kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие пианистических навыков в классе специального фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: Формирование пианистических навыков у учащегося при работе с упражнениями, применение полученных знаний при работе над этюдами и пьесами.

Задачи занятия:

Обучающие:

  -закрепить знание правил свободного владения пианистическим аппаратом

Развивающие:

-развитие логического мышления; умения анализировать, сопоставлять, проводить аналогии, сравнивать музыкальные темы и образы

Воспитательные:

- воспитание  музыкально-эстетической культуры в момент эмоционального воздействия с

музыкой

-воспитывать и формировать систематический процесс обучения средствами музыки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие пианистических навыков в классе специального фортепиано»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г. Бакала















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по предмету: Специальность и чтение с листа

Тема: «Развитие пианистических навыков в классе специального фортепиано»














Преподаватель специального фортепиано

высшей категории,

Долинина Елена Дмитриевна










г. Бакал

2022 г.

Методическая разработка учебного занятия

Преподаватель: Долинина Елена Дмитриевна

Дата проведения: «30» ноября 2022 года

Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала

Образовательная программа, предмет: ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано», предмет «Специальность и чтение с листа»

Класс: 3кл. ,Хайретдинова Карина

Тема занятия: Развитие пианистических навыков в классе специального фортепиано

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип занятия: Урок повторения знаний, умений, навыков.

Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана для подготовки ребенка к дальнейшему обучению в ДШИ с учетом программы 3 класса, выступлениям на конкурсах. Данный тип урока выбран для того, чтобы освоить в полной мере учебный материал в течение одного академического часа. Именно структура комбинированного типа урока включает в себя проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, систематизацию и объяснение домашнего задания.

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель занятия: Формирование пианистических навыков у учащегося при работе с упражнениями, применение полученных знаний при работе над этюдами и пьесами.

Задачи занятия:

Обучающие:

-закрепить знание правил свободного владения пианистическим аппаратом

Развивающие:

-развитие логического мышления; умения анализировать, сопоставлять, проводить аналогии, сравнивать музыкальные темы и образы

Воспитательные:

- воспитание музыкально-эстетической культуры в момент эмоционального воздействия с

музыкой

-воспитывать и формировать систематический процесс обучения средствами музыки

Учебное оборудование (оснащение) занятия:

  1. Пианино (фортепиано) – 2 инструмента

  2. Нотная литература:

  • К.Черни Этюды, ред. Г.Гермера I часть.

  • А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» учебное пособие

Методы и приемы обучения:

  1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

  2. Наглядно-слуховой (показ с демонстрацией на инструменте преподавателем)

  3. Практический (игра на инструменте)

  4. Сопоставление (ученик анализирует свою игру с игрой преподавателя)

Формы и методы контроля: Индивидуальная

Методическое обеспечение:

1. Л.Булатова «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной», издательство «Москва», 1976 г.

2.Е.М. Тимакин «Навыки координации в развитии пианиста, учебно-

методическое пособие», М. «Советский композитор», 1987

3. А. Шмидт-Шкловская «Воспитание пианистических навыков» – М.:

«Музыка»,1985


Хронокарта занятия:

1 этап. Организационный (3 мин.)

  • сообщение темы и плана урока, вступительное слово преподавателя

2 этап. Освоение нового материала (25 мин.)

  • Работа над техникой в гаммах, аккордах, арпеджио – 5минут

  • Работа над этюдом К.Черни Этюд №32,ред. Г. Гермера10минут

  • Работа над пьесой Р.Щедрин «Золотые рыбки» фрагмент из балета «Конёк-Горбунок»- 10минут.

3 этап. Закрепление пройденного материала (5 мин.)

4 этап. Домашнее задание (2 мин.)



Ход урока:

Подготовка к уроку. Вступительное слово учителя:

Пианистические навыки – это туше, аппликатура, знание правил фразировки…

Подлинное искусство немыслимо без профессионального мастерства.

Развитие пианистических навыков на практике нельзя отделить от музыкально- пианистического обучения. Пианистические навыки– это сумма умений, навыков, приёмов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкально-художественной задачи техника не может существовать.

Основная цель развития – обеспечить условия, при которых пианистический аппарат будет способен лучше выполнять необходимую музыкальную задачу. Фортепианная игра – это целая система техник, главные компоненты этой системы: крупная техника (аккорды, арпеджио, октавы, двойные ноты); мелкая техника (гаммообразные пассажи, разнообразные мелизмы и репетиции); полифоническая техника (умение играть несколько голосов вместе); артикуляционная техника (правильное исполнение штрихов); техника педализации (искусство применения педалей).На уроке будет представлена работа над крупной техникой (аккорды, арпеджио, двойные ноты); мелкой техникой (гаммообразные пассажи)и техникой артикуляции.


1.Работа над техникой в гаммах, аккордах, арпеджио.

«Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука» В.Сафонов

Гамма ре мажор - (показ на инструменте, работа с учащейся).

Принципы, на которых следует развивать пианистический аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки следующие:

  1. Гибкость и пластичность аппарата.

  2. Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах.

  3. Целесообразность и экономия движений.

  4. Управляемость техническим процессом.

  5. Звуковой результат (как необходимый итог).

Одним из важных моментов в организации пианистического аппарата у начинающих является воспитание цепкости и чуткости концов пальцев -ногтевых фаланг. (показ на инструменте, работа с учащейся).

Вот необходимые действия пальцев в быстром темпе:

1. Быстрое взятие клавиши кончиком пальца (подушечкой).

2. Моментальное освобождение от давления на клавишу.

3. Отскок предыдущего пальца.

4. Быстрая подготовка очередного пальца над следующей клавишей.

При этом конечная цель состоит в том, чтобы все четыре действия

производились одновременно, в одном импульсе. Залогом успеха в изучении гамм является постоянное внимание слуха к качеству звука, плавности движения мелодической линии, чёткости артикуляции пальцев, скоординированной работе группы мышц.

Исполнение в быстром темпе аккордов (или интервалов) ничем не отличается

от приёмов staccato. Звук извлекают активные кончики пальцев. Острое

взятие клавиши вызывает быстрый и упругий отскок пальца вместе с рукой

до определённой точки; высота верхней точки зависит от темпа движения,

силы и характера звука. При подвижном чередовании аккордов возрастает роль активных и цепких кончиков пальцев, хотя размах их над клавишами уменьшается. В этом случае ведущие пальцы гармонично взаимодействуют с мелкими движениями кисти под общим

«сводом» плавного движения всей руки. Чем быстрее темп, тем большую

роль приобретает крупное, объединяющее (горизонтальное, как на legato) движение руки .

При игре коротких арпеджио (вначале из 3-х звуков, затем из 4-х звуков) ставятся так же задачи к качеству звука. Важное условие – певучее legato, исключающее толчки руки на каждом звуке. Этому способствует хорошее «осязание» каждым пальцем клавиши и объединяющие движения кисти от 1-го к 5-му пальцу.


2.Работа над этюдом К.Черни Этюд №32, ред. Г. Гермера I часть.

Работа в различных темпах- (просморт видеозаписи этюда в исполнении Д.Трифонова, работа с учащейся).

Работа в различных темпах начинается на том этапе, когда произведение

более или менее выстроено. Здесь следует оговориться, что ускорять движение следует постепенно и плавно, а не резким рывком. Двигаться к быстрому темпу понемногу, маленькими шажками, «наращивать».

При увеличении темпа исполнения музыкального произведения вступает в силу закон экономии движений. Быстрее темп – мельче, расчётливее, «скупее» движение пальцев. Руки

должны делать то непосредственно что и напрямую ведёт к цели. Нельзя тратить силы на лишние движения! Амплитуда самих движений должна быть сведена к минимуму. Бытует мнение, что спешат не от лёгкости в пальцах, а от лёгкости в мыслях.

При переходе к быстрым темпам, нужно помнить, что быстрый темп связан с укрупнением дыхания, ощущением нового пульса, с изменением музыкального представления. «Чтобы играть быстро, надо быстро думать» (И. Гофман). Чем быстрее темп, тем большее количество звуков охватывается одним дыханием, одним импульсом.

Пианист должен представить себе внутренним слухом то, к чему он будет стремиться, должен как бы «увидеть» произведение в целом и в деталях, понять его стилистические особенности, характер, темп.


3.Работа над пьесой Р.Щедрин «Золотые рыбки» фрагмент из балета «Конёк-Горбунок» Сообщение учащейся по теме «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной» - разговор с преподавателем.  

В осуществлении преемственных связей отечественного музыкального искусства с прогрессивным наследием конца ХIХ — начала ХХ веков исключительная роль выпала на долю выдающегося музыканта, педагога и общественного деятеля - Елены Фабиановны Гнесиной.

    Свыше семидесяти пяти лет Елена Фабиановна отдавала свой талант и неутомимую энергию развитию музыкальной культуры и решению проблем музыкального образования в нашей стране. Её целью было повысить уровень исполнительского искусства, проникнув в тайны мастерства педагогики, передать их следующим поколениям. До конца своих дней Елена Фабиановна занимала почётный пост художественного руководителя ГМПИ имени Гнесиных и не прекращала творческой и педагогической работы.

    Жизнь и деятельность Е.Ф. Гнесиной — трудовой подвиг во имя расцвета музыкальной культуры и просвещения.  

-Исполнение пьесы, прослушивание пьесы в исполнении К. Цатуряна.

(работа с учащейся над артикуляцией штрихов в пьесе Р.Щедрин «Золотые рыбки»)

Главным принципом, пронизывающим методику Елены Фабиановны, является воспитание эмоционально-смысловой характерности музыкальной речи у начинающих пианистов.  Вырабатывая ритмическую самостоятельность, Елена Фабиановна опиралась на определённую штриховую характеристику (например, один голос legato, другой — staccato), что активизировало слуховой контроль учащегося. В одной из бесед о том, какими советами Елена Фабиановна напутствовала бы молодых начинающих пианистов, она отметила необходимость развития беглости, особенно подчеркнула воспитание отношения к звуку, умения «добиваться артикуляции штрихов». Это являлось непременной основой интонирования мелодии.




4. Организация домашнего задания. Завершение урока:

1.Отработать разными способами проучивания технику в гаммах, аккордах, арпеджио

2.Проработать в темпе Allegro К.Черни Этюд №32

3.Добиться артикуляции штрихов в пьесе Р.Щедрин «Золотые рыбки»


В работе над исполнением надо постоянно проявлять настойчивость: не мириться с тем, что не получается, не отсиживать за инструментом без желания и без мысли, искать способы преодоления тех или иных трудностей, ставить перед собой музыкально – технические задачи, не успокаиваться, пока они не будут разрешены. Стремление к выразительному и совершенному в пианистическом отношении исполнению всегда остаётся главной пружиной прогресса.

«Слуховое внимание должно всегда контролировать технические действия пианиста. Высшим критерием правильности фортепианного приёма является звуковой результат»

Е. Либерман



Литература

1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой», Москва, издательство «Советский композитор», 1985

2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой М., 2010

3. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста - М., «Музыка», 1982

4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры - М.: «Музыка», 1987

5. Тимакин Е.М. «Навыки координации в развитии пианиста», М. «Советский композитор», 1987

6.Шмидт-Шкловская А. Воспитание пианистических навыков – М.:

«Музыка»,1985



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие пианистических навыков в классе специального фортепиано

Автор: Долинина Елена Дмитриевна

Дата: 22.02.2023

Номер свидетельства: 626375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "ДОКЛАД  К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального  фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-k-piedagogichieskomu-sovietu-orghanizatsiia-uchiebnogho-protsiessa-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "248920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446805249"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект открытого урока по фортепиано на тему: "Техническое развитие учащихся в средних классах ДМШ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_po_fortepiano_na_temu_tekhnicheskoe_razvitie_uchashchik"
    ["file_id"] => string(6) "573411"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613537464"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые инструменты» "
    ["seo_title"] => string(134) "dopolnitiel-naia-priedprofiessional-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-v-oblasti-muzykal-nogho-iskusstva-dukhovyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "133992"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416641930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства