kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство танца без музыки существовать не может. Дети получают не только физическое развитие,но и музыкальное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе»

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ





Концертмейстер, МБОУДО ДДиЮ

«ФАКЕЛ», г. Томск.

Петровская И.А.



Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хорео­графических классах с детьми работают два педагога-хореограф и музыкант (концертмей­стер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Музыка и танец в своем гармоническом единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эсте­тического воспитания.

На уроках хореографии дети приобщаются к лучшим образцам классической и народной музыки, таким образом формируется их музы­кальная культура, развивается музыкальный слух, которые помогают воспринимать музыку и хореографию в единстве.

Развитие «музыкальности» танцевальных движений - задача концертмейстера, в его обязанности входит также участие в решении образовательных и воспитательных задач.

Стремясь разобраться в специфике хо­реографического аккомпанемента, я хочу поделиться мыслями о принципе работы концертмейстера в детском танцевальном коллективе, о той роли и задачах, какие ему приходится осуществлять.

Искусство хореографии имеет свои специ­фические требования, поэтому я стараюсь изучать опыт работы по эстетическому вос­питанию детей в хореографических коллекти­вах, в частности, по музыкальному развитию.

Знакомлюсь с новыми методиками «дви­жения под музыку», постоянно расширяю репертуарный подбор музыкальных произ­ведений для занятий, пополняю музыкальный багаж и знания о природе танца, его харак­терных особенностях.

Подбор музыкальных произведений тре­бует от меня, как концертмейстера, знания системы хореографического образования: знание о школах и направлениях танцеваль­ного искусства, о формах построения занятий, хореографическую терминологию (музыкаль­ная терминология - на итальянском, а в хо­реографии - на французском). При подборе музыкального материала особое внимание нужно уделять характеру, темпу, метро-ритму (размеру, акцентам, ритмическим рисункам) и форме музыкального произведения.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности, ведь основопола­гающими дисциплинами в хореографии яв­ляются классический, народно-сценический и современный танец. Музыкальное сопро­вождение каждого из этих уроков должно быть точным, четко и качественно организо­ванным. Я стараюсь сразу определить для себя задачи каждого года обучения (как на уроках классического, народно-сценического, так и современного танца), а также проявить грамотный подход в подборе музыкального оформления.

Подбор музыкального материала на за­нятиях хореографии ведется в соответствии с программными требованиями хореографа. В значительной мере выбор того или иного музыкального материала зависит от возраст­ных особенностей обучающихся.

В своей работе для занятий с детьми младшего школьного возраста я подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, не­сложной мелодией, прозрачной, ясной фак­турой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и т.д.

Активно использую элементы игровых технологий. Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна ребенку. В про­цессе музыкальной игры у детей развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации.

В игровой форме на уроках мы изучаем элементы музыкальной грамоты:

-характер музыки: игра «День и ночь» (см.приложение);

-понятие темпа: игра «Кошки-мышки»(см.приложение);

-жанр музыки: игра «Угадай-ка» (см. приложение);

-метроритм: прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников, ритма стихов; небольших музыкальных произведений на 2/4, 3/4, 4/4;

-сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног, игра «Похлопаем-потопаем»;

-строение музыкальной фразы: акцентируем конец музыкально-танцевальной фразы такими движениями, как притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и.т.д.

У детей хорошо развито воображение, они с удовольствием импровизируют, изображая что-то или кого-то из живой природы, для того чтобы передать образ лисы, зайца, медведя ,балерины, снежинки, мне нужно быстро подо­брать выразительные отрывки музыкального сопровождения, характеризующие выбран­ный персонаж.

В игре определенные танцевальные дви­жения, уже освоенные воспитанниками, об­ретают другой смысл, например «portdebras» (упражнение для рук): дети – это деревья, а руки – это веточки, которые колышет ветер, или наши руки – воздушный шарик.

Игровые моменты дают возможность рас­крыть характер ребенка, его артистические данные, так нужные для выступлений на сцене.

В подростковом возрасте у детей происхо­дит осознание своих возможностей, утверж­дение себя как личности; подросток претен­дует на роль взрослого, поэтому я подбираю музыкальный материал уже с более сложной фактурой, развитой мелодией.

Дети старшего звена должны стремиться соединить технические сложности с харак­тером исполняемого элемента, наполняя движение эмоционально-музыкальной вы­разительностью, соответственно, музы­кальный материал – уже с использованием более сложных размеров, более быстрых темпов.

Музыкальное развитие на уроках хорео­графии осуществляется при помощи опреде­ленных методов и приемов:

-наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);

-словесный (педагог вместе с концертмейстером, помогает понять содержание му­зыкального произведения, пробуждает вообра­жение, способствует проявлению творческой активности);

-практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).

В процессе занятий и в паузах между ни­ми знакомлю детей с новыми музыкальными произведениями. У концертмейстера нет спе­циальных уроков, но всегда есть небольшие паузы, которые можно заполнить музыкой, привлечь внимание детей.

Развивая детское воображение, восприя­тие, фантазию, применяю метод прослуши­вания музыкального фрагмента или произ­ведения классической музыки с последующей краткой беседой.

В своей работе я стараюсь использовать проверенные временем лучшие музыкальные образцы ,например:

-с классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В. Моцарта, Л. Бетхо­вена;

-романтизм представлен музыкой Ф. Шо­пена, Ф. Шуберта;

-с русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки, П. Чайковского и.т.д.;

-советская музыка – это музыка И. Мо­розова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова и.т.д.

Подбирая музыкальный материал к заня­тиям, я всегда помню об огромном балетном музыкальном арсенале, созданным компози­торами прошлого и настоящего, это отрывки из балетов А. Адана, Л. Делиба, П. Чайковско­го, А.Хачатуряна и.т.д.

Работая в детском хореографическом коллективе, концертмейстер должен всегда помнить, что правильная работа в ансам­бле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Мое внимание на уро­ке распределяется не только между двумя собственными руками, но и относительно воспитанников-танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, что в данный момент делают дети, что тре­бует педагог.

Нужно жить и «дышать» вместе с коллек­тивом.

Деятельность концертмейстера за инстру­ментом на этом не заканчивается, на смену ей приходит время работы с фонограммами. Я хочу отметить, что концертмейстер - это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене. Только в творческом содружестве можно добиться положительных результатов.

В течение занятия я стараюсь, чтобы вре­мя использовалось максимально эффектив­но, а педагог-хореограф мог работать над постановкой танцев, не думая и не отвлекаясь на поиски нужной музыкальной фонограм­мы. В работе над фонограммами я стараюсь не останавливаться на месте и постоянно совершенствоваться, используя инноваци­онные технологии для получения ряда до­полнительных возможностей для улучшения ее качества:

-накопление и использование нотного материала на уроках;

-возможность поиска необходимого нот­ного и музыкального материала;

-возможность общения с коллегами-концертмейстерами;

-возможность быть в курсе последних разработок и инноваций в выбранной сфере деятельности;

-возможность поиска, создания, записи, редактирования любой фонограммы, любым необходимым способом для решения по­ставленных педагогом-хореографом целей и задач.

Еще одна важная функциональная обязан­ность концертмейстера – это совместные с педагогом-хореографом репетиции на сцене, при подготовке детей к выступлениям и концертам, поездки на конкурсы различного уровня. Наши воспитанники много и успешно выступают (городские, областные, россий­ские, международные конкурсы).

Подводя итог, хочу отметить, что главное в работе концертмейстера – это особая, бес­корыстная любовь к своей специальности. Так уж повелось, что концертмейстер неред­ко остается в тени и его работа растворена в общем труде всего коллектива, однако от этого она ничуть не становится менее значи­мой и важной.

Приложение

Упражнения, игры:

Метроритм;

-прохлопывание ритмических рисунков, имен, фамилий обучающихся;

-прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками, затем выстукивание ногами;

-игра «Эхо» - прохлопывание простейших ритмических рисунков по показу педагога,затем по показу самих детей;

-прохлопывание ритма стихов, например:

Шел, шел без дорог.

Где шел – там и лег.

До весны пролежал,

А потом побежал.


Шесть котят есть хотят.

Дай им каши с молоком -

Пусть лакают языком.

Потому что кошки не едят из ложки.

-прохлопывание небольших музыкаль­ных произведений на 2\4, 3\4, 4\4.

Паузы:

1. Игра «Замри». Дети стоят по кругу, в руках одного - игрушка. Звучи т музыка, вос­питанники передают игрушку по кругу. Му­зыка прекращается - игрушка«замирает»в руках одного из детей. Музыка звучит снова -игрушка движется по кругу. Во время этой игры также развивается внимание, умение как останавливаться с окончанием музыки, так и начинать движение с началом музыки. А еще можно вводит изменение темпа в му­зыке, следовательно, дети передают игрушку быстрее или медленнее – развивается умение слышать изменение темпа музыки и в соот­ветствии с ним двигаться.

Сильные и слабые доли:

1.Чередование хлопков рук с ударами ног. Во время исполнения музыкального произведения на сильную долю хлопаем, на сла­бую - топаем.

2. Игра «Платочек». Дети стоят по кругу, в руках одного - платочек. Во время музыки передаем платочек следующему на сильную долю. Игра развивает внимание и ощущение сильной доли в музыке.

Музыкальные регистры:

1. Игра «Гномы и великаны». Проигры­вается два музыкальных фрагмента: 1-й - в высоком регистре – это гномы, 2-й – в низком, это великаны. На звучание музыки в высоком регистре дети шагают мелкими шагами, со­гнувшись, руки сцеплены за спиной (гномы несут рюкзачок), при звучании музыкального фрагмента в низком регистре, дети поднима­ют руки и шагают по кругу широкими шагами (это идут великаны).

Строение музыкальной фразы:

1. «Лужа» - воспитанники двигаются под музыку по кругу со словами: «Вокруг лужи обойду, а в середину прыгну» - на окончание музыкальной фразы, на слове «прыгну» -де­ти прыгают в центр круга.

2. «Мост» - во время этого упражнения также развивается понятие последнего такта фразы. Воспитанники маршем идут по кругу: «Я иду, иду, иду. Скоро до реки дойду. Если мостик сломан там – перепрыгну реку сам». На слово «сам» дети делают перескок.

3. «Снежинки» - под музыку вальса («Вальс» А. Грибоедова, ми минор) дети кру­жатся, танцуют как снежинки. На окончание музыкальных фраз «снежинки опускаются на землю», т.е. приседают. Поначалу акцентирую окончание фраз замедлением. После того, как воспитанники хорошо усвоят, играю без замедлений.

Темп:

  1. Ходьба и бег в разных темпах. Игра «Кошки-мышки».

Дети разбиваются на две команды (мыш­ки и кошки). Мышки стоят в одном конце зала, руки перед грудью (это лапки). Кошки находятся в другом конце зала, сложив ла­дошки возле уха (кошки спят), Звучит музыка в высоком регистре, темп средний, мышки двигаются мелкими шагами (мелкий бег) в сторону кошек, внезапно меняется музыка на быструю, кошки просыпаются и ловят мышек. Игра повторяется, дети меняются ролями.

2.Выдерживание основного темпа - дви­жение продолжаем при остановке музыки; двигаемся под какую-нибудь песенку, например, «Кукла с мишкой», музыка прекраща­ется, дети продолжают движение, напевая песенку.

3.Игра «Солнышко и дождик» - для этой игры лучше выбрать одну универсальную ме­лодию, которая будет хорошо восприниматься как в медленном, так и в быстром темпе. Первая – спокойная шаговая - двигаемся,
протягивая руки к «Солнцу», «растем» под лу­чами солнца. Вторая - быстрая - «Дождик» -бежим под музыку. Чередуем, и сообразно предлагаемому музыкальному фрагменту, дети должны правильно выполнять заданные
движения. Игра развивает не только вос­приятие различного темпа, но и вырабатывает внимание.

Характер музыки: игра «День и ночь».

  1. Под веселую музыку (лучше польку) дети танцуют, играют, словом изображают «День». Под спокойную музыку (колыбель­ную) - засыпают, наступает «Ночь». Кроме понятия темпа, развития внимания, у воспитанников есть возможность проявить свою фантазию, включить воображение.




ЛИТЕРАТУРА

1.Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения./Н.А.Крючков.М.Музыка.,1889-С.140

2.Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера./Ю.И.Громов.СП6ГУП,1977-С.87

3.КубанцеваЕ.И. Концертмейстерство музыкально-творческая деятельность./Е.И Кубанцева. Музыка в школе.,2001-№2-С.200

4.ВагановаА.Я. Основы классического танца./А.Я.Ваганова.Л.,1980-С 168-187

5.Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента./А.Люблинский М.Музыка.,1972-С.114




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе

Автор: Петровская Ираида Анатольевна

Дата: 15.01.2022

Номер свидетельства: 597796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая  разработка    «ОСОБЕННОСТИ    РАБОТЫ  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА  ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО  КОЛЛЕКТИВА» "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-osobiennosti-raboty-kontsiertmieistiera-khorieografichieskogo-kolliektiva"
    ["file_id"] => string(6) "244494"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445950841"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе"
    ["seo_title"] => string(66) "spetsifika_raboty_kontsertmeistera_v_khoreograficheskom_kollektive"
    ["file_id"] => string(6) "496105"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547901267"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Методическая статья на тему "Специфика подбора музыкального сопровождения и деятельности концертмейстера на уроке классического танца" "
    ["seo_title"] => string(156) "mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-spietsifika-podbora-muzykal-nogho-soprovozhdieniia-i-dieiatiel-nosti-kontsiertmieistiera-na-urokie-klassichieskogho-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "239322"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444756227"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая статья на тему "РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-rol-kontsiertmieistiera-v-klassie-khorieografii"
    ["file_id"] => string(6) "239304"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444754549"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Особенности работы концертмейстера в классе хореографии "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-raboty-kontsiertmieistiera-v-klassie-khorieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "219560"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434271114"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства