kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие певческих навыков, вокальное слово и дикция учащихся на начальном этапе обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему: «Развитие певческих навыков, вокальное слово и дикция  учащихся на начальном этапе обучения»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие певческих навыков, вокальное слово и дикция учащихся на начальном этапе обучения»»

Государственное учреждение образования
«Жировичская детская школа искусств»
Деревянчицкий филиал, аг. Мижевичи













Открытый урок по хоровому классу на тему:
«Развитие певческих навыков, вокальное слово и дикция учащихся на начальном этапе обучения»

















Выполнил учитель по хоровому классу
Грицко Валерия Валерьевна







аг. Жировичи, 2020

Дата проведения урока: 23.12.2020

Учащаяся: Громыко Ксения II класс.

Тема урока: «Развитие певческих навыков, вокальное слово и дикция учащихся на начальном этапе обучения»

Цель урока:

Разработать и внедрить в учебный процесс комплекс упражнений для развития певческого аппарата;
Развитие артикуляционного аппарата учащегося посредством отработки правильного произношения слова во время декламации текста и исполнения музыкального произведения.


Задачи урока:
Обучающие:

  • обучение правильному певческому дыханию;

  • обучение правильному произношению согласных звуков;

  • учить передавать мелодию, чисто интонировать. 
    Развивающие:

  • развивать дикционные способности и навыки;

  • развивать культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя. 
    Воспитательные:

  • способствовать формированию культуры пения у учащегося, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры.

  • способствовать формированию интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей, раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения.


Тип урока: комбинированный (+сольфеджио).


Форма проведения урока: по количественному критерию – индивидуальная.


Метод обучения:

• метод показа;
• информационно-рецептивный;
• проблемный;
• репродуктивный;
• наблюдение;
• накопление знаний;
• самоконтроль;
• контроль;
• метод подражания;
• стимулирование;
методы эмоционального (дирижирование, подпевание, совместная игра) и психологического воздействия на учащегося (перед выступлением);

• создание ситуации успеха.


Психологические условия на уроке:

  • Утверждение радости на уроке.

  • Личностно-ориентированные общение - учет индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход.

  • Психологически-комфортная атмосфера - эмоциональное удовлетворение.

Проектируемый результат:

Ребёнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнить её.


Оборудование и материалы:

  • Просторное светлое помещение;

  • Фортепиано;

  • Ноутбук;

  • Презентация по теме урока.


Этапы урока:

  • Организация начала урока.

  • Представление учителя и ученика.

  • Подготовка голосового аппарата к вокальным упражнения (дыхательная гимнастика, работа со скороговоркой).

  • Распевание ученика (вокальные упражнения).

  • Разбор нового произведения (Ф. Абт «Вокализ №10»).

  • Физкультминутка (творческое задание).

  • Закрепление пройденного материала (сл. Н. Соловьева, муз. Т. Терещенко «Лунные коты»).

  • Рефлексия.

  • Информация о домашнем задании.
























Содержание урока:

Как мы знаем, в мире вокального искусства наработан очень большой теоретический и практический опыт в развитии певческого аппарата.

Но, к большому сожалению, эта проблема остается актуальной на начальных этапах и не только в развитии певческого аппарата.
Давайте рассмотрим систему постановки голоса более развернуто.

В первую очередь, голос – это наша речь, и первой ступенью к качественному владению голосом является дикция.
«У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, своё содержание, которые должен почувствовать говорящий», - говорил К. С. Станиславский.
Что же такое дикция?
Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста. В этот этап развития постановки голоса включены дикционные упражнения, которые помогут нам ускорить и облегчить наше произношение без потери качества речи.
Упражнения:
а) Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков:
А – Э – И – О – У;

мА – мЭ – мИ – мО – мУ;

пА – пЭ – пИ – пО – пУ;

дрА – дрЭ – дрИ – дрО – дрУ;

грА- грЭ – грИ – грО – грУ.


Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка), потом упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения.


«Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью», - писал Карузо


б) Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и звук. Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижались, но нельзя забывать, что все в скороговорке главное не темп, а четкость и ясность произношения. 


«Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои».


Либо


«Ехал Грека через реку, 
Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку 
Рак за руку Грека цап». 


Обе скороговорки отрабатывают правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.

Полезно так же соединять произнесение скороговорок с вокальным интонированием:



Все эти упражнения очень помогают в выработке чёткой дикции и формированию длительного дыхания.


Наш голос – это ничто иное как воздух. Звук формируется на выдохе, и если мы научимся правильно владеть дыханием, то быстрее научимся правильно петь.
Второй важной ступенью является выработка правильного певческого дыхания: опертой, с активной работой диафрагмы, с правильным вдохом и длинным выдохом. Тут также существует целый комплекс упражнений, которые научат нас правильно вдыхать, ощущать воздух, выдыхать и распределять дыхание.

На каждом своем уроке я использую следующий комплекс упражнений Александры Николаевны Стрельниковой, так как данная гимнастика считается уникальной, так как у неё нет аналогов во всём мире. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и включающими в активную работу все части тела.

а) Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение, при повторении добавляем поворот головы, вправо, и влево.

б) Упражнение «Воздушный шарик».
Исходное положение – стоя или сидя прямо. Вдыхаем и выдыхаем воздух. Живот – это воздушный шарик, который надувается на вдохе и сдувается на выдохе. (Ладонь лежит на животе, контролирует). После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение, при повторении добавляем три выдоха.

в) «За окошком ветер».
Исходное положение – стоя или сидя прямо. Вдыхаем и выдыхаем со звуком «с-с-с», во время выдоха имитируем усиление и затихание ветра. После завершения серии из 3-х вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнения со звуком «п-п-п».


Третья ступень постановки голоса – это те самые традиционные вокальные упражнения/распевки. Они направлены на выработку правильных вокальных навыков, расширение нашего диапазона, выработку ровного голосоведения. В общем я это называю «технический вокальный арсенал», который научит нас качественно и красиво петь, избавит от недостатков звукоизвлечения и голосовых зажимов. Каждое упражнение подчинено определенной задаче и цели, которые помогают освоить и улучшить вокальный звук.


Эти упражнения, которые мы сейчас вам продемонстрируем я использую также на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков.


1.Упражнение-разогрев. Поём закрытым ртом, используя среднюю громкость звука. Темп может варьироваться.



2.Упражнение на проработку гласных на одной ноте. Распевание № 1.



3.Упражнение на разные слоги (меняем слоги), на проработку согласных.


4. Упражнение, которое формирует так же дикционные навыки (скороговорка)




5.Упражнение, которое помогает развить лёгкость и подвижность голоса.



















Разбор «Вокализа № 10» (Приложение №1)

Вокализы, являются основой постановки голоса. Для закрепления умения и навыков правильного интонирования произведений на ранее усвоенных знаниях и умениях. Показать, что исполнение вокализов ведут к правильной постановке певческого голоса и развития у обучающих правильного вокального мышления. Развитие необходимых технических навыков.

а) Называем ноты;

б) Называем длительности;

в) Дирижируем и называем ноты;

г) Разбираем вокальную партию;

д) Соединяем с концертмейстером.



Творческое задание.
На доске из нескольких рисунков сложить картинку о которой поется в песне «Лунные коты».




Повторение пройденного материала:
сл. Н. Соловьева, муз. Т. Терещенко «Лунные коты».

















Заключение:

Подведём итоги нашего занятия. 
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием.


Следует отметить, что только те упражнения будут полезны ученикам, целесообразность которых понятна преподавателю. Я в своей работе основываюсь на опыте предыдущего поколения музыкантов-вокалистов, такие как: Яковлев, Емельянов, Стрельникова. Упражнений для развития певческих навыков, дикции учащихся на начальном этапе обучения множество, но для работы я отбираю только те, которые, по моему мнению, наиболее отвечают потребностям именно моих учеников.





























Список используемой литературы:

    1. Н. Добровольская «Распевание в школьном хоре».

    2. С. Миловский «Распевание на уроках пения и в детском хоре».

    3. Т. Амосова «Дыхательная гимнастика Стрельниковой».

    4. К. Станиславский «Дикция».







































Самоанализ урока



Индивидуальная форма работы. Характеристика учащегося.





Уровень способностей учащейся

Интеллектуальная сфера - сенсорно-перцептивные процессы, память, мышление, внимание, умственная самостоятельность, речевые свойства учащегося говорят о таланте, музыкальных способностях и, как следствие, одаренности учащегося.

Общее развитие

Развитие соответствуют психофизиологическим и возрастным критериям.

Особенности личности

  1. Особенности познавательной деятельности (когнитивная сфера):

-развито внимание, музыкальное восприятие, память, мышление;

- учащаяся умеет устанавливать причинно-следственные зависимости, делать самостоятельные выводы;

- реагирует на пожелания правильных самостоятельных занятий, на объем работы и стремиться к качеству усвояемых знаний;


2. Эмоционально-волевая сфера:

- учащаяся имеет волевой характер;

- восприимчива и отзывчива к новому музыкальному материалу;

- ответственна;

- уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, уровень эмоциональных проявлений (интеллектуальные, эстетические и моральные), уровень обобщенности абстрактного мышления (чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п.) соответствуют психологическим нормам;


3. Мотивационная сфера:

-учащаяся имеет качество направленности личности - настойчивость как проявление силы воли;

- имеет желание, при которому учащаяся осознает то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления;

- интерес - стремление к познанию основных профессиональных навыков вокалиста;

- совестлив и честен с сверстниками и взрослыми людьми;

- интересы основываются на всем новом и не изведанном;


4.Деятельно-поведенческая сфера:

- имеет высокую работоспособность;

- на занятиях психологически собран;

- совестно относится к занятиям;

- правила поведения имеет удовлетворительные в обществе, школе, дома;

- социальна - умеет быстро приспосабливаться к месту и людям.



Выступления


внутришкольные мероприятия;
региональный фестиваль-конкурс «Барбара запрашае»;

международный фестиваль-конкурс «Вековое наследие» г. Минск





















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Грицко Валерия Валерьевна

Дата: 18.03.2021

Номер свидетельства: 575896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования" "
    ["seo_title"] => string(116) "stat-ia-razvitiie-pievchieskikh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nikov-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441808786"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса» "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-razvitiie-vokal-no-intonatsionnykh-navykov-u-dietiei-piervogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "182673"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425569123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства