Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центрально и Южной Азии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Музыка Древнего Китая"»
Разработка
Урока музыки
Для 5 класса.
«Музыка Древного Китая»
Тема урока: Музыка Древнего Китая
Цель урока: Познакомится с музыкой Древнего Китая
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с музыкальной культурой Древнего Китая.
Развивающие: Развитие механизмов творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового слуха. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Воспитательные: Формирование устойчивого интереса к искусства вообще, к музыки в частности. Воспитание интереса к процессу творчества.
Стимулирующая: Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, развивать свои знания.
Самообразовательная: Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.
Тип урока: Введение в новую тему.
Виды деятельности:
- Беседа;
- Слушание музыки;
- Вокальная работа;
- Выполнение творческих заданий;
- Игра;
- Разминка;
- Пение.
Методы обучения:
- Обобщение;
- Наглядно-слуховой;
- Игровой метод;
- Метод забегания вперед и возвращение назад;
- Стимулирование творческой деятельности, через создание проблемной ситуации;
- Проблемно-поисковый метод был основным, и идет лейтмотивом через весь урок.
Оборудование:
-Компьютер;
- Фортепиано;
- Иллюстрации;
- Видео – Проектор;
- Нотный материал.
Ход урока:
I Организующий момент:
- Музыкальное приветствие.
II Разминка:
-дыхательные упражнения;
-упражнения на артикуляцию;
-упражнения на внимание и музыкальный слух;
-упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:
III Объяснение новой темы:
IVФизическая минутка
VВокально-хоровая работа:
- Распевка;
- Исполнение песен.
VI Рефлексия:
Проведение игры
VII Выводы: Обобщение пройденного материала
VIII Работа над домашним заданием.
Ход занятия:
I Организационный момент. Приветствие.
II Разминка:
а) нахмурится как: - король;
-ребенок, у которого отняли игрушку.
б) улыбнуться как: - мать младенцу;
-кот на солнце;
-вежливый японец.
в) испугаться: когда очень страшно.
г) Прослушайте несложную мелодию, а потом пропойте ее.
III Объяснение новой темы:
Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии. Первое упоминание о китайской музыке, встречаются в легендах, а позднее в документальных свидетельствах.
В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов – трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных и других жанров. Музыка была неотъемлемою частью их жизни и их придворных ритуалов.
(слайд 1)
Чтоб император всегда знал о настроениях народа, специально отобранные люди приносили ему песни, записываемые по всей стране. Затем эти записи вошли в знаменитую «Книгу песен» («Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.
- Я вам предлагаю просмотреть кадры из мультфильма «Китайская тарелка».
Подумайте:
Какую музыку они исполняют?
Какие инструменты для вас знакомы?
Где они могут встречаться?
Какой характер имеет эта музыка?
(видеоролик 1)
А теперь давайте прослушаем музыку Древнего Китая, и сравним с той что мы слушали на прошлом уроке музыкой из Древнего Египта.
Определить что общего, различного между двумя произведениями?
Определить характер музыки?
Какие знакомые инструменты вы услышали?
(аудиозапись)
Китайская музыка была в основном одноголосная, иногда можно было услышать вторые и третьи голоса, которые лишь помогли звучать первому голосу, но встречалось это достаточно редко.
(слайд 2)
Китайские музыкальные инструменты – разнообразны. Самой популярной считалась камышовая флейта( сяо ),среди струнных цитра( цинь ), и скрипка ( ерху ). Многочисленная группа ударных – барабаны, гонги, колокольчики и др.
- Сегодня, мы познакомимся с вами, с несколькими из них.
Шэн - древний музыкальный инструмент Китая, который издаёт звук благодаря вибрациям язычка. Использовался в качестве аккомпанемента для придворных певцов и танцоров. Позже он обрёл свой путь и среди простого народа. Его можно было услышать на храмовых ярмарках и публичных представлениях. Шэн состоит из трёх основных частей: язычка, дудок и того, что называется "доуцзы", и может выступать соло, в ансамбле или же аккомпанировать пению.
(слайд 3)
- А сейчас послушаем звук этого инструмента.
(видеоролик 2)
- Следующий инструмент с которым мы познакомимся это:
Глиняный сюнь - один из древнейших духовых музыкальных инструментов Китая. 8000 лет назад глиняный сюнь использовался в качестве оружия для охоты. 11в. - 256 г. до н.э. сюнь стал значимым духовым инструментом в составе китайского оркестра.
(слайд 4)
- А сейчас послушаем звук этого инструмента.
(видеоролик 3)
- Следующий инструмент с которым мы познакомимся это:
Пипа, в древности известная как "пипа с изогнутой шейкой", основной щипковый музыкальный инструмент. Универсальный инструмент для соло, ансамблей и аккомпанирования, пипа знаменита своей яркой выразительностью и способностью звучать страстно и героически мощно, и в то же время неуловимо тонко и изящно.
(слайд 5)
- А сейчас послушаем звук этого инструмента.
(видеоролик 4)
- Следующий инструмент с которым мы познакомимся это:
Чжэн- первоначально чжэн имел всего пять струн и был сделан из бамбука. число струн возросло до десяти, и вместо бамбука стали использовать дерево. чжэн превратился в 13-струнный инструмент. В наши дни по-прежнему можно насладиться благозвучным тоном 13-ти, 14-ти или 16-струнного чжэна, который до сих пор активно используется в Китае как в составе музыкальных ансамблей, так и соло.
(слайд 6)
- А сейчас послушаем звук этого инструмента.
(видеоролик 5)
- И последние инструменты с которыми мы познакомимся это Таоцзяо и Таогу (керамический барабан).
Таоцзяо (керамический рог)- самые древние музыкальные рога были результатом подражания природе - рогам животных. Напоминает рог домашнего быка. Сделанный вручную из глины, он издает звучные, но довольно хриплые, ухающие звуки.
(слайд 7)
Таогу (керамический барабан) - Барабан - один из древнейших музыкальных инструментов человечества, который был широко распространен не только в Китае, но и, возможно, среди многих доисторических народов мира. Мембрана барабана изготавливалась из сырой кожи, которая обтягивалась на обод барабана и привязывалась к расположенным по его периметру шишечкам. Когда шкура высыхала и натягивалась, барабан издавал при ударах глухие звуки. К двум кольцам на корпусе барабана привязывался ремень, с помощью которого барабан подвешивался на талию исполнителя
(слайд 8)
- Давайте посмотрим с вами видеоролик музыкального ансамбля.
1. Какие древние инструменты вы здесь узнали?
- Исходя из представлений, что все явления мира рождаются из взаимоперехода «пяти стихи», китайские музыканты создали особый лад , который называется Пентотоника. Состоит он из пяти звуков: до, ре, ми, соль, ля.
(иллюстрация)
В китайской музыке существовала система люй-люй – в переводе «лад». Основу которой составляли 12 звуков. Каждый имел магическое значение: нечетные звуки воплощали светлые, активные силы неба. Четные- темные, пассивные силы земли. Вместе они символизировали смену месяцев года и времени дня.
А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется Ритм.
Мы будем хлопать в ладоши. Сначала я покажу вам ритм, а вам надо будет его повторить за мной, и простучать в ладоши так же как и я.
- А теперь весь класс продолжает хлопать тот ритм который и хлопали, а 2 первые парты на 2м ряду, будут в это время отстукивать новый ритм, на этом фоне. И.т.д.
VII Выводы:
С какой музыкой мы сегодня познакомились?
Какие музыкальные инструменты узнали?
Как называется лад состоящий из пяти ступеней?
Какие ступени входят в этот лад?
VIII Работа над домашним заданием. Подготовить рассказ о любом древнем музыкальном инструменте. Вам нужно будет с помощью интернета, или же литературы выбрать любой музыкальный инструмент из древнего мира, и рассказать о нем.