Тема занятия: «Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева»
Вид занятия: урок
Форма проведения занятия: открытый урок
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Мотивация темы и типа урока: тема занятий выбрана с учётом специфики обучения учащихся по Образовательной программеДООП «Музыкальное исполнительство». Урок комплексного применения знаний выбран в качестве удобной формы закрепления знаний
Продолжительность занятия: 40 минут
Место проведения занятия: ДШИ г. Бакала
Цель:Познакомить детей с симфонической сказкой «Петя и волк» С.С. Прокофьева;
Задачи:
Изучить учебный материал;
Ознакомить детей с понятиями: симфония, симфонический оркестр, тембр; Активизировать слуховое внимание детей, во время выполнения задания учителя;
Воспитывать слушательскую культуру детей;
Формирование музыкально-слуховых представлений;
Развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления.
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
Учебная доска
Музыкальный центр
Аудиозапись: С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк».
Изображения музыкальных инструментов: гобой, фагот, кларнет, флейта, скрипка, контрабас;
Портрет С.С. Прокофьева
Методы и приемы обучения:
Словесный
Наглядный
Практический
Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный
Методическое обеспечение:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991.
Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2008.
Книга о музыке / составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988.
Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г.Ушпикова. – СПб, 2008.
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании /редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр. – М.: Флинта,1999.
Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М., 2007.
Хронокарта занятия:
Организационный момент - 1 минуты
Актуализация темы – 2 минуты.
Сообщение темы - 27 минут.
Постановка задач- 5 минут.
Итог урока - 3 минуты.
Домашнее задание - 2минуты
Ход урока:
У: Здравствуйте, ребята!
У: Сегодня мы с вами окунемся в мир сказки. Но не простой, а симфонической, музыкальной. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
/ответы детей/
У: Ее играет симфонический оркестр. Симфоническая от слова симфония. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
У: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.
На доске – определение тембра – окраска звука
У:Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию»
Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию»
Описание игры: Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций.
У:Давайте остановимся на каждой теме поподробнее:
Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
/ответы детей/ У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С. Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
/ответы детей/ У: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует). У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?
/ответы детей/ У: Танца. Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.
Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках. У: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Учитель обращает внимание детей на изображения с музыкальными инструментами : скрипка, альт, виолончель, контрабас.
У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
/ответы детей/ У: Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Слушание темы дедушки.
У:Какой же характер у дедушки?
/ответы детей/ У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.
Учитель обращает внимание детей на изображение фагота.
Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий? Повторное слушание темы дедушки
У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?
Слушание темы птички.
/ответы детей/ У: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками. Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.
Повторное слушание темы птички. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).
У: Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?
Учитель предлагает ребенку указать на изображениях на этот музыкальный инструмент.
На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк. Звучит тема кошки.
У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.
Под музыку изображают кошку. У: Почему вы решили, что это кошка?
/ответы детей/ У: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный. Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? Повторное слушание темы кошки.
Учитель обращает внимание детей на изображения гобоя.
На экране изображения – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.
У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия?
Слушание темы уточки.
/ответы детей/ У: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает. Инструмент, исполняющий тему уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов относится гобой?
/ответы детей/ У: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.
Учитель обращает внимание детей на изображение гобоя.
Повторение:
У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На доске вы видите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на картинке.
Дети устно отвечают на вопросы.
Подведение итогов:
У: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
/ответы детей/ У: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?
/ответы детей/ У: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.
У: Найдите на изображениях героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
На экране изображения волка, кошки, охотников, Пети.
/ответы детей/ У: Волк, Охотники.
На урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.
Домашнее задание:
Нарисовать героя сказки «Петя и волк», подписать названия инструмента его изображающего.