Просмотр содержимого документа
««Работа над регистрами голоса»»
Конспект занятия
Тема занятия: «Работа над регистрами голоса».
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия:учебно-практическое.
Цель и задачи занятия.
Цель: Углубление знаний учащихся по основам вокального искусства.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с регистрами певческого голоса;
2.Воспитывать учащихся интерес и любовь к вокальному творчеству;
3. Развивать творческий потенциал, музыкальное восприятие, голосовые данные детей, мелодический и гармонический слух
Методы обучения:
· словесные:беседа, объяснение, обсуждение;
· наглядные:применение ИКТ, показ, исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение;
· практические: вокально-тренировочные упражнения, восприятие музыки, работа над исполнительским образом произведения, игровой;
· объяснительно-иллюстративный: восприятие и усвоение учащимися готовой информации;
· репродуктивный: воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога;
· методы вокального обучения:концентрический, фонетический, показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Ход занятия
I.Вводная часть
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии. У нас за окном зима, и чтобы в нашем кабинете стало намного теплее, светлее и уютнее. Я предлагаю улыбнуться, поприветствовать друг друга и начать наше занятие. Давайте все вместе скажем «Доброе утро, друзья!»
Дети вместе с улыбкой приветствуют друг друга.
Педагог: Я вижу, что вы все улыбаетесь, а это значит, что настроение у всех хорошее, поэтому предлагаю начать наше занятие.
II. Основная часть
Педагог:Уже на протяжении долгого времени, вы ходите на занятия по вокалу. Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на занятиях?
Дети:мы знакомимся с вокальными понятиями и терминами, с особенностями певческого дыхания, с правилами дыхания во время пения, с правильным произношением гласных и согласных звуков, как правильно выражать свои эмоции при пении, как правильно передавать характер песни, с вокальными упражнениями для развития голоса, с правилами поведения во время пения, правилами поведения на сцене, с правилами гигиены иохраныпевческого голоса, с устройством и работой голосового аппарата, с особенностями работы с микрофоном.
Педагог:Совершенно верно.
Перед вами кроссворд. Разгадав его, мы вспомним о терминах и понятиях, а также узнаем тему нашего занятия.
Педагог:Первый вопрос: «Как назвать одним словом активную работу рта, нижней челюсти, губ, языка, щёк в речи и в пении?»
Дети:Артикуляция.
Педагог:Правильно!
Педагог:Вопрос второй: «Как называется вокальное упражнение на разогревание голоса?»
Дети:Распевка.
Педагог: Да, мы с вами знаем, что распевка - это святое! Это подготовка голосового аппарата к работе перед пением.
Педагог:Третий вопрос: «Как одним словом назвать совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок?». Это еще называют способностью человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче, а также музыкальным инструментом человека.
Дети:Голос.
Педагог:Совершенно верно – это голос, бесценный дар, которым человека наделила матушка - природа.
Педагог:Четвертый вопрос: «Что является основой пения, источником энергии для возникновения звука?»
Дети:Дыхание.
Педагог: Да, дыхание – это основа пения.
Пятый вопрос: «Как называется пение на два голоса, в два голоса?»
Дети:Двухголосие.
Педагог: Правильно!
Педагог: Шестой вопрос: «Как называется напевная, плавная мелодия?»
Дети:Кантилена.
Педагог:Да. Кантилена - от итальянского - канта - пение. Работая над кантиленой, мы, прежде всего, работаем над мелодией, над звуком. С самых первых занятий мы работали над кантиленой в пении.
Педагог:И последний вопрос: «Что в вокале называют окраской звука?»
Дети:Тембр.
Педагог:Наиболее ценное индивидуальное свойство голоса называется тембром. У каждого человека своя тембровая окраска голоса, что делает голос индивидуальным, неповторимым и уникальным.
Педагог: Вот мы и разгадали кроссворд. Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у нас получилось.
Дети: Регистр.
Педагог: Да. Сегодня мы будем знакомиться с регистрами певческого голоса.
Педагог: Что же это такое?
Педагог:Посмотрите на экран, там дано несколько определений этому понятию.
· Регистр - это ряд звуков голоса, воспроизводимых одним и тем же способом и однородных по тембру.
· Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру.
· Регистр певческого голоса - это последовательный ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания. Регистр голоса - участок диапазона певческого голоса, характеризующийся единым тембром в связи с одним и тем же механизмом голосообразования (по словарю медицинских терминов).
Педагог: Какое определение вам понятнее?
Дети отвечают.
Педагог: Запомните это определение
Педагог: Любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2-х основных и 2-х неосновных регистрах.
Педагог:Два основных регистра: грудной и головной.
Педагог:Грудной регистр - нижний регистр.
При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).
Педагог: Попробуйте сделать упражнение: закрытым звуком «промычите» на нижних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?
Дети: В области груди.
Педагог:Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют.
Послушайте музыкальный фрагмент из песни «При лужке» в исполнении дуэта певицы Пелагеи и Михаила Горшенёва. Пелагея при пении использует грудной голосовой регистр.
Педагог: Головной или фальцетный - верхний регистр. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Название же этого регистра «фальцет» (что в переводе означает "ложный голос") подчёркивает редкость его применения.
Попробуйте сделать тоже самое упражнение, только на верхних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?
Дети выполняют упражнение.
Дети: В области головы (лица, носа).
.
Послушайте музыкальный фрагмент из песни «Замок из дождя» в исполнении певца Владимира Преснякова. Он при пении использует фальцетный или головным регистром.
«Замок из дождя» сл. К. Кавалерян, муз. В. Пресняков, в исполнении Владимира Преснякова - младшего
Педагог:Чтобы головной регистр хорошо, красиво звучал нужно добавить «опору», то есть петь на дыхании, на опоре, и заставить работать голосовые связки.
Педагог:Мы познакомились с двумя основными регистрами певческого голоса.
Педагог:Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, которые нам помогут развивать, выравнивать наши голосовые регистры, и соответственно развивать голос. Для этого мы должны воспитывать в себе усидчивость, трудолюбие и наблюдательность, развивая свою память, воображение и внимание.
Педагог:Я предлагаю вам первое упражнение, которое развивает внимательность, наблюдательность и память.
Игра «Что изменилось»
Одинребенокосматривает класс и запоминает окружение, затем выходит за дверь. Дети договариваются, что они изменят в классе. Заходит ребенок в класс и говорит, что изменилось в его отсутствии.
Педагог: Молодцы! А сейчас мы приступаем к вокальным упражнениям.
Я прошу вас встать в одну линеечку передо мной и принять певческую позицию.
Дети встают для распевки.
Педагог: Сначала мы выполним дыхательную разминку.
Сделали вдох через нос, и медленный выдох через рот. Повторили 5 раз.
Сделали вдох через нос, и выдох через рот со звуком «ш». Повторили 5 раз.
3. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «б-п». Повторили 5 раз.
4. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «т-д». Повторили 5 раз.
Педагог:Теперь работаем над дикцией и артикуляцией. Проговариваем скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа». Начинаем медленно, постепенно убыстряя темп.
Педагог: Вот мы и подошли к упражнениям по развитию регистров и голоса.
1. Закрытым звуком («мычим») делаем вверх, вниз. Повторили 3 раза
2. «До –ре –до-ре -до» вверх и вниз по трем звукам.
3. «Да-а-а…да» - вверх и вниз.
4. С названием нот по пяти звукам поступенно. Вверх на легато, вниз на стаккато.
Педагог: Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все упражнения. Голосовой аппарат готов к работе, и мы приступаем к исполнению песни «Родина моя». При исполнении не забывайте об «опоре» звука, особенно при исполнении высоких нот. Так же помните, что мы - ансамбль, и звучание песни должно быть ровным, поэтому слушайте себя и друг друга.
Проговаривание текста
Пение под минусовую фонограмму.
Педагог:Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Садитесь на свои места.
lll. Заключительная часть
Педагог: Посмотрите, у меня в руках солнышко. Что ему нужно, чтобы оно засветило ярче?
Дети:Лучи.
Педагог:Совершенно верно! Я предлагаю вам подарить нашему солнышку лучики, но, чтобы получить эти лучики, вам нужно вспомнить, чем мы сегодня занимались, что узнали нового, интересного и полезного. За правильный ответ вы получаете один луч.
Дети дают ответы. За каждый ответ получают лучик, таким образом, видно, как ребенок усвоил материал.
Педагог:Посмотрите, ребята, какое у нас получилось красивое солнышко. Оно будет украшать наш кабинет и каждый раз напоминать о сегодняшнем прекрасном дне.