Статья "Инновационные технологии музыкальной культуры на уроках музыки"
Статья "Инновационные технологии музыкальной культуры на уроках музыки"
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь: ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Инновационные технологии музыкальной культуры на уроках музыки"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 49 города Тюмени
«Инновационные технологии
в формировании музыкальной культуры детей»
Выполнила: учитель музыки
Галушкина Н.В.
г. Тюмень, 2019 г.
(Слайд№1) Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь: ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.
В современных условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии подходов к развитию детей. Задача педагога в современных условиях–сформировать развитую личность, способной к самостоятельной творческой деятельности.
(Слад№2)Чтобы решить основные задачи, на занятиях используются новые эффективные инновационные технологии и программы. Особое внимание уделяется применению информационно-коммуникационных технологий, сокращено ИКТ. (Слайд№3)
Почему особое место уделяется ИКТ, потому, что XXI век — век высоких компьютерных методик. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Даже с образцами классической музыки нередко первое знакомство у детей происходит именно в компьютерной обработке. Со стороны педагога по музыке, было бы недальновидно не замечать этого и дожидаться, пока мощный поток информационного воздействия Интернета, аудио-, видео- и телевидения «смоет» следы классического музыкального обучения и воспитания.
Применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе, которые позволяют по-новому использовать на занятиях текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию, обогащают методические возможности урока, делая обучение наглядным, запоминающимся, интересным.
Например: Learning Apps (Слайд№4-6)
С помощью LearningApps можно создавать упражнения для самопроверки учеников, а главный плюс — всё русифицировано. В арсенале сервиса не только классические опросы, но и много других полезных инструментов: заполнить текст с пропусками, решить кроссворд, выстроить хронологическую цепочку, найти место на карте, собрать пазл.
В LearningApps можно создать даже видеокурс! Для этого нужно добавить видео (например, с YouTube) и по ходу придумать несколько вопросов или других форм заданий. Ученик смотрит кусочек видео, затем оно ставится на паузу, и нужно сделать задание. Особенность сервиса: учитель не видит, как ученик выполнил задание, упражнения рассчитаны только на самопроверку.
При проведении занятий по музыке целесообразно использовать ряд цифровых средств обучения: (Слайд№7)
• видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, концерты классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов.
• анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы.
• синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии.
• дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
• звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»).
• литературный ряд: информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия музыкальных фрагментов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке. Фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.
• интерактивныетворческие задания: контрольные вопросы, диагностические тесты, проблемные вопросы, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля.
(Слайд№8) Не менее эффективным является использование на музыкальных занятиях готовых мультимедийных программ, энциклопедий, справочников, в которых собраны статьи о жизни и творчестве композиторов и музыкантов, рассказывается о различных стилях и жанрах музыки. Данные справочники богато иллюстрированы, содержат видеоматериалы и фрагменты музыкальных произведений.
Наиболее известными среди них являются следующие мультимедийные продукты. Мультимедийная энциклопедия «Соната». Данный диск является путеводителем по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, поэтической песни, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты. Программа содержит информацию более чем о ста композиторах, 300 музыкальных фрагментов, викторину, картинную галерею, рекомендации по оснащению кабинета искусства.
В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы о разных направлениях музыки, охватывающие период от эпохи барокко до современной музыки. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.
В «Энциклопедии классической музыки» представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео - и аудио фрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.
«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». На диске собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, также можно прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.
Весь материал на компакт-дисках хорошо структурирован и доступен, что существенно экономит время при подготовке учителя к занятиям, обогащает и украшает урок, делает его интересным для учеников.
Таким образом, основным способом использования энциклопедии может стать не демонстрация ресурсов на уроке, а индивидуальная работа учащихся с материалом, дополняющим традиционные учебники и хрестоматии.
Однако использовать на уроке электронные энциклопедии не всегда удобно. Для мультимедийного оформления конкретного урока многие учителя музыки используют программу Power Point, входящую в пакет Microsoft Office, которая помогает создавать мультимедийные презентации - электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности.
(Слайд№9)Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников
На уроках музыки базируются на связи музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром. Интеграция искусств помогает осваивать язык музыки, сравнивая и выявляя его «сходства и различия» с языком других видов искусств. Одним из приемов данной технологии является слушание музыки и ее восприятие, анализ произведения. Этот прием является самым творческим, т.к. в процессе работы раскрывается творческий потенциал ребенка, его внутренний мир. Такое прослушивание музыкального произведения, а затем его анализ помогают детям мысленно представить ту или иную картинку, которую можно перенести на бумагу.
Уроки слушания музыки дает ученикам возможность развивать воображение, сформировать художественную интуицию, высказать свое собственное мнение.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение.
Для того, чтобы дети легче справлялись с этими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы:
Например: «Цветные карточки» (Слайд№10) – после прослушивания фрагмента произведения , необходимо показать карточки в зависимости от характера музыки (тёплые тона – музыка лёгкая, подвижная; холодные тона – музыка тяжелая, серьёзная).
«Словарь эмоций» (Слайд№11) – в тетрадях в две колонки ученики пишут как можно больше слов-синонимов, разделяя их по характеру музыки: грустная и весёлая.
(Слайд№12) Пластическое интонирование
Любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас "договаривают" тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от "переизбытка" чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки.
Например: (Слайд№13)Игра « Угадай Мелодию»
Приглашаю 6 участников. Прослушав мелодию песни, необходимо с помощью движений показать название.
(Слайд№14) Игровые технологии
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Например: «Урок-соревнование». Слушайте условия игры. Разделимся на команды – по рядам. Я задаю вопрос. Чья команда быстрее всех готова будет дать ответ, та команда поднимает руку и отвечает первой. Но помните, главное не скорость, а правильность ответа.
Вопрос: Послушайте фрагмент музыкального произведения и назовите, какое время суток нарисовал композитор в своем произведении?
Муз.фрагмент: Звучит «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского.
(ответы: звучал «Рассвет на Москве – реке»)
Заключение
Нужны ли инновационные технологии в формировании музыкальной культуры детей? Нужны. Использование этих технологий является универсальным средством, которое помогает расширить кругозор учащихся, пробудить интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Использование инновационных технологий позволяет:
сделать деятельность учителя и обучающегося более эффективной;
сделать урок наглядным, красочным;
значительно повысить уровень обучения, так как ученики проявляют большой интерес к урокам музыки с использованием инновационных технологий. А интерес является прекрасным стимулом к учению, к формированию музыкальной культуры в целом.
Таким образом, использование инновационных технологий позволяет сформировать музыкальную культуру ребенка, позволяет направить учебный процесс в более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Практика показывает, что благодаря использованию инновационных технологий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. (Слайд№15)
Список использованных источников
Алтынова, Т. В., Юдина О. А. «Приглашаем на урок» [Текст] : учеб. пособие / Т.В. Алтынова- Волгоград, «Учитель», 2008 .
Арановский, М.О. Системы и средства информатики: информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности – к информационной культуре общества. [Текст] : учеб. пособие / М.О. Арановский- Москва: «Владос», 2008.
Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.[Текст] : учеб. пособие / Н.А. Бергер- СПб.: «КАРО», 2006.
Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария. [Текст] : учеб. пособие / И.М. Красильников- Москва: «Глобус», 2008.
Краснов В.М. Использование Интернет - технологий на уроках музыки. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
Л.А. Насонова. Мультимедийные технологии на уроках музыки. –Воронеж, 2014.
Маслова Л.П. Информационные технологии и их роль в образовании. [Текст] : учеб. пособие / Л.П. Маслова- Москва: «Курсив», 2007
Петрушин, В.И. Формы и методы обучения на уроках музыки. [Текст]: учеб. пособие / В.И. Петрушин -Москва: «ВЛАДОС», 2009