Дана разработка открытого урока с старшим хором ДШИ учащимися хорового и фортепианного отделений. Подробно описан план урока, методы и приемы работы по теме:"Развитие навыков многоголосного пения и пения акапелла. также предоствлен певческий материал для распевания в унисон, многоголосное пение, работа над дикцией, артикуляцией гласных. В конце урока показ мини концерта с разусиваемыми произведениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Работа над репертуаром: повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей произведения; сравнения; вариативность; критика-самокритика; оценивания.
Оборудование для уч-ся:
Скамейки, фортепиано, нотные партитуры
Оборудование для учителя:
Монитор для просмотра мини презентаций; проигрыватель, нотные партитуры.
Психологические условия проведения урока:
Доброжелательная обстановка, психологически настроенный хоровой коллектив
Формы обучения:
По партиям; совместное исполнение 2-х, 3-х партий, исполнение хором, индивидуальное исполнение (солист)
Игра на внимание, создание непринуждённой обстановки и контакта с аудиторией: хлопки в разных темпах, расположениях, с паузами, f, p, crescendo, diminuendo под музыку:
1.Р.Шуман фортепианный цикл «Детские сцены» сцена «О чужих краях и людях» на динамические оттенки, внимание;
2. Сцена «Странная история» на различные виды ритмического рисунка, реакцию;
3. Ф.Лист «Юношеский этюд» на ритмическое двухголосие.
2. Подготовка певческого аппарата к работе.
Повторение правил пения сидя и стоя:
при пении поза должна быть неподвижной;
правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения;
В процессе пения дети не должны испытывать никаких неудобств, а должны хорошо ощущать своё тело. Для этого мы выполняем следующие упражнения. Звучит Р.Шуман фортепианный цикл «Детские сцены» сцена «Просьба ребенка».
1) Потянутся, так - как - будто дети только что встали с постели и обязательно улыбаться. У детей сразу повышается тонус, улучшается настроение - а это залог успешной работы. К тому же это упражнение очень хорошо снимает напряжение;
2) Круговые движения плечами вперёд – назад. разминаем мышцы плечевого пояса;
3) Попеременно поднимать и опускать то одно, то другое плечо. Это упражнение из разряда так называемых провокационных упражнений. Поднимая плечи, дети создают искусственное напряжение, а, опуская, чувствуют удобство и расслабление. Таким образом, дети запоминают ощущение удобства;
4) Поднять сразу оба плеча, удержать их в приподнятом состоянии 2 - 3 секунды, затем опустить плечи и расслабиться. Это упражнение помогает в дальнейшем избегать при вдохе использования ключичного дыхания, совершенно неприемлемого для академической манеры пения.
Упражнения на дыхание:
Ладони положить на рёбра, чтобы ощутить, как при вдохе рёбра будут
раздвигать руки в стороны.
Сбросить оставшийся воздух , сделать лёгкий, мягкий вдох через нос ( плечи свободно опущены), задержать дыхание , произнести слог «тус», при этом ровно и экономно на согласной "с" выдувать воздух.
сделать лёгкий, мягкий вдох через нос, задержать дыхание на согласной "ш" выдувать воздух, сделать crescendo и diminuendo;
Артикуляционная работа.
- барашеньки, крутороженьки;
- лучина, лучина
-«Elijah Rock» 2 часть
- «Мир без войны» на украинском языке.
Распевание. Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Ми-мэ-ма-мо-му. Пение по мажорным гаммам в унисон. Задача: правильный вдох, выдох (атака звука). Развитие фразы, мягкие окончания.
Бра-брэ-бри-бро-бра-брэ-бри-бро-бру. Задачи: четкая дикция, широкий опорный диапозон.
Многоголосие.
Чтобы закрепить и узнать новое про многоголосный вид пения, давайте послушаем Серохвостову Анну, которая приготовила нам небольшую презентацию.
Презентация на тему «Многоголосие»
Вопросы:
Когда люди стали петь «многоголосно»
Виды многоголосия?
Партесное пение?
Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания:
Предлагаю вам начать с «Elijah Rock» в аранжировке Лестера Хаирстона Мы подробно проанализировали, давайте повторим основные этапы анализа.
Прослушивание фонограммы. Задание подготовка анализа произведения
Произведение относится к традиционному спиричуэлсу
Спиричуэлс- презентация Девочкин Иван
Какой характер данного произведения?
(Живой, подвижный, образный)
Размер? С 4/4, можно на 2/4
Тональность соль минор. Произведение аккапелла.
Темп Модерато (умеренно)
Динамика (от pp –ff)
Штрихи Legato non legato
Форма (сложная трехчастная со вступлением)
Фактура: преобладание гомофонно- гармоническая. Главная тема у вторых альтов. Произведение написано для 5-ти певческих партий; смешанного состава хора.
Ваше домашнее задание заключалось в пении сольфеджио по партиям 33-41такты.
Вначале пропоем произведение с 1 по 76 такт. Затем: работа по партиям сольфеджио, с текстом, работа над ошибками.
Следующее домашнее задание: познакомить нас с пение аккапелла ученица профессиональной группы обучения 7 класс Бейсембинова Айгуль .
Теперь данное произведение поем аккапелла, 1-64 такты. Задачи:петь четко и остаться в тональности, слушать друг друга. Работа над ошибками.
Закреплениепесенного материалла. Задачи: Вести работу над чистым пропеванием, многоголосием, пение акаппелла. Работа над ошибками.
1) «Прибаутки» 1 часть
2) «Мир без войны» , «Прибаутки», выстраивание гармонически чисто заключительных аккордов песен.Задачи: пение на «цепном дахании», умение слышать другие партии, не «занижать» тон, петь на хорошей опоре.
7. Мини концерт.
1) «Песня про Голову» Н.А. Римский-Корсаков солист Галиев Аян
2) «Прибаутки» З.Бляхер
3) «Мир без войны» неизв. Автор. Солист: Асаубаева Камилла.
Итоги урока.
Пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили как правильно нужно петь «сидя» и «стоя»; основные этапы анализа хорового произведения. Закрепили понятия: многоголосие, аккапелла, спиричуэлс. Цель нашего урока была успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными для урока , мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над 3 частью «Elijah Rock» в аранжировке Лестера Хаирстона и переедем к вокализации своих партий. Но, самое главное, это удачно выступить на завтрашнем концерте, спеть чисто интонационно, в характере. Оценка за урок «Отлично». Домашнее задание : повторить партии песен на концерт.
Рефлексия.
Вам понравился урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите ручными знаками ваш отклик. Двумя руками «класс» -настроение хорошее, одной рукой «класс»- безразличное, руки скрещенные на груди – негативное.
Как вы себя чувствуете физически?
Я бодр(а), чувствую себя хорошо (двумя руками «класс»)
Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (одной рукой «класс»)
Я устал(а), мне плохо (руки скрещенные на груди)
Что сможете сказать об уроке:
Мне было легко и интересно (двумя руками «класс»)
Мне было трудно, но интересно (одной рукой «класс»)
Мне было трудно, поэтому неинтересно (руки скрещенные на груди)
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
«5» (двумя руками «класс»)
«4» (одной рукой «класс»)
«3» (руки скрещенные на груди)
Домашнее задание: «Elijah Rock» выучить наизусть свою партию во второй части сольфеджио. Подготовиться к концерту (одежда обувь, пригласить родителей).
Список литературы:
Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста.
Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения.
«Музыкальное воспитание в школе» в.4, Москва издательство «Музыка» 1965г. Статьи: 1) Ю.Самойлов «О пении без сопровождения», 2) Ю.Алиев «Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре».
В.Попов «Русская народная песня в детском хоре», Москва «Музыка» 1985г.
И.Кочнева, А.Яковлева «Вокальный словарь», г. Ленинград «Музыка» 1988г.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Конспект музыкального занятия в детском саду «Пение как основной вид музыкальной деятельности детей. Программы для усвоения певческих навыков»"
["seo_title"] => string(80) "konspekt_muzykalnogo_zaniatiia_v_detskom_sadu_penie_kak_osnovnoi_vid_muzykalnoi_"
["file_id"] => string(6) "584282"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1625034224"
}
}