kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театр музыкальных звуков- инструменты симфонического оркестра

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Что такое оркестр?  Слово оркестр намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а оркестрой греки называли круглую площадку театра, на которой совершал ритмические движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии  и комедии.  Шли годы, погибла Великая  античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже - сам «союз музыкальныхинструментов и исполнителей на них.

Историческим предшественником большого состава оркестра был так называемый классический состав. К концу ХVIII столетия, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта, а Бетховен лишь задумывал создание своих трех симфоний, он сформировался в следующий вид:

10 первых скрипок  2 флейты  2 валторны  2 литавры

8 вторых скрипок   2 габой   2 трубы

6 альтов           2 кларнета

5 - 6 виолончелей  2 фагота

3 - 4 контрабаса                 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Театр музыкальных звуков- инструменты симфонического оркестра »



Темаурока : «Театр музыкальных звуков» Подтема:«Инструменты симфонического оркестра».


Цели:

-знакомство учащихся с инструментами симфонического оркестра

-развитие навыков восприятия симфонической музыки

-воспитание любви к классической музыке



Ход урока:

1. Организационный момент

2. Формирование новых знаний

    Что такое оркестр?  Слово оркестр намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а оркестрой греки называли круглую площадку театра, на которой совершал ритмические движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии  и комедии.  Шли годы, погибла Великая  античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже - сам «союз музыкальныхинструментов и исполнителей на них.

Историческим предшественником большого состава оркестра был так называемый классический состав. К концу ХVIII столетия, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта, а Бетховен лишь задумывал создание своих трех симфоний, он сформировался в следующий вид:

10 первых скрипок  2 флейты  2 валторны  2 литавры

8 вторых скрипок   2 габой   2 трубы

6 альтов           2 кларнета

5 - 6 виолончелей  2 фагота

3 - 4 контрабаса                 

Струнные смычковые

         Как уже известно из предыдущего история музыки считает, что скрипка возникла и вполне «определилась» как оркестровый голос в ХVI столетии. В симфоническом оркестре смычковые инструменты представляют собою наиболее многочисленную группу, а скрипки, если только исчислить их по признаку наибольшего представительства, обычно принятого сейчас, составит ровно половину. Это значит, что в оркестре первых и вторых скрипок вместе будет столько, сколько альтов, виолончелей и контрабасов. Альт занимает промежуточное место между скрипкой и виолончелью, но он ближе примыкает к скрипке, чем к виолончели.

         Около 1640 года в оркестр начали постепенно проникать виолончели и контрабасы. Трудно с достоверностью сказать, когда возникла современная виолончель  Но что же все-таки представляет собою современная виолончель и на что она способна в оркестре? Этот инструмент, также как и все прочие представители семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны. Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - ее теплоту, искренность и глубину звучания.

Теперь, чтобы полностью. Исчерпать весь состав смычковых инструментов, принятых сейчас в симфоническом оркестре, остается «сказать» лишь несколько слов о контрабасе.  В техническом отношении контрабас пора уже признать вполне совершенным инструментом. Контрабасам поручаются вполне виртуозные партии, выполняемые ими с подлинной артистичностью и мастерством.

Слушание Симфонии №40 В.Моцарта

Деревянные духовые инструменты.

         К основным - относится семейство флейт, гобоев, кларнетов и фаготов.

    Из всех известных сейчас музыкальных инструментов флейта принадлежит, несомненно к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само слово «флейта» применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Флейта в ХVIII столетии пользовалась такой любовью своих современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на  флейте вплоть до середины ХIХ века почиталось признаком хорошего тона, Первая и наиболее распространенная разновидность «обыкновенной» флейты, известна под именем малой флейты или флейты - piccolo.

   Второе семейство объединения духовых инструментов составляет гобой со всеми своими многочисленными родичами. В истории инструментов гобой известен чуть ли не с незапамятных времен. На что же теперь способен гобой в оперно-симфоническом оркестре? Как уже известно, его тембр, от природы немного гнусавый, очень напоминал пастушеский рожок или дудочку – свирель

    Третий представитель семейства деревянных духовых инструментов - кларнет, принадлежит к числу наиболее молодых участников этого объединения. Он возник в Германии около 1700 года.

    Остается последний представитель объединения деревянных духовых инструментов - фагот. Фагота - этого подлинного «труженика» современного симфонического оркестра.

Слушание Симфонии №6 «Пасторальная» Л.Бетховена

Медная духовая группа включает также четыре основ­ных инструмента: трубу, валторну, тромбон, тубу.

Голоса у медных духовых инструментов сильные, звонкие, они могут пробиться сквозь самое плотное звучание всех ос­тальных инструментов. Пожалуй, самое мягкое звучание среди медных духовых инструментов - у валторны. Её название про­изошло от слияния двух немецких слов «вальд горн», что означа­ет «лесной рог». Валторну легко узнать по внешнему виду. Она похожа на улитку или свернувшуюся кольцом блестящую змею.

Слушание Симфонии №5 П.И.Чайковского

В последнем ряду симфонического оркестра располага­ются инструменты ударной группы.

Постоянный ударный инструмент в симфоническом оркестре - литавры.

Внешне они похожи на большие котлы с натянутой сверху ко­жей. В «Фантастической симфонии» французского композитора Г. Берлиоза литавры имитируют отдалённые раскаты грома.

Слушание «Фантастическая симфония», «Сцена в полях» Г.Берлиоза

Кроме литавр в оркестре могут применяться тарелки, треугольник, малый барабан, ксилофон, челеста.

Слово «челеста» означает «небесная». Так назвали этот инструмент за нежный прозрачный звук.

Композитор А. К. Лядов в симфонической картинке «Кикимо­ра» с помощью звучания челесты изобразил хрустальную колы­бельку, в которой баюкают Кикимору.

Слушание «Кикимора» А.К.Лядов

Ещё в симфонический оркестр могут вводиться такие инструменты, как арфа, фортепиано или рояль, орган.

@ Вопросы и задания

  1. Что такое оркестр?

  2. Струнные смычковые инструменты.

  3. Послушать Симфонию №40 В.Моцарта.

  4. Деревянные духовые инструменты.

  5. Послушать Симфонию №6 «Пасторальная» Л.Бетховена.

  6. Медные духовые инструменты.

  7. Послушать Симфонию №5 П.И.Чайковского.

  8. Ударные инструменты.

  9. Послушать «Фантастическая симфония», «Сцена в полях» Г.Берлиоза.

  10. Послушать «Кикимора» А.К.Лядов.



Домашнее задание

Нарисовать музыкальные инструменты симфонического оркестра.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Театр музыкальных звуков- инструменты симфонического оркестра

Автор: Бобылева Татьяна Николаевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Казахская музыкальная культура "
    ["seo_title"] => string(33) "kazakhskaia-muzykal-naia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "215799"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432799380"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Открытый урок по музыкальной литературе на тему:"Театральные жанры: балет. П.И.Чайковский "Щелкунчик" "
    ["seo_title"] => string(109) "otkrytyi-urok-po-muzykal-noi-litieraturie-na-tiemu-tieatral-nyie-zhanry-baliet-p-i-chaikovskii-shchielkunchik"
    ["file_id"] => string(6) "122422"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414245192"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация  на тему «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-na-tiemu-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "138367"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417532552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Из опыта работы музыкального руководителя по теме:«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(127) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-po-tiemie-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "155260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421254115"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока "Первое путешествие в музыкальный театр." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "145973"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419023760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства