Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения | Слухового анализа Наглядно-иллюстративный | Ф, И | Паганини - Каприз для скрипки соло № 24 (Отрезок) Слайд 2 | Послушайте произведение и потом ответите на вопрос. Звучит музыка в исполнении на скрипке. - Какой инструмент вы сейчас услышали? - Верно, мы услышали звучание скрипки, и вы правильно определили этот инструмент. - Ребята, а кто из вас знает, как выглядит скрипка? Посмотрите на картинки и выберете из них ту, на которой изображен этот инструмент. - Что вы знаете об этом инструменте? | Слушают -Мы сейчас услышали скрипку. Отвечают Работа с иллюстрациями |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять 3 план по решению поставленной цели урока | Методы: беседы | Ф, И | | - Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? -Чем является скрипка? - Попробуйте сформулировать тему урока. - Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты. Скрипка». -Какой будет цель нашего урока? А главная цель нашего урока: познакомиться со скрипкой, узнать, как звучит этот инструмент, какое место он занимает в симфоническом оркестре и почувствовать, какие настроения можно передать с помощью скрипки. | -сегодня речь пойдет о скрипке. -скрипка- это музыкальный инструмент. - тема нашего урока «Музыкальные инструменты. Скрипка». Ставят цели: -познакомиться со скрипкой, узнать, как звучит этот инструмент, какое место он занимает в симфоническом оркестре и почувствовать, какие настроения можно передать с помощью скрипки. |
Усвоение новых знаний и способ действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий | Методы: образного мышления, беседы, наглядно-иллюстративный метод. | Ф, И | Скрипка, презентация | Показ скрипки -Я принесла сегодня на урок скрипку, посмотрите на нее внимательно. -посмотрите на репродукцию картины К. Петрова-Водкина «Скрипка». -Попробуйте описать этот инструмент. Рассказ о скрипке: Родина скрипки — Италия. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу. Это - гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса. Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи. | Рассматривают скрипку Описывают инструмент Слушают учителя |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Методы: беседы, наглядно-иллюстративный метод; перспективы, ретроспекции, образного мышления, слухового анализа | Ф, И | Презентация Слайд 5-10 Слайд 12 Слайд 13 Слайд: 14 Слайд: 15 произведения Н. Паганини «Каприс № 24» | - Ребята, а знаете ли вы. Что такое оркестр? -Внимательно посмотрите на экран и попробуйте дать название оркестрам. Которые вы увидите. -Как вы думаете, скрипка к какому виду оркестров относится? - Симфонический оркестр состоит из большого числа музыкантов и все они в оркестре рассажены по определенным группам. И у всех этих групп есть названия: (слайд 12) 1) струнно-смычковая группа, 2) духовая группа, 3) группа ударных инструментов. - К какой группе относится скрипка? (струнно-смычковая). -Скрипка – струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. - Еще к струнно-смычковым относятся Альт – звук альта в отличии от скрипки, более матовый. Тембр мягкий и чуть грустный. Виолончель – по форме напоминает скрипку, увеличенную в размере. Имеет богатый низкий звук. Во время игры исполнитель ставит виолончель между коленями, упираясь металлическим шпилем в пол. Контрабас – самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент струнно-смычковой группы. Обладает глухим, хриплым и несколько глуховатым тембром. (показ инструментов на слайде) Давайте, познакомимся с Великими мастерами которые делали скрипки, и известных исполнителей-скрипачей. (Страдивари, Гварнери) (Показ образов скрипачей на презентации) -А вы слышали о Никколо Паганини? (Рассказ о Н. Паганини). Музыкант - легенда, публика приходила в восторг, когда смычок итальянского скрипача касался струн. Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. Его искусство исполнения было столь необычным, что приписывалось силе дьявола. Только настоящий музыкант знает, что его игра - это музыкальная смелость, изобретательность, мастерство, огромный неустанный труд. Но у церкви были насчёт этого совершенно другие доводы и мысли. Его считали безбожником, говорили, то он продал душу дьяволу. А его непропорциональное тело: огромные руки, невысокий рост, лишь добавляли таинственности его образу. -История, которая была в книге Виноградова «Николо Паганини» действительна. Паганини выступал на концерте, когда одна за другой у него начали рваться струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалится и Паганини опозорится перед публикой. Но Николо Паганини доиграл произведение до конца на одной струне. (показ портрета на презентации). - Ребята, а сейчас мы послушаем произведение Н. Паганини, отрывок которого мы слышали в начале урока. (Слушание произведения Н. Паганини «Каприс № 24»). - Какая музыка была по характеру? Действительно, сейчас прозвучала инструментальная пьеса виртуозного характера, которая требует от артиста безукоризненной техники. Виртуоз – всякий, кто делает своё дело ловко, великолепно, блестяще, быстро. Очень интересно и необычно название этого жанра. Каприс - от итал. Capriccio - каприз, прихоть. - Вы, капризничаете иногда? - Вы готовитесь к своему капризу заранее? - Можете ли вы сдержать свои эмоции при капризе? Так и в музыке - всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность - всё это сочетается в жанре «Каприс». Основная особенность - свободная форма. Жанр был известен в 17 веке, но популярен стал в 19 веке. - Можем ли мы назвать виртуозом Н. Паганини? да | - Оркестр (от др.-греч. орхестра, площадка для хора в античном театре) — коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижёром -Работают с презентацией, определяют названия оркестров. Оркестры: 1. Струнный, 2.Духовой. 3.Джазовый. 4. Эстрадный. 5.Оркестр народных инструментов; 6. Симфонический -Скрипка относится к симфоническому оркестру. - струнно-смычковая - Мы услышали музыку виртуозную, яркую, изысканную. В ней много разных интересных эмоциональных состояний. Отвечают на вопросы учителя |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели | Метод: самостоятельная работа | И | Листочки с заданием | - Перед вами лежат небольшие листы. Возьмите листочки и приступим к выполнению. Если вы согласны с утверждением в тесте, то ставите +, если не согласны – ставите -. Тест. 1. Скрипка – это струнный смычковый инструмент 2. Родина скрипки – Россия 3. Бах – великий итальянский мастер, делавший скрипки… 4. Никколо Паганини – гениальный итальянский скрипач и композитор 5. Основная особенность жанра «Каприс» в музыке – это всплеск эмоций, творческий полёт, свободная форма… Проверка: Ответы. + – – + + Если в ваших ответах были ошибки, то повторите данный материал дома, прочитав уже известные вам страницы учебника. | Выполняют тест ставят + и – + – – + + |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности. | Метод: рефлексии; | Ф, И | Рефлексия: карточка | -Какая была тема нашего урока? -К какому виду оркестра относится скрипка? -К какой группе музыкальных инструментов относится скрипка? - Удалось ли нам решить поставленную в начале урока задачу? Рефлексия: Домашнее задание: - Найдите стихотворения, сказки, рассказы, песни о скрипке и скрипачах. | Отвечают на вопросы учителя: -Тема нашего урока: Музыкальные инструменты (скрипка). -скрипка относится к Симфоническому оркестру. -скрипка- это струнно-смычковый музыкальный инструмент. -да |