Просмотр содержимого документа
««Развитие певческих навыков, вокальное слово и дикция учащихся на начальном этапе обучения»»
Государственное учреждение образования «Жировичская детская школа искусств» Деревянчицкий филиал, аг. Мижевичи
Открытый урок по хоровому классу на тему: «Развитие певческих навыков, вокальное слово и дикция учащихся на начальном этапе обучения»
Выполнил учитель по хоровому классу Грицко Валерия Валерьевна
аг. Жировичи, 2020
Дата проведения урока: 23.12.2020
Учащаяся: Громыко Ксения II класс.
Тема урока: «Развитие певческих навыков, вокальное слово и дикция учащихся на начальном этапе обучения»
Цель урока:
Разработать и внедрить в учебный процесс комплекс упражнений для развития певческого аппарата; Развитие артикуляционного аппарата учащегося посредством отработки правильного произношения слова во время декламации текста и исполнения музыкального произведения.
Задачи урока: Обучающие:
обучение правильному певческому дыханию;
обучение правильному произношению согласных звуков;
учить передавать мелодию, чисто интонировать. Развивающие:
развивать дикционные способности и навыки;
развивать культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя. Воспитательные:
способствовать формированию культуры пения у учащегося, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры.
способствовать формированию интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей, раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения.
Тип урока: комбинированный (+сольфеджио).
Форма проведения урока: по количественному критерию – индивидуальная.
Метод обучения:
• метод показа; • информационно-рецептивный; • проблемный; • репродуктивный; • наблюдение; • накопление знаний; • самоконтроль; • контроль; • метод подражания; • стимулирование; методы эмоционального (дирижирование, подпевание, совместная игра) и психологического воздействия на учащегося (перед выступлением);
• создание ситуации успеха.
Психологические условия на уроке:
Утверждение радости на уроке.
Личностно-ориентированные общение - учет индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход.
Ребёнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнить её.
Оборудование и материалы:
Просторное светлое помещение;
Фортепиано;
Ноутбук;
Презентация по теме урока.
Этапы урока:
Организация начала урока.
Представление учителя и ученика.
Подготовка голосового аппарата к вокальным упражнения (дыхательная гимнастика, работа со скороговоркой).
Распевание ученика (вокальные упражнения).
Разбор нового произведения (Ф. Абт «Вокализ №10»).
Физкультминутка (творческое задание).
Закрепление пройденного материала (сл. Н. Соловьева, муз. Т. Терещенко «Лунные коты»).
Рефлексия.
Информация о домашнем задании.
Содержание урока:
Как мы знаем, в мире вокального искусства наработан очень большой теоретический и практический опыт в развитии певческого аппарата.
Но, к большому сожалению, эта проблема остается актуальной на начальных этапах и не только в развитии певческого аппарата. Давайте рассмотрим систему постановки голоса более развернуто.
В первую очередь, голос – это наша речь, и первой ступенью к качественному владению голосом является дикция. «У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, своё содержание, которые должен почувствовать говорящий», - говорил К. С. Станиславский. Что же такое дикция? Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста. В этот этап развития постановки голоса включены дикционные упражнения, которые помогут нам ускорить и облегчить наше произношение без потери качества речи. Упражнения: а) Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков: А – Э – И – О – У;
мА – мЭ – мИ – мО – мУ;
пА – пЭ – пИ – пО – пУ;
дрА – дрЭ – дрИ – дрО – дрУ;
грА- грЭ – грИ – грО – грУ.
Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка), потом упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения.
«Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью», - писал Карузо
б) Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и звук. Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижались, но нельзя забывать, что все в скороговорке главное не темп, а четкость и ясность произношения.
«Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
Либо
«Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак
Сунул руку Грека в реку Рак за руку Грека цап».
Обе скороговорки отрабатывают правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.
Полезно так же соединять произнесение скороговорок с вокальным интонированием:
Все эти упражнения очень помогают в выработке чёткой дикции и формированию длительного дыхания.
Наш голос – это ничто иное как воздух. Звук формируется на выдохе, и если мы научимся правильно владеть дыханием, то быстрее научимся правильно петь. Второй важной ступенью является выработка правильного певческого дыхания: опертой, с активной работой диафрагмы, с правильным вдохом и длинным выдохом. Тут также существует целый комплекс упражнений, которые научат нас правильно вдыхать, ощущать воздух, выдыхать и распределять дыхание.
На каждом своем уроке я использую следующий комплекс упражнений Александры Николаевны Стрельниковой, так как данная гимнастика считается уникальной, так как у неё нет аналогов во всём мире. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и включающими в активную работу все части тела.
а) Упражнение «Ладошки».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение, при повторении добавляем поворот головы, вправо, и влево.
б) Упражнение «Воздушный шарик». Исходное положение – стоя или сидя прямо. Вдыхаем и выдыхаем воздух. Живот – это воздушный шарик, который надувается на вдохе и сдувается на выдохе. (Ладонь лежит на животе, контролирует). После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение, при повторении добавляем три выдоха.
в) «За окошком ветер». Исходное положение – стоя или сидя прямо. Вдыхаем и выдыхаем со звуком «с-с-с», во время выдоха имитируем усиление и затихание ветра. После завершения серии из 3-х вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнения со звуком «п-п-п».
Третья ступень постановки голоса – это те самые традиционные вокальные упражнения/распевки. Они направлены на выработку правильных вокальных навыков, расширение нашего диапазона, выработку ровного голосоведения. В общем я это называю «технический вокальный арсенал», который научит нас качественно и красиво петь, избавит от недостатков звукоизвлечения и голосовых зажимов. Каждое упражнение подчинено определенной задаче и цели, которые помогают освоить и улучшить вокальный звук.
Эти упражнения, которые мы сейчас вам продемонстрируем я использую также на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков.
1.Упражнение-разогрев. Поём закрытым ртом, используя среднюю громкость звука. Темп может варьироваться.
2.Упражнение на проработку гласных на одной ноте. Распевание № 1.
3.Упражнение на разные слоги (меняем слоги), на проработку согласных.
4. Упражнение, которое формирует так же дикционные навыки (скороговорка)
5.Упражнение, которое помогает развить лёгкость и подвижность голоса.
Разбор «Вокализа № 10» (Приложение №1)
Вокализы, являются основой постановки голоса. Для закрепления умения и навыков правильного интонирования произведений на ранее усвоенных знаниях и умениях. Показать, что исполнение вокализов ведут к правильной постановке певческого голоса и развития у обучающих правильного вокального мышления. Развитие необходимых технических навыков.
а) Называем ноты;
б) Называем длительности;
в) Дирижируем и называем ноты;
г) Разбираем вокальную партию;
д) Соединяем с концертмейстером.
Творческое задание. На доске из нескольких рисунков сложить картинку о которой поется в песне «Лунные коты».
Повторение пройденного материала: сл. Н. Соловьева, муз. Т. Терещенко «Лунные коты».
Заключение:
Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием.
Следует отметить, что только те упражнения будут полезны ученикам, целесообразность которых понятна преподавателю. Я в своей работе основываюсь на опыте предыдущего поколения музыкантов-вокалистов, такие как: Яковлев, Емельянов, Стрельникова. Упражнений для развития певческих навыков, дикции учащихся на начальном этапе обучения множество, но для работы я отбираю только те, которые, по моему мнению, наиболее отвечают потребностям именно моих учеников.
Список используемой литературы:
Н. Добровольская «Распевание в школьном хоре».
С. Миловский «Распевание на уроках пения и в детском хоре».
Т. Амосова «Дыхательная гимнастика Стрельниковой».
К. Станиславский «Дикция».
Самоанализ урока
Индивидуальная форма работы. Характеристика учащегося.
Уровень способностей учащейся
Интеллектуальная сфера - сенсорно-перцептивные процессы, память, мышление, внимание, умственная самостоятельность, речевые свойства учащегося говорят о таланте, музыкальных способностях и, как следствие, одаренности учащегося.
Общее развитие
Развитие соответствуют психофизиологическим и возрастным критериям.
Особенности личности
Особенности познавательной деятельности (когнитивная сфера):