почиталось признаком хорошего тона, Первая и наиболее распространенная разновидность «обыкновенной» флейты, известна под именем малой флейты или флейты - piccolo.
Второе семейство объединения духовых инструментов составляет гобой со всеми своими многочисленными родичами. В истории инструментов гобой известен чуть ли не с незапамятных времен. На что же теперь способен гобой в оперно-симфоническом оркестре? Как уже известно, его тембр, от природы немного гнусавый, очень напоминал пастушеский рожок или дудочку – свирель
Третий представитель семейства деревянных духовых инструментов - кларнет, принадлежит к числу наиболее молодых участников этого объединения. Он возник в Германии около 1700 года.
Остается последний представитель объединения деревянных духовых инструментов - фагот. Фагота - этого подлинного «труженика» современного симфонического оркестра.
Слушание Симфонии №6 «Пасторальная» Л.Бетховена
Медная духовая группавключает также четыре основных инструмента: трубу, валторну, тромбон, тубу.
Голоса у медных духовых инструментов сильные, звонкие, они могут пробиться сквозь самое плотное звучание всех остальных инструментов. Пожалуй, самое мягкое звучание среди медных духовых инструментов - у валторны. Её название произошло от слияния двух немецких слов «вальд горн», что означает «лесной рог». Валторну легко узнать по внешнему виду. Она похожа на улитку или свернувшуюся кольцом блестящую змею.
Слушание Симфонии №5 П.И.Чайковского
В последнем ряду симфонического оркестра располагаются инструменты ударной группы.
Постоянный ударный инструмент в симфоническом оркестре - литавры.
Внешне они похожи на большие котлы с натянутой сверху кожей. В «Фантастической симфонии» французского композитора Г. Берлиоза литавры имитируют отдалённые раскаты грома.
Слушание «Фантастическая симфония», «Сцена в полях» Г.Берлиоза
Кроме литавр в оркестре могут применяться тарелки, треугольник, малый барабан, ксилофон, челеста.
Слово «челеста» означает «небесная». Так назвали этот инструмент за нежный прозрачный звук.
Композитор А. К. Лядов в симфонической картинке «Кикимора» с помощью звучания челесты изобразил хрустальную колыбельку, в которой баюкают Кикимору.
Слушание «Кикимора» А.К.Лядов
Ещё в симфонический оркестр могут вводиться такие инструменты, как арфа, фортепиано или рояль, орган.
@ Вопросы и задания
Что такое оркестр?
Струнные смычковые инструменты.
Послушать Симфонию №40 В.Моцарта.
Деревянные духовые инструменты.
Послушать Симфонию №6 «Пасторальная» Л.Бетховена.
Медные духовые инструменты.
Послушать Симфонию №5 П.И.Чайковского.
Ударные инструменты.
Послушать «Фантастическая симфония», «Сцена в полях» Г.Берлиоза.
Послушать «Кикимора» А.К.Лядов.
Домашнее задание
Нарисовать музыкальные инструменты симфонического оркестра.