Просмотр содержимого документа
«Тема: "Классика и современность."»
Тема года: Традиция и современность в музыке.
Тема четверти: О современности в музыке.
Тема урока: Классика и современность.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле New Age.
Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля New Age, значение термина аранжировка.
Задачи:
обучающая: через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.
развивающая: развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.
воспитательная: духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.
Методы и приёмы. Использована эвристическая технология проведения урока. Введён элемент театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа классических и современных произведений.
Оборудование: интерактивная доска, диски DVD и CD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты - смайлики.
Ход урока.
1. Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации. Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о музыке классической и современной. Что означает слово классика?
Дети: образцовый, идеальный, самый лучший.
Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.
Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.
Учитель. Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?
Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский. (Приложение1.1)
Дети отвечают.
Входит ученик и выступает в роли Чайковского. Показ слайда №1 (Приложение 2) с изображением портрета П.Чайковского.
Ученик. Музыканты в чёрных фраках
Взяли скрипки и альты.
Дирижёр привычным взмахом
Воскресил мои мечты.
Баритон виолончели
Души резал на клочки,
И качались как качели
Изумлённые смычки.
Учитель. Музыка Чайковского, Она нам души звуком лечит. Закружит вальсом нас слегка, Покой, блаженство обеспечит. Живет пускай искусство это, Передаваясь с века в век, Огромное наследие оставил гений, Чтоб был счастливым человек.
Звучит «Шутка», И.С.Баха. (Приложение 1.2)
Учитель. Вы наверное догадались, кто сейчас к нам зайдёт? /учащиеся отвечают/.
Входит ученик в образе И.С.Баха.
Показ слайда №2 (Приложение 2) с изображением портрета И.С.Баха.
В класс входит ученик, переодетый в костюм и в парике, выступает в роли Моцарта.
Показ слайда №4 (Приложение 2) с изображением портрета В.А.Моцарта.
Ученик. Музыка.
Что в этом слове? – очень много.
Она скрывает за собой
Все мысли, чувства и уроки,
Что жизнь дала лишь нам с тобой.
Она скрывает те желанья,
Что в жизни нам не передать,
Скрывает также и страданья,
Их люди не хотят понять.
Ты выучи её язык
И всё понятно станет сразу.
Или прислушайся на миг
И выучи одну лишь фразу.
Ведь ты поймёшь, ты так пытался
Поговорить с ней, но не мог.
Мир музыки тебе открылся,
Ведь музыка – это твой Бог.
Учитель. Вечна и красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.
Теперь я предлагаю вам обратить внимание на интерактивную доску. Проведём интеллектуальную игру « Знатоки классической музыки». Чья команда справляется быстрее с заданием - получает жетоны в виде нот, что влияет на получение оценки в конце урока.
С правой стороны изображены портреты композиторов Бетховена, Моцарта, Баха, Чайковского.
С левой – вразброс даны названия произведений.
Класс делим на четыре команды. Ваша задача: соотнести названия произведений с соответствующим композитором.
В конце игры «композиторы» - учащиеся подводят итоги.
2. Знакомство с темой «Классика и современность».
Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.
Это Ванесса Мэй и Янни Хрисомаллис. Не случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.
В. Мэй - китаянка по матери и тайка - по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что – то новое.
Показ презентации о Ванессе Мэй. (Приложение 3)
Сегодня новое для вас слово – АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger – приводить в порядок).
Аранжировка – переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.
Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.
«Токката и фуга», И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.
Слушание и просмотр на DVD. (Приложение 4)
Учитель. Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?
Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?
/происходит дискуссия между учащимися/
Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.
Солирует скрипка как и в оригинале. Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.
Учитель. Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?
Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.
Звучание электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.
Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техноакустикой.
Следующий композитор и дирижёр эстрадно – симфонического оркестра - Янни Хрисомаллис.
Показ презентации о Янни Хрисомаллисе.(Приложение 5).
Стал известен во всём мире благодаря потрясающим мелодиям синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это музыкант, работающий в стиле New Age, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Это движение, достигшее публичной известности на западе в 1970 – 1980 годах, выступающее за возрождение духовности, пересмотр устоявшихся взглядов.
Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».
(Приложение 6).
Учитель. Что вы можете сказать о произведении?
/ дискуссия между детьми/
Дети. В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.
Учитель. Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.
3. Составление перечней музыкальных произведений. Работа в группах.Учитель. А сейчас я вам хочу сообщить, что в нашей школе пройдёт мероприятие «В мире классической инструментальной музыки». Задача такая: для оформления афиши нужно составить перечень музыкальных номеров для концерта, состоящего из двух отделений. Наш класс мы разделим на две группы. Первая составит перечень знакомых вам классических произведений (зарубежных и русских) композиторов. Вторая группа напишет классические произведения в современной аранжировке.
/самостоятельная работа учащихся в группах/.
Проверка на соответствие названий произведений и фамилий композиторов.
Учитель. Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнить. Прежде чем приступить к разучиванию новой песни, я предлагаю вам распеться.
4. Распевание. При подборе распеваний учтены упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и диапазона песни.
5. Слушаниеи анализированиепесни «Ангел – хранитель» И. Крутого(Приложение 8).
Учитель. Какие впечатления у вас о прослушанном произведении?
Дети. Красивая, светлая мелодия песни, где музыка выступает ангелом – хранителем. Лиричный нежно – взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, неторопливым темпом исполнения. Диапазон песни достаточно широкий. Мажорный лад отображает радость, доброту и чувство возвышенности.
6. Разучивание песни. В куплете происходит дифференцированно: отдельная партия для мальчиков (более низкое звучание нот) и соответственно партия для девочек в высоком регистре. В припеве наблюдается секвенция, при её повторе партия мальчиков сменяется партией для девочек.
При разучивании песни учителю обратить внимание на:
-точность исполнения мелодии;
-выдерживать половинные длительности;
-правильно брать дыхание и только во время пауз;
-ритм;
-фразировка;
-дикция.
7. Итог урока. Учитель. Сегодня вы познакомились с новым для вас направлением в музыке – New Age, с его яркими представителями-аранжировщиками, которые живут и творят прекрасное в настоящее время. В их музыке вы узнали основополагающие произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. Музыка этих замечательных людей делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.
«Жизнь как пьеса. Не то важно – длинна ли она, а хорошо ли сыграна».
А теперь, покидая стены нашего кабинета, мне бы хотелось, чтобы вы выразили своё отношение к тому, о чём мы с вами говорили. На ваших партах есть ноты – смайлики. Красный цвет означает, что вы узнали много нового и интересного, синий – информацию приняли к сведению, серый – было скучно и неинтересно. Разместите их на соответствующих по цвету нотных станах.
8.Домашнее задание. Оформить афишу для мероприятия «В мире классической музыки».
Пояснительная записка
Урок музыки составлен для 8 класса общеобразовательной школы на основе программы
для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель), Т.Н.Кичак.
Тема года «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке вечной связи времён.
Тема четверти «О современности в музыке». Согласно программе ей отводится 5 часов.
Тема урока: Классика и современность.
Направление гуманитарное.
Этапы урока следующие:
1.Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации.
- «Симфония № 40», В.Моцарт.
- «Шутка», И.Бах.
- «Лунная соната», Л.Бетховен.
- «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.Чайковский.
2. Знакомство с темой «Классика и современность».
Слушание и анализирование:
- «Токката и фуга»;
- «Шторм».
3. Составление перечней музыкальных произведений.
4. Распевание.
5. Слушание и анализирование песни «Ангел – хранитель» И. Крутого
6. Разучивание песни.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Методы и приёмы. Используется приём элемента театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа классических и современных произведений.
В вокальной части урока применяется как групповая форма обучения, так и индивидуальная. Такая форма создаёт условия для эффективного развития певческого голоса, вокального слуха. При распевании разработан комплекс вокально – тренировочных упражнений для активации голосообразующей функции учащихся.
Урок проведён в обычном классе со средними способностями учащихся. Дети – «композиторы» артистично справились со своей ролью. Во время интеллектуальной игры активно подключились все участники урока. При знакомстве с основной темой занятия ученики неплохо проявили свои ранее накопленные знания при классическом подходе к анализированию произведений. Большинство детей получили отличные оценки. Немаловажным этапом урока является рефлексия, которая позволяет выявить ответную реакцию учащихся на педагогическое воздействие.
Конспект урока музыки в 8-м классе
по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема I четверти:“Искусство в жизни современного человека”.
Тема урока: «Что значит современность в музыке?»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».
Задачи:
Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
Способствовать развитию монологической речи обучающихся.
Оборудование и наглядные пособия:
Презентация урока.
Текст песни: «Люди идут по свету».
Музыкальная драматургия урока:
Примеры современных песен (по желанию учащихся), тексты – слушание, размышления.
«Слово мама дорогое» русская народная песня – слушание.
И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор – слушание.
Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» в современной обработке - слушание.
«Люди идут по свету» Н. Ченборисовой – исполнение.
ХОД УРОКА
I. Этап организации класса. Музыкальное приветствие. Обеспечение мотивации.
УЧИТЕЛЬ: Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.)
Современная музыка, современность, современники…
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд № 1
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»
Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1.Постановка проблемных вопросов:
Может ли быть классической современная музыка?
Современна ли народная песня?
Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
2. Проверка домашнего задания:
УЧИТЕЛЬ: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)
Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
Учащиеся представляют свою любимую музыку.
Анализируют, доказывают актуальность и современность.
Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).
Слайд №3 («Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке» - Р. Щедрин)
УЧИТЕЛЬ: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
Может ли быть классической современная музыка?
После размышлений, вывод делают сами школьники.
Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)
Возможные вопросы:
Глубокие корни – долго живут в народе… почему???
Что отражается в народных песнях?
(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)
Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
Почему так долго живут народные песни?
Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений.
Слайд № 6 (народная песня сегодня)
Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
Слайд №7 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).
«Слово мама дорогое» - слушание народной песни.
Что почувствовали?
В чём сила? Почему волнует наши чувства?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о главном, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд №8 (проблемные вопросы)
Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.
Слайд № 9 (Орган)
Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)
Слайд №10 (портрет И.С. Баха)
Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)
Слайд № 11 - Рохлиц: «Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать и утешать. В нём столько мудрости, чувства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений».
Размышления.
Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?
Слайд № 12 (Людвиг ван Бетховен)
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора.
Кто этот композитор?
Что позволило сделать такой вывод?
Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)
Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)
Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).
Слайд № 14 (Соната № 14 «Лунная»)
«Лунная соната» Л. Бетховена в современной обработке – слушание.
Возможные вопросы:
Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).
Как вы понимаете эти слова? АРТ-РОК.
Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?
УЧИТЕЛЬ: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.
Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.
Вывод делают сами ребята.
III.Вокально-хоровая работа.
«Люди идут по свету» - исполнение. Беседа по содержанию песни («…страдают в бродячих душат бетховенские сонаты…»)
IV. Итог урока.
Как понимаете слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Что имел в виду Д.Б. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (размышления учащихся)
УЧИТЕЛЬ: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»