работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения
Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения
Работа над произведением начинается с работы над звуком.
С вопроса: нравится ли вам звук? Тот, что вы извлекаете?
Это может быть любая нота, неважно какая. Главное, насколько приятно её звучание.
Собственно музыка – это и есть звук. Это основа. Нет звука, нет музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения»
Работа над произведением начинается с работы над звуком. С вопроса: нравится ли вам звук? Тот, что вы извлекаете? Это может быть любая нота, неважно какая. Главное, насколько приятно её звучание.
Собственно музыка – это и есть звук. Это основа. Нет звука, нет музыки.
Если вы извлекаете неприятный звук, то и музыки не может быть в данный момент. Поэтому каждое мгновение времени, музыкант работает над качеством звука. Здесь не может быть предела совершенства, как не может быть предела совершенства произведения по красоте мелодии.
Звук – цельное, законченное произведение. Им можно всё сказать. Он должен быть самодостаточным, максимально наполненный смыслом. Это произведение со своим вступлением, развитием, кульминацией и кодой. В нём есть драма, грусть, сарказм, ирония, веселье, задумчивость… Это совершенное музыкальное произведение. Законченное и осмысленное. Сыграйте звук музыкально. Наполните его музыкой. Вдохните жизнь, прочувствуйте его.
Всё это пустые слова, пока не сядешь и не возьмёшь гитару в руки. Берёшь звук. Нравится ли, как он звучит? Тембр устраивает? Насыщенность, глубина? Выразил ли ты душу, свои чувства этим звуком? Можно ли его записать, и сказать: "Судите по этому человеку, по его звуку! В нём заложена вся его сущность. Каков звук, такие и его чувства, таков и он сам. Давайте напишем о нём книгу. О его характере, поступках, помыслах, желаниях…"
Если вас устраивает такой звук, то можете продолжать играть…
Но если нет… Если вы чувствуете, что стоите больше того, что у вас возникает под случайными мышечными импульсами пальцев… То нужно постоянно работать над звуком. Сила – во владении звуком. Виртуозность музыканта характеризуется в свободе владения звуком. Не в скорости игры или технических сложностей, а в качестве звука, в умении им управлять.
В консерватории виолончелисты, скрипачи, часами в коридорах играют один звук. Они учатся им управлять. Профессиональный пианист, может извлечь более 1000 различных вариантов, одного и того же звука. А ведь там человеческий фактор практически сведён на нет. По струнам ударяет молоточек. Чего ж тогда говорить, о тех инструментах, где пальцы непосредственно касаются струн?
Поэтому первый и самый важный этап в работе (а вернее, даже перед работой), над каким-либо произведением, является работа над звуком. Это постоянное занятие. Предела совершенство нет. И став великим музыкантов, лет эдак через 20, вы всё-равно будете ежедневно искать звук и оттачивать умение управлять им.
Это было вступление.
Теперь собственно, как работать над произведением?
Работа над произведением начинается лишь тогда, когда текст разобран и вы можете более менее сыграть его от начало до конца. Когда вы считаете, что данное исполнение достойно и его не стыдно записать и показать людям, педагогу. Вот только тогда, вы собственно и дошли до того момента, когда можно начинать работать над произведением.
Вы можете не знать его наизусть, но бегло читать по нотам обязаны.
С чего же начинается работа? С первого звука. Дальше мы не идём. Бездумное проигрывание от начало до конца, пользы вам не принесёт, а скорее причинит вред.
Что нужно держать в голове? От чего отталкиваться? От звука. 90% внимание направлено на красоту звука. Нравится он вам или нет? Ведь это и есть музыка. Остальные 10% на нотный текст.
Далее. Играем одну лишь мелодию. Басы, гармонические заполнения, нас будут лишь отвлекать и всячески отвлекать наше внимание от звука. А нам это, ох как не нужно.
Сконцентрировались над одной лишь мелодией. Берём первый звук. И сразу вопрос: нравится ли он вам? Если нет, то зачем играть дальше? Ищем звук. Пробуем сыграть его по разному, разными пальцами, до тех пор, пока он нам не понравится. Если какой-то палец извлекает красивый звук, а другие нет. То берём по-очерёдно этими пальцами и сравниваем ощущение. Добиваемся идентичности в звучании. У нас есть образец к которому нужно стремиться, а это очень помогает в поиске.
Допустим наступил тот, момент, когда мы нашли звук. И он победно прозвучал.) Идём дальше. Играем первый звук и следующий. Здесь появляется уже два момента.
1. Нравится ли нам звук второй ноты? Если нет, то работаем над ним так же как и над первым. 2. Нравится ли нам как мы соединили первый звук со вторым?
На втором пункте мы пока и остановимся. Как должны звучать два звука? Плавно, напевно, слитно… Представим первый звук капелькой дождя. Капелька совершенна и самодостаточна по форме. К ней падает вторая капля, тоже совершенная и самодостаточная… При соприкосновении друг с другом, они сливаются в единое целое. Такое же совершенное и самодостаточное. Теперь их не разъединишь. Не скажешь, вот одна капля, а вот другая. Нет. Это единая капля, только чуть по-больше.
Так же незаметно должны соединяться звуки вашего произведения. Постепенно сливаться во что-то целое, единое по своему духу и настроению. Так что работаем над соединением двух звуков, до тех пор, пока они не сольются в одну смысловую единицу.
Далее. Уже с появлением третьего звука, образуется мотив. Обычно он имеет интонацию, схожую с человеческой речью. Каждое слово можно произнести по разному. Но ударение в словах не меняется. Первые доли в такте, являются ударными гласными в слове. Есть ещё относительно сильные доли в тактах: это третья в 4-х дольном размере и четвёртая в шести.
Помимо качества третьего звука, работы над соединением его со вторым звуком, здесь уже нужно обращать внимание на интонацию всех трёх звуков. И работы здесь очень много. Ни один звук не должен выпрыгивать, выпадать из общего звучания.
Мотивы складываются во фразы. И над каждой фразой нужно поработать. Найти кульминацию. Привести туда, слушателя, и отпустить. Каждый последующий мотив, является развитием, продолжением фразы. Их нужно логично соединить в единое целое. Капельки продолжаются сливаться. Общая смысловая форма ростёт.
Фразы соединяются в предложения. И в предложении тоже есть начало, развитие, кульминация, кода. А предложения объединяются в периоды. Периоды в произведение или часть его.
Во всём произведении есть своя кульминация и окончание. Теперь это уже одна огромная капля, в которой гармонично слиты все её маленькие составляющие.
Это огромная тема. И очень ёмкая. Будем считать, что начало в раскрытии её положено…