kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над произведением начинается с работы над звуком.
С вопроса: нравится ли вам звук? Тот, что вы извлекаете?  
Это может быть любая нота, неважно какая. Главное, насколько приятно её звучание. 
Собственно музыка – это и есть звук. Это основа. Нет звука, нет музыки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения»

Работа над произведением начинается с работы над звуком.
С вопроса: нравится ли вам звук? Тот, что вы извлекаете?  
Это может быть любая нота, неважно какая. Главное, насколько приятно её звучание. 

Собственно музыка – это и есть звук. Это основа. Нет звука, нет музыки. 

Если вы извлекаете неприятный звук, то и музыки не может быть в данный момент.
Поэтому каждое мгновение времени, музыкант работает над качеством звука. Здесь не может быть предела совершенства, как не может быть предела совершенства произведения по красоте мелодии.

Звук – цельное, законченное произведение. Им можно всё сказать. Он должен быть самодостаточным, максимально наполненный смыслом. 
Это произведение со своим вступлением, развитием, кульминацией и кодой. В нём есть драма, грусть, сарказм, ирония, веселье, задумчивость…
Это совершенное музыкальное произведение. Законченное и осмысленное. Сыграйте звук музыкально.  
Наполните его музыкой. Вдохните жизнь, прочувствуйте его. 

Всё это пустые слова, пока не сядешь и не возьмёшь гитару в руки.
Берёшь звук. Нравится ли, как он звучит? Тембр устраивает? Насыщенность, глубина? 
Выразил ли ты душу, свои чувства этим звуком? Можно ли его записать, и сказать: 
"Судите по этому человеку, по его звуку! В нём заложена вся его сущность. Каков звук, такие и его чувства, таков и он сам. 
Давайте напишем о нём книгу. О его характере, поступках, помыслах, желаниях…"

Если вас устраивает такой звук, то можете продолжать играть…

Но если нет… Если вы чувствуете, что стоите больше того, что у вас возникает под случайными мышечными импульсами пальцев…
То нужно постоянно работать над звуком. Сила – во владении звуком.
Виртуозность музыканта характеризуется в свободе владения звуком. Не в скорости игры или технических сложностей, а в качестве звука, в умении им управлять.

В консерватории виолончелисты, скрипачи, часами в коридорах играют один звук. Они учатся им управлять. 
Профессиональный пианист, может извлечь более 1000 различных вариантов, одного и того же звука. 
А ведь там человеческий фактор практически сведён на нет. По струнам ударяет молоточек. 
Чего ж тогда говорить, о тех инструментах, где пальцы непосредственно касаются струн?

Поэтому первый и самый важный этап в работе (а вернее, даже перед работой), над каким-либо произведением, является работа над звуком.
Это постоянное занятие. Предела совершенство нет. 
И став великим музыкантов, лет эдак через 20, вы всё-равно будете ежедневно искать звук и оттачивать умение управлять им. 

Это было вступление.  

Теперь собственно, как работать над произведением?

Работа над произведением начинается лишь тогда, когда текст разобран и вы можете более менее сыграть его от начало до конца. 
Когда вы считаете, что данное исполнение достойно и его не стыдно записать и показать людям, педагогу. 
Вот только тогда, вы собственно и дошли до того момента, когда можно начинать работать над произведением.

Вы можете не знать его наизусть, но бегло читать по нотам обязаны.

С чего же начинается работа? 
С первого звука. Дальше мы не идём. Бездумное проигрывание от начало до конца, пользы вам не принесёт, а скорее причинит вред.

Что нужно держать в голове? От чего отталкиваться? От звука.
90% внимание направлено на красоту звука. Нравится он вам или нет? Ведь это и есть музыка.
Остальные 10% на нотный текст. 

Далее. Играем одну лишь мелодию. 
Басы, гармонические заполнения, нас будут лишь отвлекать и всячески отвлекать наше внимание от звука. А нам это, ох как не нужно.

Сконцентрировались над одной лишь мелодией. 
Берём первый звук. И сразу вопрос: нравится ли он вам?  
Если нет, то зачем играть дальше? Ищем звук.
Пробуем сыграть его по разному, разными пальцами, до тех пор, пока он нам не понравится. 
Если какой-то палец извлекает красивый звук, а другие нет. То берём по-очерёдно этими пальцами и сравниваем ощущение.
Добиваемся идентичности в звучании. У нас есть образец к которому нужно стремиться, а это очень помогает в поиске.

Допустим наступил тот, момент, когда мы нашли звук. И он победно прозвучал.) 
Идём дальше. Играем первый звук и следующий. Здесь появляется уже два момента. 

1.   Нравится ли нам звук второй ноты? Если нет, то работаем над ним так же как и над первым.
2.   Нравится ли нам как мы соединили первый звук со вторым?

На втором пункте мы пока и остановимся. Как должны звучать два звука? Плавно, напевно, слитно…
Представим первый звук капелькой дождя. Капелька совершенна и самодостаточна по форме. 
К ней падает вторая капля, тоже совершенная и самодостаточная…
При соприкосновении друг с другом, они сливаются в единое целое. Такое же совершенное и самодостаточное. 
Теперь их не разъединишь. Не скажешь, вот одна капля, а вот другая. Нет. Это единая капля, только чуть по-больше.
 
Так же незаметно должны соединяться звуки вашего произведения. Постепенно сливаться во что-то целое, единое по своему духу и настроению.
Так что работаем над соединением двух звуков, до тех пор, пока они не сольются в одну смысловую единицу.

Далее. Уже с появлением третьего звука, образуется мотив. Обычно он имеет интонацию, схожую с человеческой речью.
Каждое слово можно произнести по разному. Но ударение в словах не меняется. 
Первые доли в такте, являются ударными гласными в слове.
Есть ещё относительно сильные доли в тактах: это третья в 4-х дольном размере и четвёртая в шести.

Помимо качества третьего звука, работы над соединением его со вторым звуком, здесь уже нужно обращать внимание на интонацию всех трёх звуков.
И работы здесь очень много. Ни один звук не должен выпрыгивать, выпадать из общего звучания.

Мотивы складываются во фразы. И над каждой фразой нужно поработать. Найти кульминацию. Привести туда, слушателя, и отпустить. 
Каждый последующий мотив, является развитием, продолжением фразы. Их нужно логично соединить в единое целое. 
Капельки продолжаются сливаться. Общая смысловая форма ростёт.

Фразы соединяются в предложения. И в предложении тоже есть начало, развитие, кульминация, кода. 
А предложения объединяются в периоды. Периоды в произведение или часть его.

Во всём произведении есть своя кульминация и окончание. 
Теперь это уже одна огромная капля, в которой гармонично слиты все её маленькие составляющие.

Это огромная тема. И очень ёмкая. Будем считать, что начало в раскрытии её положено…  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения

Автор: Шурупов Андрей Александрович

Дата: 04.05.2016

Номер свидетельства: 324295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "особенности первого этапа работы над музыкальным произведением "
    ["seo_title"] => string(68) "osobiennosti-piervogho-etapa-raboty-nad-muzykal-nym-proizviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "227907"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441010311"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Работа над музыкальным произведением на начальном этапе,некоторые прблемы обучения на баяне" "
    ["seo_title"] => string(104) "rabota-nad-muzykal-nym-proizviedieniiem-na-nachal-nom-etapie-niekotoryie-prbliemy-obuchieniia-na-baianie"
    ["file_id"] => string(6) "115057"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411812429"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Приёмы правильного разбора музыкального произведения на начальном этапе обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "priiomypravilnoghorazboramuzykalnoghoproizviedieniiananachalnometapieobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "273389"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452196380"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения""
    ["seo_title"] => string(72) "osvoenie_sredstv_muzykalnoi_vyrazitelnosti_na_nachalnom_etape_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "551833"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590707345"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства