Развлечение «Такие разные куклы» с участием родителей
Подготовила и провела воспитатель Столярова М.И.
г. Москва 2014 – 2015 учебный год
Программное содержание: Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы; приобщать детей к народному творчеству; прививать любовь к русским традициям.
Оборудование: Столы с предметами декоративно-прикладного искусства и работы детей (хохлома, гжель, городец, дымковская и филимоновские игрушки); сундучок с разными куклами; русские народные костюмы для каждого ребёнка и для воспитателя; деревянные ложки, матрёшки (четырёх видов), лоскуты, нитки, ленточки; аудиозапись с русско-народной мелодией «Утушка-луговая»; самовар и баранки; уголь, краски, кисти, стаканчики – непроливайки, влажные салфетки, фартуки и глиняные заготовки.
Предварительная работа: Организация мини-музея декоративно-прикладного искусства России; беседы с детьми и изготовления на занятиях по изодеятельности предметов декоративно-прикладного искусства. Лепка игрушек из глины. Разучивание стихов, закличек, пословиц и поговорок, песен, танцев.
Ход развлечения:
(Часть группы оформлена в стиле народной ярмарки – предметами декоративно – прикладного искусства России выполненными мастерами и детьми )
Воспитатель: Проходите, гости дорогие, на ярмарку изделий народного творчества!
Ярмарка, ярмарка!
Огненная, яркая, плясовая, жаркая.
Глянешь налево – лавки с товаром,
Глянешь направо – веселье даром.
Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ.
А сколько на ярмарке товаров! Подходите к нашему ярмарочному столу, да посмотрите, что здесь продаётся!?
1-й ребёнок:
Вот филимоновский петушок нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого петуха все расписаны бока.
Всех нарядом удивил – крылья важно распустил.
Посмотрите –
Пышный хвост у него совсем не прост…
(Т.Петухова)
2-ой ребёнок:
За студёною водицей
Водоноска - молодица.
Как лебёдушка плывёт,
Вёдра красные несёт.
На коромысле не спеша,
Посмотри, как хороша,
Эта девица-краса! ( Т.Петухова)
3-ий ребёнок:
Налетайте, покупайте!
Покупайте-ка игрушки:
Водоноски и зверюшки.
Посмотрите, как живой,
Есть и конь здесь удалой,
Всех на ярмарку зовём,
Мы игрушки продаём!
(Т.Петухова)
Воспитатель: Вот какие интересные игрушки! Как они называются? Где их делают?
Ответы детей.
Воспитатель: Да что на ярмарке толковать? Надо в дом всех зазывать! Так приглашайте же, ребята, своих матушек и батюшек, дедушек и бабушек. Всех приглашаем, от всей души встречаем!
4-ый ребёнок: Просим к нам в избу, красному гостю – красное место!
5-ый ребёнок: В тесноте, да не в обиде. Где потеснее, там и веселее!
6-ой ребёнок:
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Заходите со двора!
Песни петь, да плясать,
Всех вокруг забавлять.
(Все проходят во вторую часть группы, оформленную в виде светёлки.)
Воспитатель: Наша светёлка и нарядна, и красива! Сколько разных предметов на столах! И ложки хохломские, и краски с угольками, и игрушки глиняные, и лоскутки цветные… Посмотрите, какой тут интересный сундучок стоит! Как вы думаете, ребята, а что в нём хранится?
Ответы детей.
Воспитатель: Что нам думать, да гадать? Давайте его откроем?!
(Пробует открыть его, но ничего не получается.)
А я, кажется, догадалась! Этот сундучок не простой, а с секретом. Он откроется, если вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде.
Ответы детей и родителей.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием и наш сундучок открылся!
(Воспитатель достаёт из сундука деревянную куклу)
Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок дети играли деревянной куклой. Интересно играть с такой куклой?
Ответы детей.
Воспитатель: Эта кукла совсем не похожа на современную куклу! У неё нет ни рук, ни ног, она совсем не красочная. На что она похожа?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, эта кукла чем-то напоминает ложку. Какие мастера изготавливали деревянную посуду?
Ответы детей.
7-ой ребёнок:
А теперь давайте с вами
Попоём и спляшем.
И покажем, как играют
Хохломские ложки наши.
(Мальчики исполняют танец с ложками на русскую народную мелодию.)
Воспитатель: Молодцы, добры молодцы! Позабавили нас. А теперь заглянем в сундучок и достанем следующую куклу. Из чего она сделана? Как украшена?
Ответы детей.
Воспитатель: Это глиняная кукла. Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и помесив её в воде, можно что-то вылепить. Что, например?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Различную посуду, сосуды. А для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками. Вскоре придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками. Эти куклы стали яркие и красивые. Они сохранились и до наших дней, но ими уже не играют. Они служат для украшения. Что это за куклы?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, это дымковские игрушки, богородские, филимоновские… Перед вами лежат угольки и краски, глиняные игрушки, которые вы сделали заранее. Раскрасьте свои игрушки, а родители пускай вам в этом помогут.
(Во время раскрашивания воспитатель предлагает родителям исполнить любую русскую народную песню).
Какие замечательные у вас получились игрушки! Как вы думаете, удобно играть глиняной игрушкой? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какую куклу придумали потом.
(Воспитатель достаёт соломенную куклу).
Это кукла сделана из соломы . Сначала солому собирали, затем варили, чтобы она стала мягкая, блестящая, эластичная. А уж потом скручивали, связывали и украшали, и получалась вот такая кукла.
Ребята, а соломенной куклой интересно играть? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Интересно, но она непрочная, легко ломается. Её нельзя одеть или раздеть. Прошло много лет и человек придумал другую куклу – тряпичную.
(Воспитатель показывает тряпичную куклу).
Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать – это значит переплетать нитки, в результате получается ткань. А ну, красны девицы, покажите нам, как вы это делаете!
(Девочки исполняют русскую народную «Песню – прялицу», имитируя движения пряхи, вышивальщицы).
Дети:
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится!
Сижу я и песенку тихо пою,
И кружево тихо с любовью пряду,
Плету покрывало, узоры вяжу.
Всем людям свой труд от души отдаю!
Воспитатель: Вот какие умнички – рукодельницы!
Дети уже показывали, как они умеют рукодельничать, петь и плясать. Пусть и наши гости покажут свои умения! Давайте все вместе сделаем тряпичную куклу-оберег.
(Проводится мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы).
Молодцы! У вас получились очень красивые и нарядные куклы.
В тряпичные куклы дети с удовольствием играли, но такие куклы быстро пачкались, их нельзя было раздевать и одевать. Много лет назад человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё разные предметы. Что можно сделать из пластмассы?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно! Как много вы знаете. Из пластмассы можно сделать и куклу - пупсика и большую куклу с искусственными волосами – вот такую.
(Воспитатель достаёт из сундука и показывает детям различные виды пластмассовых кукол).
Как можно играть в такие куклы?
Ответы детей. (Дети описывают кукол и всё, что они о них знают).
Воспитатель: Молодцы! Об этих куклах вы тоже всё знаете. А сейчас мы поиграем в игру «Расставь по порядку».Расставлять мы будем кукол, а вы, взрослые, проверяйте, как ребята всё запомнили.
(Воспитатель проводит дидактическую игру «Расставь всё по порядку»).
Воспитатель: Ой, ребята, мы забыли об одной интересной игрушке, сделанной из дерева.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички,
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
Ребята, я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Собери матрёшку». Взрослые, вы не скучайте, своим чадам помогайте!
(Проводится конкурс «Собери матрёшку, в котором участвуют четыре команды).
Воспитатель:
А сейчас мы приглашаем всех на чаепитие.
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Потолкуем об игрушках,
О посуде хохломской,
Чай из гжелевых стаканов
С удовольствием попьём!
Используемая литература:
1. О.В.Дыбина «Ребёнок и окружающий мир». – М.:Мозаика – Синтез,2005
2. О.В.Дыбина «Что было до» … Игры – путешествия в прошлое предметов. – М.:Сфера, 1999
3. Народное искусство в воспитании детей /Под ред.Т.С.Комаровой – М.:Педагогическое общество России,2005
4. О.А.Соломенникова «Радость творчества» ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М.:Мозаика – Синтез,2005