kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Образы борьбы и победы в музыке и изобразительном искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Знакомство с одной из знаменитых симфоний Л. Бетховена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Образы борьбы и победы в музыке и изобразительном искусстве"»

Учитель музыки МБОУ

Хохловской СШ

Лопачева А.В.



Тема открытого урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»


  Цель  урока: Показать, значение музыки, в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.


Задачи: 

направленные на достижения личностных результатов:

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;

  • развитие вокально-хоровых навыков;

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства,

  • выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой

направленные на достижения метапредметных результатов:

  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе

восприятия музыки;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с

жизнью и другими видами искусства;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе

овладения учебными действиями;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

направленные на достижения предметных результатов:

  • знание жанров музыки (опера, балет);

  • осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.


Тип урока: освоение новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование:  Музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран, портреты композиторов.

Музыкальные произведения:

  1. Фрагмент из оперы «Снегурочка» пляска скоморохов.

  2. Е. Крылатов «Снежинка».

Видеофрагменты:

  1. Балет «Щелкунчик» П. Чайковский.

  2.  Опера «Садко», Н. Римский - Корсаков.

                 3.   Балет «Золушка» С.С.Прокофьев.

Структура и ход  урока:

1.Этап мотивации к учебной деятельности.

 Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие

  1. Этап актуализации знаний.


У: Ребята! Отгадайте загадки.

  Есть профессия такая!

Он работает играя

          Он на сцене с давних пор.

              Та профессия -        (актер)

Он спектаклем заправляет,

                          Наизусть все сцены знает,

                          Учит он как роль играть.

                          Как профессию назвать? (режиссер)

«Меню» в театре составляют

                           На весь сезон из разных пьес.

                           И только то, в него включают,

                           Что вызывает интерес?  (репертуар)


Пачку, пуанты надела Марина,

                          На сцену впорхнула, она -    (балерина)

Со звонком он в зал придет,

                           Место нужное займет.

                           Посмотрев спектакль хороший

                           Будет хлопать он в ладоши?    (зритель)

Есть у каждого в квартире

                          Он расскажет: что же в мире

                          Происходит каждый день.

                          Говорить ему не лень.

                          Папа смотрит там футбол

                          И кричит все время – «Гол!»,

                          Мама любит сериалы,

                          Что идут на всех каналах,

                          Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

                          И мультфильмы очень, очень!   (телевизор)


У: Вы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?   

Д:  О театре, кино и телевидении.

У: Правильно, тема нашего урока - Музыка в театре, кино и на телевидении.  

 А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?

Д: Какую  роль играет музыка в этих видах искусства.    Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.



  1. Первичное усвоение новых знаний.

У: Посмотрите внимательно и скажите, к каким музыкальным произведениям относятся следующие иллюстрации?

Опера «Снегурочка» -  автор русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.

У:  Правильно, это иллюстрация к опере «Снегурочка». Кто автор оперы? Кто нам скажет, на какой литературный сюжет написано это музыкальное произведение. Опера написана на сюжет весенней сказки русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского. Давайте вспомним, что такое опера – музыкальный спектакль, в котором сценическое действие тесно связано с вокальной музыкой.

У: Послушайте фрагмент оперы «Пляска скоморохов». Кто такие скоморохи? Скоморохи – это музыканты, народные стихотворцы. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления. Зимой скоморохи потешали народ на святках и Масленице, летом – на Троицу. Когда  народ собирался на праздник,  тут и являлись скоморохи  с бубнами и  струнными гудками.


Опера «Садко» - Николай Андреевич Римский – Корсаков.

У: Опера «Садко» написана на сюжет новгородской былины «Садко».

У: Послушайте и посмотрите  фрагмент оперы «Ария Садко». Что такое ария? Ария –   главная музыкальная характеристика героя оперы (раскрытие душевных переживаний), исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы. В песне Садко изливает свою печаль и думы заветные. 

Ой, ты темная дубравушка,

Расступись, дай мне дороженьку –

Сквозь туман, слезу горючую,

Я не вижу света белого.

Всколыхнись ты трость дерево, -

Разбуди-ка Ильмень озеро

Людям стали уж не надобны,

Мои гусельки яровчаты.

Слушай, ты волна зыбучая,

Ты раздольице широкое,
Про мою участь горькую,

Да про думушку заветную.

У: Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко? 


Балет «Щелкунчик» - русский композитор Петр Ильич  Чайковский.

У: Балет написан на сюжет сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Эрнст Гофман – немецкий писатель, композитор и художник. Вспомним, что такое балет – музыкально-танцевальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.

У: Послушайте фрагмент балета «Адажио». В балете адажио —   танцевальный номер в исполнении одного, двух, либо большего числа солистов, являющий собой центральную часть произведения.



Балет «Золушка» - русский композитор Сергей Сергеевич  Прокофьев.

Балет написан на сюжет сказки французского писателя. Шарля Перро «Золушка».

Послушайте фрагмент балета из сцены «Воспоминание». Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене «Воспоминание»? (волнение, радость, восторг, мечта)

У: Молодцы, справились с заданием.  

У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

Физкультминутка



Думаю, что каждый из вас когда-то был в театре. Какие театры вы знаете в городе Смоленске?

Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова - один из старейших театров Смоленска, относится к городским достопримечательностям. Здание театра построено в 1939 г. Театр имеет 2 сцены - большую и малую - и рассчитан на аудиторию в 885 человек. Наличие двух сцен позволяет разнообразить репертуар, в котором вы найдете и традиционные постановки, и по-новому осмысленные классические пьесы, и смелые спектакли современных авторов.

С 2004 года театр стал Смоленским государственным драматическим театром имени А. С. Грибоедова. В репертуаре театра спектакли по классическим и современным пьесам. Последние годы театр – постоянный участник театральных фестивалей.

У: В любом театре существуют правила поведения. Я предлагаю вам разделиться на три группы и написать правила поведения для зрителей. Учащиеся работают в группах, каждая группа зачитывает свои правила.


У: Но где же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы.

У:  Ребята, кто из вас знает, кто такие были таперы?

У: Тапёр  — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.    

 Иногда таперы стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли.  

Для того, чтобы поставить спектакль или снять кинофильм, нужен сценарий.

Что же такое сценарий, кто может ответить на этот вопрос?

Сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.



На доске появляются таблички со словами ТАПЁР, СЦЕНАРИЙ.



У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,  

     настраивает зрителя на определенные моменты.

У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.  



Скоро Новый год и я вам предлагаю послушать одну и популярных песен - песню из кинофильма «Чародеи» «Снежинка» муз. Крылатова Е. сл. Дербенева Л.


Когда в дом входит год молодой,

А старый уходит вдаль,

Снежинку хрупкую спрячь в ладонь,

Желание загадай.

Смотри с надеждой в ночную синь,

Не крепко ладонь сжимай,

И всё, о чём мечталось, проси,

Загадывай и желай.


И новый год, что вот-вот настанет,

Исполнит вмиг мечту твою,

Если снежинка не растает,

В твоей ладони не растает,

Пока часы двенадцать бьют,

Пока часы двенадцать бьют.


Когда приходит год молодой,

А старый уходит прочь,

Дано свершиться мечте любой,

Такая уж эта ночь.

Затихнет всё и замрёт вокруг,

В преддверии новых дней,

И обернётся снежинка вдруг

Жар-птицей в руке твоей.


И новый год, что вот-вот настанет,

Исполнит вмиг мечту твою,

Если снежинка не растает,

В твоей ладони не растает,

Пока часы двенадцать бьют,

Пока часы двенадцать бьют.


Пока часы двенадцать бьют,

Пока часы двенадцать бьют



Разучивание I – куплета и припева. Обратить внимание на ритмический рисунок.

 Рефлексия.

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке? 

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении.

У: Какая роль отводится музыке в таких видах искусства, как театр, кино?

  • служит музыкальной характеристикой героев,

  • создает атмосферу действия,

  • показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,

  • создает национальный колорит,

  • делает популярными произведения композиторов,

  • показывает мастерство певцов и музыкантов. 

     

У: Наш урок подошел к концу. Выставление  оценок. Домашнее задание запомнить значение новых слов. Повторить песню «Снежинка»

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема урока: «Образы борьбы и победы в музыке и изобразительном искусстве"

Автор: Лопачева Алефтина Владимировна

Дата: 29.11.2018

Номер свидетельства: 488307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Что такое музыкальный образ "
    ["seo_title"] => string(29) "chto-takoie-muzykal-nyi-obraz"
    ["file_id"] => string(6) "159511"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421916599"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку ИЗО в 4 классе на тему "Древнерусские воины-защитники" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-izo-v-4-klassie-na-tiemu-drievnierusskiie-voiny-zashchitniki"
    ["file_id"] => string(6) "131879"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416242417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства