Цель урока: Познакомить учащихся с произведением, которое принадлежит к стилю музыкального романтизма – балладой «Лесной царь» Франца Шуберта. Закрепить обозначение понятий «музыкальный стиль», «баллада»
Задачи:
Дидактические - научить следить за динамическим развитием трагического образа в балладе Ф. Шуберта «Лесной царь». Сформировать общее представление о стиле – музыкальный романтизм
Развивающие - развивать умения следить за интонационным развитием музыкальных образов.
Воспитательные - воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.
Тип урока – расширение и углубление знаний
Оборудование: ИКТ, музыкальный инструмент (фортепиано), портрет Ф. Шуберта
Структура урока:
Организация учащихся (вход под звучание «Серенады» Ф. Шуберта).
Актуализация знаний (проверка дом. задания)
Основной этап урока: беседа; слушание музыкального произведения
Анализ музыкального произведения
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Старинной песни мир. Баллада»
Донецкая общеобразовательная школа I – III ступеней №112
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ: Музыкальное искусство (7 класс)
Тема: «Старинной песни мир. Баллада»
Учитель музыкального искусства:
Тутова Марина Владимировна
Тема урока: Старинной песни мир. Баллада.
Цель урока: Познакомить учащихся с произведением, которое принадлежит к стилю музыкального романтизма – балладой «Лесной царь» Франца Шуберта. Закрепить обозначение понятий «музыкальный стиль», «баллада»
Задачи:
Дидактические - научить следить за динамическим развитием трагического образа в балладе Ф. Шуберта «Лесной царь». Сформировать общее представление о стиле – музыкальный романтизм
Развивающие - развивать умения следить за интонационным развитием музыкальных образов.
Воспитательные - воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.
Тип урока – расширение и углубление знаний
Оборудование: ИКТ, музыкальный инструмент (фортепиано), портрет Ф. Шуберта
Структура урока:
Организация учащихся (вход под звучание «Серенады» Ф. Шуберта).
Актуализация знаний (проверка дом. задания)
Основной этап урока: беседа; слушание музыкального произведения
Анализ музыкального произведения
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока:
I Организационный момент.
Вход в класс под звучание произведения Ф. Шуберта «Серенада»
Музыкальное приветствие.
IIПроверка домашнего задания.
- (портрет композитора)
Назовите имя композитора, под звучание музыкального фрагмента которого вы вошли в класс и представителем какого направления он является?
(ответы учащихся)
Эпиграф урока
«То, что сделал Бетховен в области симфонии, ….то Шуберт сделал в песне – романсе как лирике простых природных чувств и глубокой человечности» - сказал Борис Асафьев
III. – Мы продолжаем знакомство с творчеством Франца Шуберта. Как Вы уже услышали в начале, Шуберт является первым представителем романтического стиля в музыке. Сначала романтизм появился в литературе, затем расширился в живопись и музыку. Творческий путь является типичным для композитора – романтика. В его жизни были счастливые и горькие дни. Горячее желание творить музыку заставило композитора отказаться от службы и посвятить себя искусству. Любимыми поэтами Шуберта были немецкие поэты Гёте, Шиллер, на стихи которых он написал немало песен. Он как будто слышал музыку в стихах. Особенное место принадлежит балладе «Лесной царь» на стихи Гёте.
- один из наших музыковедов подготовил информацию о значении слова «баллада», предоставим ему слово.
Ответ: Особое место в песенном жанре занимает баллада. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В них нашли отражение народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, мистические образы. Создателем вокальной баллады является Франц Шуберт.
Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную музыку романтического
характера.
- Перед музыкальным прослушиванием, послушайте стихотворение «Лесной царь» в переводе русского поэта – романтика Василия Жуковского.
Слушание стихотворения в исполнении учителя
- Сколькодействующих персонажей вы определили? Назовите их?
- Попробуйте охарактеризовать эмоциональное состояние главных героев баллады – отца, ребёнка и Лесного царя?
- А теперь давайте послушаем, как композитор сумел воплотить эти образы в музыке.
Слушание баллады «Лесной царь»
IV- Как вы думаете, какую роль играет фортепианное сопровождение в создании единого драматического образа?
(ответы учащихся)
- В балладе единый драматически – взволнованный образ будто складывается из интонаций действующих лиц на фоне беспрерывного движения сопровождения.
- Ночная непогода с завыванием ветра, шум верхушек деревьев и стремительный бег лошади, - всё это воплощено в фортепианной партии, которая звучит насыщенно, будто целый оркестр.
- И на этом фоне реплики действующих лиц (короткие, успокоительные фразы отца; перепуганные просьбы ребёнка; то ласковая то грозная речь Лесного царя) переплетаются в единую мелодию, которая свободно развивается.
V Итог урока:
- Представителем какого направления в музыке является Франц Шуберт?
- С развитием каких образов складывается единый драматический образ в балладе Шуберта «Лесной царь»?
- Какой образ, созданный композитором, тебе запомнился?
- Оценки за работу на уроке.
VI Домашнее задание: Придумать собственный сюжет для создания литературной или музыкальной баллады
Краткое содержание урока:
Предмет: Музыкальное искусство. 7 класс
Разработка урока №9 по теме: Старинной песни мир. Баллада.
Эпиграф урока:
«То, что сделал Бетховен в области симфонии,…..то Шуберт сделал в песне – романсе как лирике простых природных чувств и глубокой человечности»
Борис Асафьев
Цель урока: Познакомить учащихся с произведением, которое принадлежит к стилю музыкального романтизма – балладой «Лесной царь» Франца Шуберта. Закрепить обозначение понятий «музыкальный стиль», «баллада». Научить учащихся следить за динамическим развитием трагического образа в балладе «Лесной царь». Умение сравнивать баллады с другими песнями, выявляя особенности этого жанра.