Просмотр содержимого документа
««Развитие музыкального слуха на гармонической основе»»
«Развитие музыкального слуха на гармонической основе»
В материале рассматривается природа музыкального слуха, единство его качеств (слух мелодический, гармонический, ладовый), обосновывается тесная связь в их совместном развитии; представлены методы развития гармонического слуха на уроках сольфеджио; приводятся примеры практических заданий.
Автор: Корякина Наталия Ивановна.
Преподаватель
музыкально – теоретических дисциплин
Высшей квалификационной категории.
Мелодия – царица музыки, но пространство, где она царит – это гармония. Все мелодии развитых музыкальных культур несут в себе гармонический смысл и вне его не существуют. Чувство гармонии в музыке можно сравнить с ощущением равновесия в пространстве. Стол на двух ножках обязательно упадет, на четырех – будет шататься, и только на трех он встанет абсолютно устойчиво. Три звука – это ладовая опора – ТРЕзвучие. Мажор и минор создают в музыке насТРОЕние. РассТРОЕнный инструмент не звучит. Гармония - не внешний по отношению к мелодии момент. Она рождается из мелодии, мелодическая линия как бы обрастает гармоническими оборотами, гармоническими красками.
Пониманию природы музыкального слуха вообще и гармонического слуха в частности способствует знание музыкальной акустики – науки, изучающей это явление. Наиболее важным я считаю представление о том, что двенадцатиступенный полутоновый звукоряд не является результатом некой «эволюции» музыкального искусства. Он существует в физической природе звука. Это так называемый «спектр звука» или «обертоновый ряд». «Музыкальные интервалы не есть продукт исторического развития и сложившихся в обществе музыкальных привычек. Напротив, это вполне объективное, физическое явление, подчиняющееся объективным физическим законам, которые и обусловливают законы музыкального языка и его развития в исторической перспективе. Каждый интервал инициирует в слуховом аппарате определенный звукоряд. Составляющие этого звукоряда обладают разной интенсивностью. Интервалы в скрытом виде несут информацию обо всех аккордах и ладах». (Проф. Гарбузов «Муз акустика»).
Учащийся, которому трудно исполнить мелодию, который при этом куда-то «сползает», «плывет», теряя ладовую опору, можно помочь исполнением гармонической поддержки, гармонического фона, не дублируя саму мелодию на инструменте. Это знают все учителя музыки. Но, если вдуматься, учитель этим действием лишь помогает ученику не терять «музыкального равновесия», ладовой опоры и насТРОЙки. В действительности, чтобы прочитать с листа любую, даже самую простую мелодию, нужно очень хорошо «держать» внутренним слухом опору лада – три устойчивых звука, ощущение музыкального равновесия. Неустойчивые звуки интонируются при этом как тяготения к устойчивым.
Главная задача уроков сольфеджио – развитие музыкального слуха. Слух - "способность человека воспринимать звуки". Слух музыкальный – «способность воспринимать смысл звукового последования в художественном произведении, улавливать связь между звуками, запоминать их, внутренне представлять их, сознательно воспроизводить». Таким образом, что мы привыкли назвать музыкальным слухом, на самом деле не слух, а способность головного мозга анализировать звуковой сигнал. Чем более развита эта способность, тем совершеннее музыкальный слух. «Смыслом» и «связью» звукового последования является логика гармонического движения. Развитие музыкального слуха должно осуществляться на основе ощущения равновесия в ладу и ощущения движения гармонических созвучий-красок.
Гармонический слух – это «проявление слуха к созвучиям: комплексам различной высоты в их одновременном сочетании. Сюда входят: умение отличать консонирующие и диссонирующие созвучия, слуховое восприятие ладовых функций аккордов и их тяготений». Гармонический слух – более высокая стадия развития мелодического слуха, это переход от «простого» ощущения к «сложному», переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно (по Б. Теплову). Человек, у которого не развит гармонический слух, воспринимая музыку, слышит мелодию, даже если звучит и гармонический фон. Человек с развитым гармоническим слухом, воспринимая мелодию «слышит» (предчувствует) и гармонию, даже если она не звучит. Исторически гармония рождалась из мелодических интонаций, а именно вариантности их исполнения одновременно поющими людьми, создающей двух-, трех-, четырехголосное звучание.
Соответственно этому определению, методическая аксиома работы над развитием гармонического слуха следующая: 1) развивайте мелодический слух, 2) развивайте гармонический слух в опоре на мелодический. Как это на практике? Гармония раскладывается по горизонтали (партии голосов в хоре) или по вертикали и интонируется как мелодия (пение гармонических последовательностей на уроках сольфеджио). Это упражнение способствует запоминанию гармонической окраски созвучия и узнавания его в дальнейшем на слух.
Развитие гармонического слуха начинается с формирования музыкально-слуховых впечатлений, своего рода базы для внутреннего слуха, который, как известно, всегда опирается на настоящие звуковые образцы, воспринятые когда-то внешним слухом. Понимая это, учитель подходит с особой ответственностью к преподнесению (интонированию, инструментальному исполнению) интонационных оборотов на уроке, заботясь об их качестве (чистоте, эмоциональности, активности). Именно эти образцы создадут интонационный фундамент внутреннего слуха, способного предвосхищать интонирование голосом. Если внутренний слух развивается на основе верных, точных слуховых впечатлений, то и интонация в дальнейшем, опираясь на эту основу, будет чистой.
В развитии гармонического слуха необходимо учитывать, что структура аккорда и интервала связывается в сознании с эмоциональным восприятием его звучания. Таким образом, мышление и эмоции в этом процессе неразрывны.
После получения некоторой базы слуховых впечатлений, ребенок уже способен интонировать. Накопление интонационного опыта начинается преимущественно в вокально-интонационных упражнениях. Как правило, в начале пения каждое упражнение следует проводить с гармонической поддержкой, чтобы дать почувствовать его гармонический смысл, затем постепенно переходить к пению а’cappella. При пении a’cappella не стоит торопить ученика, пусть он сначала «услышит» звучание аккорда или интервала внутреннем слухом, предчувствуя его, а затем уже исполнит голосом. Многоголосные упражнения нужно включать в работу как можно раньше, работая параллельно над развитием мелодического и гармонического слуха.
Развитие музыкального слуха тесно связано с музыкальной памятью. Прежде чем ученик начнет что-то строить и «слышать» внутренним слухом, он должен неоднократно это воспринять, воспроизвести, повторить, запомнить. Поэтому учитель должен способствовать развитию музыкальной памяти.
Сейчас многие методисты рекомендуют работать не столько над запоминанием строя и звучания гаммы или тонического трезвучия, сколько квинты, мотивируя это тем, что квинта – скелет лада, ножки его опоры. Но это - две ножки: стол упадет. Настоящее ощущение мелодического «равновесия» - это чувство ее гармонических смыслов, в основе которых – трезвучия.
Примеры практических заданий (от простых к сложным):
ритмическое многоголосье (это работа над чувством ритма, но она позволяет почувствовать, что в один и тот же «счет» могут одновременно «укладываться» разные ритмические рисунки; далее придет ощущение, что в одно и то же временное пространство могут укладываться разные мелодии),
пение тонического или доминантового остинато на фоне звучащего другого голоса,
пение простой мелодии с одновременным восприятием характеристического голоса. Пение дух/трех/четырех/пяти звуков на фоне красивой мелодии приучает учащегося вслушиваться в партию другого голоса и подстраивать свой.
Пение канонов с поддержкой/без поддержки учителя/инструмента
Многоголосное пение (сольфеджирование одного из 2-х, 3-х голосов с одновременным восприятием другого/остальных.
Пение гармонических последовательностей (по горизонтали и по вертикали)
В старших классах – подбор аккомпанемента к простым мелодиям, слуховой гармонический анализ.
Создание семантических образов. Можно подобрать музыкальные примеры, ярко создающие семантически образы, ассоциативные связи в восприятии интервалов (секунда-боль, терция – гармония, кварта – героизм (марши, гимны), квинта – пустота: (песня из учебника Фридкина «Огородник» помогает почувствовать, как огородник меряет шагами пустой сад, раздумывая что посадить, и т.д. Дети сами могут придумать ассоциацию, главное, чтобы она возникла. По мнению акустиков, педагогов и психологов, это способствует развитию гармонического слуха.
Мыслительные упражнения по образцу Г.Ф. Калининой (Рабочие тетради). Мышление помогает закрепить в музыкальной памяти представления внутреннего слуха.
Двухголосные диктанты.
Слуховой анализ интервальных, аккордовых последовательностей.
сольфеджирование аккордовых и интервальных последовательностей (по горизонтали, по вертикали)
сольфеджирование и игра на фортепиано гармонических последовательностей.
Наиболее эффективным средством для развития гармонического слуха на уроках сольфеджио является:
Подбор функционального баса к мелодиям (Т, S, Д)
Подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям, что может иметь место как специальный слухо-воспитательный прием в большинстве стадий обучения учащегося
Пение мелодии при одновременном восприятии другого голоса (двухголосно) или мелодию петь, басы – играть.
Работа над развитием мелодического и гармонического слуха должна идти параллельно, т.к. на самом деле мелодия и ее гармонический смысл неразрывны. В младших классах дети в подготовительных упражнениях учатся чувствовать уровневую текстуру музыкальной ткани, ее музыкально-ритмическую многослойность, также получают слуховые впечатления различных шаблонов гармонических смыслов (преимущественно главные ладовые функции: тоника, субдоминанта, доминанта, - в различных сочетаниях). В средних классах – учатся строить и интонировать аккорды и гармонические последовательности. В старших – узнают эти аккорды в примерах слухового анализа, пользуются ими для подбора аккомпанемента к простым мелодиям.
«Быть может, основная задача сольфеджио как учебного предмета, определяемая как воспитание музыкального слуха, будет успешно решаться, если исходить из физической сущности музыки как вида движения, равновесие которого обеспечивается целостностью гармонического основания» (Гусева А.).
Литература:
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.
Гусева А. Об интонационном прогнозе//Вопросы теории и практики экономической и социально-культурной деятельности в контексте современности. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции 22-3 ноября 2007 г. СПб., 2007. С. 193 – 210.
Скребков С. С., Николай Александрович Гарбузов (1880-1955), в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966, с. 115-120.
Рагс Ю. Н., Назайкинский Е. В., Музыкально-теоретические исследования и разработка теории слуха, в сб.: "Лаборатория музыкальной акустики" (к 100-летию МоЛГК им. П. И. Чайковского), М., 1966.