kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Симфоническая сказка "Петя и волк" С.С. Прокофьева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Познакомить детей с симфонической сказкой «Петя и волк»
С.С. Прокофьева;

 

Задачи:

  • Изучить учебный материал;  
  • Ознакомить детей с понятиями: симфония, симфонический оркестр, тембр; Активизировать слуховое внимание детей, во время выполнения задания учителя;
  • Воспитывать слушательскую культуру детей;
  • Формирование музыкально-слуховых представлений;
  • Развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Симфоническая сказка "Петя и волк" С.С. Прокофьева»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Бакала



















Методическая разработка открытого урока

по предмету «Слушание музыки»


Тема: «Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева»








Преподаватель:

Кателик С. Б.










8 февраля 2021 год


Преподаватель: Кателик С.Б.

Дата проведения: «8» февраля 2021 г.

Учебная дисциплина: Слушание музыки

Образовательная программа: ДООП «Музыкальное исполнительство»

Класс:3год обучения

Тема занятия: «Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева»

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Мотивация темы и типа урока: тема занятий выбрана с учётом специфики обучения учащихся по Образовательной программе ДООП «Музыкальное исполнительство». Урок комплексного применения знаний выбран в качестве удобной формы закрепления знаний

Продолжительность занятия: 40 минут

Место проведения занятия: ДШИ г. Бакала

Цель:  Познакомить детей с симфонической сказкой «Петя и волк»
С.С. Прокофьева;


Задачи:

  • Изучить учебный материал;  

  • Ознакомить детей с понятиями: симфония, симфонический оркестр, тембр; Активизировать слуховое внимание детей, во время выполнения задания учителя;

  • Воспитывать слушательскую культуру детей;

  • Формирование музыкально-слуховых представлений;

  • Развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления.

Учебное оборудование (оснащение) занятия:

  • Учебная доска

  • Музыкальный центр

  • Аудиозапись: С.С. Прокофьев симфоническая сказка
    «Петя и волк».

  • Изображения музыкальных инструментов: гобой, фагот, кларнет, флейта, скрипка, контрабас;

  • Портрет С.С. Прокофьева



Методы и приемы обучения:

  1. Словесный

  2. Наглядный

  3. Практический

Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный

Методическое обеспечение:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.

  2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991.

  3. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

  5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.

  6. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.

  7. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2008.

  8. Книга о музыке / составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988.

  9. Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г.Ушпикова. – СПб, 2008.

  10. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании /редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр. – М.: Флинта,1999.

  11. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М., 2007.

Хронокарта занятия:

  1. Организационный момент - 1 минуты

  2. Актуализация темы – 2 минуты.

  3. Сообщение темы - 27 минут.

  4. Постановка задач- 5 минут.

  5. Итог урока - 3 минуты.

  6. Домашнее задание - 2минуты


Ход урока:

У: Здравствуйте, ребята!

У: Сегодня мы с вами окунемся в мир сказки. Но не простой, а симфонической, музыкальной. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

/ответы детей/

У: Ее играет симфонический оркестр. Симфоническая от слова симфония. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

У: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

На доске – определение тембра – окраска звука

У: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию»

Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию»

Описание игры: Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций.

У: Давайте остановимся на каждой теме поподробнее:

Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?

/ответы детей/
У:  Спасибо! Слушаем тему Пети  С.С. Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

/ответы детей/
У: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

/ответы детей/
У: Танца. Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

Дети встают,  под музыку имитируют игру на скрипках.
У: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Учитель обращает внимание детей на изображения с музыкальными инструментами : скрипка, альт, виолончель, контрабас.

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

/ответы детей/
У: Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Слушание темы дедушки.

У: Какой же характер у дедушки?

/ответы детей/
У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.

Учитель обращает внимание детей на изображение фагота.

Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий? Повторное слушание темы дедушки

/ответы детей/
У: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

Слушание темы птички.

/ответы детей/
У: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Повторное слушание темы птички. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

У:  Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

/ответы детей/
У: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Флейта – деревянный духовой инструмент.

Учитель предлагает ребенку указать на изображениях на этот музыкальный инструмент.

На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк. Звучит тема кошки.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

Под музыку изображают кошку.
У: Почему вы решили, что это кошка?

/ответы детей/
У: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный. Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? Повторное слушание темы кошки.

/ответы детей/
У: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент.

Учитель обращает внимание детей на изображения гобоя.

На экране изображения – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия?

Слушание темы уточки.

/ответы детей/
У: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает. Инструмент, исполняющий тему уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов относится гобой?

/ответы детей/
У: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

Учитель обращает внимание детей на изображение гобоя.

Повторение:

У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На доске вы видите действующих лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на картинке.

Дети устно отвечают на вопросы.

Подведение итогов:

У: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

/ответы детей/
У: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

/ответы детей/
У: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.

У: Найдите на изображениях героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

На экране изображения волка, кошки, охотников, Пети.

/ответы детей/
У: Волк, Охотники.

На урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

Домашнее задание:

Нарисовать героя сказки «Петя и волк», подписать названия инструмента его изображающего.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Симфоническая сказка "Петя и волк" С.С. Прокофьева

Автор: Кателик Светлана Борисовна

Дата: 08.02.2021

Номер свидетельства: 572522

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект  урока музыки во 2 классе  «Симфоническая сказка С.С. Прокофьева  «Петя и волк»»."
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokamuzykivo2klassiesimfonichieskaiaskazkassprokofievapietiaivolk"
    ["file_id"] => string(6) "258572"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448528261"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока музыки во 2 классе «Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С. Прокофьева»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_muzyki_vo_2_klasse_simfonicheskaia_skazka_petia_i_volk_s_s_prokof"
    ["file_id"] => string(6) "555521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597044056"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Интерактивный тест на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева "Петя и волк" "
    ["seo_title"] => string(82) "intieraktivnyi-tiest-na-tiemu-simfonichieskoi-skazki-s-s-prokof-ieva-pietia-i-volk"
    ["file_id"] => string(6) "112261"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1408458948"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тест к уроку музыки во 2 классе на тему: "Симфоническая сказка С. С. Прокофьева "Петя и Волк" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiest-k-uroku-muzyki-vo-2-klassie-na-tiemu-simfonichieskaia-skazka-s-s-prokof-ieva-pietia-i-volk"
    ["file_id"] => string(6) "230505"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442161367"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация к уроку музыки во 2 классе "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и Волк"."
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiiakurokumuzykivo2klassiesimfonichieskaiaskazkassprokofievapietiaivolk"
    ["file_id"] => string(6) "326438"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463173122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства