Планируемые результаты: | Предметные: - формирование представлений и знаний о жанре романс. - знакомство с такими понятиями как: романс, аккомпанемент, солист. Метапредметные: Регулятивные: - организация своей деятельности; - составлять план и последовательность действий. Познавательные: - осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач; - различать звучание отдельных инструментов; - осознанно и произвольно строить речевое выказывание в устной форме. Коммуникативные: - аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для работы в парах, в группе вопросы и высказывания, адекватно использовать речевые средства; - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Постановка учебных задач | Сегодня у нас будет очень интересный и насыщенный урок! Мы оправляемся в путешествие по нашей стране! Но чтобы узнать, с чем связано наше путешествие, давайте отгадаем тему урока! Сейчас мы вспомним с вами музыкальные термины, из которых сложится ключевое слово. Тот, кто поёт, занимается пением; исполнитель вокальной музыки – певец. Большой певческий коллектив – хор. Тот, кто руководит оркестром или хором – дирижёр. Большой коллектив музыкантов – оркестр. Знаки музыкального письма – ноты. Первая нота – ДО. Плавный танец, который исполняют парами – вальс. Тема урока: Природа и музыка. Чтобы наша работа была продуктивной нам необходимо определить цель и план урока. Цель урока: узнать о взаимосвязи между музыкой и природой на примере музыкальных произведений-романсов. Для достижения цели нам необходимо выстроить четкий план. Расположите пункты плана в правильном порядке. Задачи: Познакомимся с понятием «романс». Узнаем, чем романс отличается от песни. Разучим новую песню. | Слушают учителя. Разгадывают кроссворд. Определяют тему урока. Определяют цель урока. Выстраивают план урока. | Предметные: Определяют тему и ставят цели урока. |
Учебные действия | Предположите, что такое «романс»? Давайте прочитаем определение. Романс – так называют сольную песню с инструментальным сопровождением. *Что значит сольная песня? (Песня, исполняемая одним певцом – солистом.) Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее – в сопровождении фортепиано. *Что такое аккомпанемент? (Инструментальное сопровождение исполняемой мелодии.) В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского. У П. И. Чайковского восприятие природы глубоко личностное. Природа выступает у него как толчок для определенного направления мыслей и настроения. Главное место в музыке Чайковского занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа пробудила. И этот романс является небольшой миниатюрой настроения, навеянного картиной природы. Сейчас мы послушаем его романс «Благословляю вас, леса» на стихи русского поэта А. Толстого. Прослушивание романса «Благословляю вас, леса». О чём поётся в романсе? Какая по характеру мелодия романса? Выберите из эмоционального словаря те слова, которые, по-вашему мнению описывают настроение, переданное исполнителем. О какой природе мы сегодня слушали романс? Как вы думаете, чем песня отличается от романса? Песня связана с жизнью, с настроением, а романсы-с чувствами. Романс отличает более тонкий поэтический текст. Обязательно сольное исполнение с инструментальным сопровождением. В песне есть куплеты и припевы, а романс написан на стихотворения. С первых же звуков мы погружаемся в торжествующее состояние, музыка передает величественное, гордое, радостное настроение стихов Толстого, выражающих безграничную любовь к родной природе. Музыка звучит ровно, распевно, мягко и широко одновременно. Отсюда можно сделать вывод: весь романс проникнут торжеством. Мелодия его звучит как гимн природе. | Высказывают свое мнение Читают определение. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают романс «Благословляю вас, леса». Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. | Предметные: знакомятся с новыми понятиями «романс», «аккомпанемент»; прослушивают музыкальные произведения, производят их анализ. Личностные: Принимают участие в анализе, обсуждении композиций; выслушивают и принимают иное мнение. Регулятивные: Формируют умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение. Познавательные: Воспроизводят и применяют изученный материал. Извлекают информацию из иллюстраций и учебника. |
Контроль | К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. Романсы Глинки удивительно «вокальны». Предлагаю вам послушать еще один романс М. И. Глинки «Жаворонок» Прослушивание романса «Жаворонок». 1. О чём поётся в романсе? 2. Какая по характеру мелодия романса? Выберите из музыкального словаря эмоций те слова, которые, по-вашему мнению описывают настроение, переданное исполнителем. Жаворонок – одна из первых весенних птичек, ее прилет знаменует начало тёплой поры. Поэтому Глинка передаёт своей музыкой радостное настроение, которое охватывает человека оттого, что, наконец, пришло время проститься с зимой и встретить весну! М. И. Глинка написал задушевный романс с простой, но красивой и проникновенной мелодией. Его нередко называют песнью надежды. Окрасив светлой лирикой, М. И. Глинка живописно создал в нём образ русской природы, а также выразил нежные чувства человека: его надежду на обретение истинной любви. | Слушают романс «Жаворонок» Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. | Познавательные: прослушивают музыкальные произведения, производят их анализ. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. |
Самоконтроль (Взаимоконтроль) | Физкультминутка. Подул сильный ветер (трут ладони) Раскачиваются ветки деревьев (руки вверх и по сторонам) Налетела черная туча, и упала первая капля (щелчок) Капли застучали по крыше (бьют себя по плечам), по земле (по коленям), подул сильный ветер (топают). И вдруг ветер стих, упала последняя капля (щелчок) И выглянуло солнышка (потянулись вверх). Молодцы ребята, вы своими руками разогнали все тучки. Посмотрите в окно ребята, какое сейчас время года? Осень. Вам нравится это время года? Чем? Деревья меняют свой окрас. Листья становятся золотыми, красными, оранжевыми. Можно ходить в парк собирать гербарий. Кто-то ходит в лес за грибами. Сегодня мы с вами разучим песню, которая называется «Ах, какая осень!» Первичное прослушивание песни. Текст на листочках и на слайде. Давайте прослушаем второй раз, тихо подпевая слова. Вторичное прослушивание. Певческая работа. Теперь я включу песню без слов. Сначала мы споем только первый куплет. Прежде чем приступить к певческой работа, нем необходимо вспомнить певческую установку в положении сидя. Теперь к куплету добавим припев. Разучим второй куплет. Споем с двумя куплетами. Теперь предлагаю вам поменять положение. Давайте встанем. Вспомним певческую установку в положении стоя. | Выполняют физкультминутку. Отвечают на вопросы учителя. Первичное прослушивание песни «Ах, какая осень!» Вторичное прослушивание. Певческая работа. Вспоминают установку в положении сидя. Разучивают куплеты и припев песни. Вспоминают певческую установку в положении стоя. | Коммуникативные: Умение вступать в диалог с учителем, давать полные ответы, работать в коллективе. |
Оценка | Ребята, наш урок подошел к концу. Посмотрите на доску. Перед вами яблоня. Как вы думаете, что на ней не хватает? Чтобы на ней выросли яблоки, вам необходимо ответить на вопросы: С произведениями, каких композиторов мы сегодня познакомились? Как назывались произведения? Все ли пункты плана мы выполнили? Значит ли это, что мы достигли цели урока? Спасибо за урок. До свидания! | Подводят итоги Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: Умение провести анализ своей деятельности. |