kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие образного мышления у обучающегося на уроках специальности в ДШИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над художественным образом музыкальных произведений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие образного мышления у обучающегося на уроках специальности в ДШИ"»


Методический доклад на тему:






Подготовила: Смирнова И.М.






Музыка – исскуство звуков, поэтому она может воспроизвести очень многие звуки, соответствующие в окружающей нас жизни, в природе. Слушая то или иное произведение, благодаря разнообразию музыкальных звуков, мы слышим раскаты грома, пение птиц, жужжание шмеля и колокольные перезвоны, шелест леса, журчание ручья, шаги человека, еле слышный писк новорожденных цыплят, стук вагонных колес и многое другое. Все это многообразие музыкальных звуков создает художественный образ музыкального произведения, его музыкальность и характер. Без этого музыкальное произведение становится серым, безликим, скучным. Поэтому работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением учащегося игре на музыкальном инструменте и усвоением нотной грамоты. Уже разучивая с учеником первые маленькие простейшие песенки, необходимо добиваться, чтобы это первичное исполнение было выразительным, т.е. чтобы характер исполнения соответствовал характеру данной мелодии. Для этого подходят особенно известные ребенку детские песенки, народные мелодии, в которых наиболее ярко эмоционально-поэтическое начало.

Как можно раньше от ребенка нужно добиваться, чтобы он сыграл грустную мелодию – грустно, веселую – весело, торжественную - торжественно и т.д.

Подбирая в дальнейшем обучении репертуар ученика, можно заметить, что с гораздо большим удовольствием, воодушлении и желанием они играют те произведения, которые им более понятны, более выразительны, т.е. им “по душе”, чем те, которые направлены на решение технических и умственных задач (это упражнения, гаммы, этюды). Считается, что выполняя определенные технические задачи, остается незатронутым душа и воображение. Особенно хочется остановиться на этюдах. Этюд – это переходный мостик от гамм и упражнений к исполнению художественного произведения и они представляют собой не только хороший технический материал, но и музыкальное содержание, которое так же надо уметь передать. Поэтому, работая над этюдом надо тщательно оттачивать динамическую сторону исполнения. Если этого не выполнять, не делать выразительную фразировку, даже хорошо выученный и технично исполненный этюд будет звучать однообразно и неинтересно.

Не тайна, - говорит Нейгауз, - что умеющий хорошо работать музыкант, способен превратить обыкновенный этюд в художественное произведение, а не умеющий работать (т.е. правильно мыслить) превратить художественное произведение в этюд, т.е. голую технику.

Итак, характерной особенностью исполнения музыкального произведения является его эмоционально-художественная сторона. К сожалению, ученики часто этого не осознают. Один из типичных недостатков их исполнения заключается в неумении передать то или иное настроение, задуманное автором, исполняемого произведения; понять, что именно хотел сказать композитором своим произведением. Отсюда серость и невыразительность исполнения, лишение всякой эмоциональности и образности. А ведь исполняемое произведение оценивается в большей степени с художественной стороны.

Как же помочь ученику найти эту волшебную силу исполнительского мастерства? Прежде всего, большим помощником в создании характера музыки и образа служат выразительные средства. Художественность исполнения зависит от того, как правильно и качественно ученики умеют исполнить выразительные средства. Поэтому некоторые вудущие педагоги считают, что их освоение является основным предметом учебного процесса. Педагогу необходимо организовать свою работу так, чтобы помочь ученику в этом вопросе.

Комплекс выразительных средств исполнения включает следующие понятия. Динамика, которая включает всю шкалу динамических оттенков от pp до ff. Артикуляция: legato, non legato, staccato. Агогика: все темповые изменения в тексте (meno mosso, piu mosso, accelerando, ritartando, ritenuto). Тембровые нюансы, в частности на домре: pizz, медиатором, у подставки, vibr., на грифе; использование мягкого и жесткого медиатора, в зависимости от характера исполняемого произведения. У аккордеона – это соответствующие регистры. Аппликатура – она должна быть всегда удобной и правильной. Особенно при исполнении legato, технического пассажа. Объясняя ученику выразительные средства, надо чаще использовать образные сравнения тех или иных нюансов, заражать личным примером. Например, объясняя динамические оттенки, нужно добиваться, чтобы каждый динамический прием “зазвучал”, и ученик, а вместе с ним и его слушатель, почувствовали не формальную смену контрастных нюансов f и p, а эффект, например эха. Не простое усиление звука при крещендо, а эффект приближения, эмоционального порыва или как будто постепенно взбираемся по лестнице, а диминуэндо – наоборот, спускаемся и затихаем. Именно после этого музыка оживает, рисует нам художественные образы, а задача ученика, донести ее до слушателя с помощью выразительных средств.

Для развития творческой инициативы и музыкально-образного мышления ученика, наряду с транспортированием и подбором по слуху полезно давать ученику возможность пробовать собственные силы (т.е. самостоятельно расставлять динамику, применять выразительные средства и даже сочинять собственные трактовки небольших пьес). С этой целью в программу ученика полезно включать пьесу для самостоятельной работы, где ученику представляется свобода действия.

Итак, мы видим, что работа над выразительными художественными средствами исполнения дает возможность задуматься над смыслом и содержанием музыки, поныть их назначение при работе над художественным образом и характером музыкального произведения, глубже понять авторский замысел произведения, воспитывать творческий подход к музыке.

Но есть еще одна ступень, которая помогает раскрыть художественный образ музыкального произведения, его эмоциональную раскраску. Эта работа над строением произведения, его фразировкой.

Нейгауз писал: “Чтобы помочь ученику создать поистине красочный музыкально-художественный образ, я предлагаю ученику изучить произведение, его нотную запись, как дирижер изучает партитуру - не только в целом (это для целостного, цельного образа), но и в деталях, разлагая произведение на составные части: гармоническую и мелодическую. Именно при такой работе ученику открываются удивительные вещи, нераспознанные сразу красоты. Он начинает понимать, что произведение прекрасно в целом и прекрасно в каждой своей детали, что каждая подробность имеет смысл, логику, выразительность”. И только тогда, когда ученик поймет “внутренний состав” своего произведения, только тогда он сможет придать своему исполнению настоящую художественную ценность, добиться того, чтобы его исполнение было затрагивающим, волнующим, интересным и доходчивым. Начиная работать над музыкальным произведением, надо сначала проанализировать его форму, содержание, из каких периодов, частей, предложений оно состоит, где кульминация. Особое место имеет работа над фразировкой. Вдумчивое отношение к фразе позволяет вникнуть в музыкальное содержание исполняемого. Надо приучать ученика слышать фразу, воспринимать каждую в развитии и “вести” ее, приучать к “дыханию” между фразами. “В каждой фразе есть известная точка, которая составляет магический центр фразы”, - считал К.Н. Шумнов. В предложении, в периоде и в произведении в целом всегда есть центр, точка, к которой все тяготеет, к которой все стремится. Это делает музыку более ясной, слитной, связывает одно с другим. Другими словами это маленькие и большие кульминации, которые делают произведения красочным, насыщенным, ярким.

Итак, мы видим, что начиная обучение с элементарных f и p и разнообразных выразительных средств до полного разбора музыкального произведения, мы учим ученика рассказывать музыкой, рисуя красочные картины. Исполняя даже маленькие простые произведения, нужно учить ученика слушать себя и свою игру, уметь играть так, чтобы заставить себя слушать, т.е. заворожить своей игрой на музыкальном инструменте, а любое исполняемое музыкальное произведение уметь превратить в красочную, эмоциональную сказку, рассказ, песню. Танец исполнить так, чтобы ноги пустились в пляс, песню, чтобы душа запела. Все это и есть работа над музыкально-художественным образом. Недаром Нейгауз писал: “Вся моя работа, протекающая в классе, есть работа над музыкой, другими словами – над “художественным образом”. Некуда не годится тот педагог, будь он хоть семи пядей во лбу, который удовлетворяется рассказами об “образе”, о “содержании”, о “настроении”, и не добивается конкретного воплощения своих высказываний в звуке, фразе, нюансировке, технике. Так же никуда не годится педагог, который видит одну лишь игру, сухую “технику”, а о музыке, ее смысле и ее закономерностях имеет лишь смутное представление”.











  1. Г. Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”

  2. А. Алексеев “Методика обучения игры на фортепиано”

  3. Н. Любомудрова “Методика обучения игры на фортепиано”

  4. “Развитие художественного мышления домриста” (методическая разработка для педагогов ДМШ и ДШИ)

  5. Дм. Кабалевский “Про трех китов и про многое другое”























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Развитие образного мышления у обучающегося на уроках специальности в ДШИ"

Автор: Ирина Михайловна Смирнова

Дата: 10.04.2017

Номер свидетельства: 408172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Рабочая программа внеурочной деятельности. Хоровой кружок "Веселый ручеек" 1-4 классы "
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-khorovoi-kruzhok-viesielyi-ruchieiek-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "129978"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415803507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Подготовка к первому публичному выступлению» "
    ["seo_title"] => string(48) "podghotovka-k-piervomu-publichnomu-vystuplieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "236236"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443986338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства