Данные рекомендации представляют собой обобщение личного опыта работы, а также ссылки на опыт работы ведущих педагогов – методистов Е.Давыдовой, С. Мальцева, Л. Синяевой.
Диктант является самой сложной для педагога и самой трудно понимаемой учащимися формой работы на уроке сольфеджио. Поэтому возвращение к вопросам методики написания диктанта, поискам доступных форм понимания этого процесса представляется необходимым и актуальным.
В представленных рекомендациях предпринята попытка проследить все этапы работы над диктантом в младших классах, так как именно на начальном этапе обучения формируются основные и правильные навыки записи мелодии, необходимые в дальнейшем обучении.
Работа может быть использована молодыми преподавателями как дополнительное пособие по методике преподавания сольфеджио в ДШИ.
сОДЕРЖАНИЕ
Музыкальный диктант и его задачи в курсе сольфеджио 4
Подготовительные упражнения в 1-м классе 5
Формы диктантов 9
Подбор музыкального материала для диктантов 11
Порядок записи диктанта 12
Проверка диктанта 13
Заключение 14
Сольфеджио – самая черновая и одновременно самая великая из всех дисциплин музыканта.
Она посвящена святому святых музыкальной профессии, её главному инструменту – музыкальному слуху.
И.И.Земцовский.
Музыкальный диктант и его задачи в курсе сольфеджио
Задачей курса сольфеджио является всестороннее развитие музыкального слуха учащихся. Важнейшей частью воспитания профессионального слуха является музыкальный диктант Диктант-это запись музыки по слуху. Одна из самых сложных форм работы на уроках сольфеджио. В написании диктанта проявляются почти все навыки учащихся: музыкальная память, ладовый и интервальный слух, чувство ритма, внутренний слух, музыкальная грамотность.
Музыкальный диктант является наиболее оптимальной формой анализа слышимого. Это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.
Работая над диктантом, педагог ставит перед собой следующие задачи:
а) научить ученика графически фиксировать музыку, которую он слышит, т. е.
перевести общие представления в конкретные (слышу – представляю – понимаю – делаю);
б) развивать память и внутренний слух;
в) использовать диктант, как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных в курсе сольфеджио.
В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: мышление, обеспечивающее осознание слышимого; память, дающая возможность уточнять услышанное; внутренний слух - способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы.
По мнению учащихся, диктант является самой нелюбимой и сложной формой работы на уроках сольфеджио. Задача педагога сделать эту работу увлекательной, интересной и доступной для детей.
Не секрет, что подавляющая часть трудностей при написании диктанта, имеет не слуховую, а психологическую природу. Поэтому большая роль отводится подготовительным упражнениям в начальных классах (подготовительном и первом).
Подготовительные упражнения в 1-м классе
Как и в обучении письму, прежде чем записать музыкальную мысль, ученик должен пройти ряд подготовительных упражнений. Часто от ученика требуют сразу, после коротких объяснений, записать диктант, что обычно бывает очень трудно. Если бы в процессе предварительной работы ученик некоторый период времени списывал ноты, делал бы различные письменные упражнения на транспонирование, на ритмическую группировку нот, самый принцип фиксации в нотной записи зрительных и слуховых впечатлений был бы для него уже знакомым и облегчил бы процесс записи.
Учитывая, что в первом классе дети пишут плохо и медленно, подготовительные упражнения могут выполняться ими с помощью наглядных пособий (выкладывание нот на нотоносце).
После того, как учащиеся ознакомились с расположением нотных знаков на нотоносце и научились писать овал нот на и между линейками, следует систематически давать письменные задания. Вначале это будет переписывание того, что было записано в классе. Постепенно материал письменных заданий усложняется: даются задания переписать пример с напечатанного текста. При всём возможном разнообразии в заданиях по переписыванию, следует строго придерживаться одного: то, что списывается, должно быть знакомо на слух, должно звучать в процессе письма. Это чрезвычайно важное методическое положение обеспечит главную задачу списывания – способствовать созданию связи слышимого с видимым.
Необходимо с самого начала воспитать у учащихся навык напевать или внутренне слышать то, что они пишут, а не просто «рисовать» нотные знаки. Следует с самого начала при переписывании поставить перед учащимися задачу – слышать то, что они пишут.
Одним из первых и эффективных упражнений является запись звукоряда разными длительностями с делением на такты в размере 2/4 . Предварительно звукоряд пропевается с дирижированием сначала четвертными, затем половинными и восьмыми, после чего записывается. Такое упражнение вырабатывает понимание того, сколько и каких длительностей может быть в такте.
На уроке сольфеджио подбор на фортепиано также используется широко и является полезным подготовительным упражнением к диктанту. В процессе подбора мелодии учащийся приучается к «слуховой наблюдательности», к точности слуховых представлений и, находя нужный звук на клавиатуре, связывает его с соответствующим названием ноты. В дальнейшем подобранные мелодии следует записывать в нотную тетрадь, оформив ритмически.
При изучении различных тональностей, подбирая мелодии от разных звуков и, записывая их, учащийся осваивает транспозицию не только теоретически, но, что особенно важно, на слуховой основе как воспроизведение одной мелодии на разной высоте.
Прежде чем приступить к записи мелодий, полезно поработать над метроритмическим диктантом. Ученикам предлагаются тексты поговорок, прибауток, стихотворений, пословиц, на примере которых они учатся ощущать сильную долю, по слогам определять границы такта, а также осознавать длительности. Рекомендуется начинать с четверти и восьмых. Педагог читает текст, выделяя акцентированные слоги соответственно музыкальному звучанию стиха: Сол - ныш - ко, солн - це све - тит нам в о - кон – це. В прослушанном тексте ребята расставляют акценты, определяя сильную долю. Затем педагог объясняет, что перед акцентами расставляются тактовые чёрточки. Длительности вначале обозначаются схематично: четверти – «палочками», восьмые – «воротиками». Приведённый текст записывается в виде следующей схемы:
Тексты для такой формы диктанта каждый педагог подбирает самостоятельно. Важно, чтобы метрические и слоговые ударения совпадали, иначе правильная речевая акцентировка будет нарушаться. Интересно отметить, что в речевом ритме народных считалок, прибауток, да и во многих стихах профессиональных поэтов заложены совершенно определённые музыкальные ритмы, например: Ан-дрей – во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей
Зай-чик, ты зай-чик , ко-ро-тень-ки нож-ки
Очень удобны подготовительные упражнения, в которых внимание учащихся сосредоточивается не на всей мелодии, а лишь на одной части её, или на осознании одной какой-нибудь её закономерности.
Например, устный диктант. Педагог называет первые ноты выученной ранее песни и предлагает детям подумать, какие ноты будут дальше образовывать мелодию. Предложенные детьми ноты должны быть тут же исполнены голосом.
В итоге класс сольфеджирует песню с дирижированием, не записывая её. В дальнейшем, после сольфеджирования ноты записываются в тетрадь и общими усилиями оформляются ритмически.
Полезно использовать, также, диктанты - загадки: учащиеся по написанным на доске нотам угадывают (внутренним слухом) мелодию и оформляют её ритмически.
Или, наоборот, по ритмическому рисунку узнают знакомые песни.
Возможны, также, диктанты с «ошибками», во время которого педагог после устного пропевания мелодии, записывает её на доске, умышленно сделав ошибку. Задача детей – внутренним слухом спеть мелодию и найти ошибку. Или, педагог выписывает мелодию с пропущенными нотами - дети должны сами определить недостающие звуки.
Укр. нар. Песня «Прибаутка»
?
«Как под горкой»
?
?
Наконец, полезно записывать по памяти в тетрадь выученные наизусть упражнения из учебника сольфеджио.
Подготовкой к диктанту можно считать и качественное сольфеджирование, которое включает:
анализ нотного текста;
пение на legato , связно;
пение на F и P;
вслух и про себя;
показ мелодии по столбице и её узнавание;
корректирование учащимися чужого исполнения.
Все указанные приёмы работы являются подготовительными к диктанту, так как ни в одном из них учащийся не записывает самостоятельно всех элементов мелодии. Все последующие формы диктантов уже основаны на самостоятельной работе учащихся и усвоенных ими методах записи.
Формы диктантов
Первоначально рекомендуется давать диктанты с текстом. Это обусловлено возрастными особенностями детей: в младшем возрасте мелодии с текстом лучше запоминаются. Кроме того, текст способствует естественному переходу от метроритмического диктанта к мелодическому. Вслушиваясь в слова, ученики легче осознают размер и ритмический рисунок мелодии.
«Кукушечка»
Ку - ку - ку, ку - ку - ку, я си - де - ла на су - ку
«Считалка»
Ко – сой, ко – сой, не хо - дибо - сой, а хо – ди о - бу – тый, ла- поч-ки за - ку - тай
Очень полезен при переходе от подготовительных упражнений к самостоятельной записи показательный диктант. Его используют также при освоении новых трудностей или разновидностей диктантов. Показательный диктант проводится в классе учителем и задача его – показать процесс записи, во время которого учитель всё время поясняет ход своих мыслей и приёмы слухового осознания элементов мелодии. Полезно иногда проводить такой диктант не педагогу, а одному, или нескольким ученикам. Это поможет выяснить правильность процесса и приёмов записи.
В первом классе очень важно при записи диктанта научить детей внимательно слушать мелодию. Поэтому в первые годы обучения большое значение имеет предварительный анализ, который способствует воспитанию необходимых навыков. Во время анализа выясняется структура мелодии: количество фраз, наличие или отсутствие сходства между ними. Определяется характер движения мелодии: вверх или вниз, по устойчивым звукам, по вводным звукам, опевание и т. д. Анализ диктанта проводится всей группой. Только после того как все ребята ясно осознают мелодию, можно приступить к её записи.
Наиболее полезен диктант по частям. Нотоносец делится на определённое количество тактов и затем учащиеся вписывают в них отдельные части примера. При этом педагогу нужно вначале указать, в каком порядке записывать фрагменты: вначале каденции, затем начало первого и второго предложений и т.д.
В дальнейшем, овладев этим приёмом, учащиеся должны сами записывать те моменты , которые они лучше запомнили, а потом дополнять недостающее. Эта форма диктанта должна применяться на любом этапе обучения, до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью самостоятельно.
Несмотря на то, что вся работа над диктантом основана на музыкальной памяти и внутреннем слухе и в любой форме способствуют их дальнейшему развитию, всё же в процессе занятий следует применять и специальные формы диктантов. В них главной задачей учащихся будет запоминание, удержание в памяти исполняемого примера, а сама запись – второстепенная задача .Такой диктант играется 3-4 раза и при записи больше не повторяется. Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии. Сначала очень короткие (2-4 такта), с небольшим количеством звуков, затем более сложные.
Б. Барток. Пьеса
Хорошим приёмом для развития внутреннего слуха является запись знакомой музыки по памяти. Записывать можно как мелодии, воспринятые в быту, по радио, в кино, так и мелодии тех произведений, которые были пройдены учащимися в классах по специальности. И, конечно, это очень удобная форма для самостоятельной домашней работы, для тренировки записи. Значительно облегчается задача, когда записывается хорошо знакомая мелодия. Поэтому в работе над усвоением навыков записи диктанта рекомендуется шире использовать выученные ранее мелодии.
Подбор музыкального материала для диктантов
В настоящее время материалом для записи чаще используют примеры из подлинной музыкальной литературы. Чем более ярки и художественно убедительны будут эти примеры, тем легче они помогут достичь цели музыкального диктанта. Педагог, отбирая материал, должен заботиться о том, чтобы отрывок был осмысленным и ясным по форме. Нельзя допускать искажения примера с целью его облегчения. Перед исполнением отрывка нужно сообщить автора произведения. Это будет способствовать развитию чувства стиля.
Для детей 1-2 классов проще всего для усвоения песня. Песня связана со словом, которое помогает почувствовать и понять логику музыкального развития.
Ю. Слонов. «Веселые матрешки»
Мы ве - се - лы - е ма - тре – шки, ла - душ – ки, ла - душ – ки.
На но - гах у нас са - пож - ки, ла - душ – ки, ла - душ – ки.
«Колечко» (греческая)
Где ты? Где ты? Где ты, ко - леч - ко? Я те - бя най - ти не мо - гу
В отличие от сольфеджирования в работе над диктантом больше активности проявляет педагог. Поэтому иногда для исполнения диктанта используют не только фортепиано, но и пение. Петь, вернее, напевать может сам педагог или кто-нибудь из учащихся обладающий чистой интонацией.
Порядок записи диктанта
Приступая к работе над диктантом, необходимо активизировать внимание учащихся, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Первое исполнение диктанта должно быть красивым, выразительным, в настоящем темпе. Для того, чтобы музыка стала интонационно близкой, полезно с самого начала проиграть пример не один раз, а два-три раза подряд. На первых порах хорошо проверить усвоение мелодии, пропев её всем классом без названия нот, на слоги. В более продвинутых группах проверку запоминания можно проводить мысленно, на основе внутреннего слуха. При этом педагог, дирижируя, руководит коллективным внутренним представлением. Педагогу важно убедиться в том, что учащиеся действительно помнят мелодию диктанта и, следовательно, могут приступать к записи. Практика показывает, что вредная привычка ждать очередного проигрывания для того, чтобы записать ещё несколько звуков, рождается именно тогда, когда учащиеся стремятся скорее начать писать, не проверив свою память. Только постоянная проверка педагогом степени запоминания диктанта воспитывает у учащихся правильный навык – писать по памяти.
Количество проигрываний зависит от музыкального материала и фиксируется обязательно. Можно советоваться с детьми о количестве проигрываний – это их активизирует.
Навык «стенографирования» (запись ступеней в ритме) не бесполезен, но диктант это развитие памяти. Лучше приучать детей анализировать мелодию, рассматривая её как единое целое, хотя и состоящее из ряда построений. Для этого перед записью диктанта нужно провести слуховой анализ. Например, при первом проигрывании учащиеся определяют характер мелодии, при втором – размер, при третьем – её структуру, то есть количество фраз, предложений и т.д. После подробного разбора диктанта начинается его запись, которую лучше начать с ритмической сетки (расставление тактов).
Запоминая и записывая мелодию по фразам, учащийся не должен терять перспективы целого, то есть ладовых связей, ощущения опоры на устойчивые звуки тональности. Это позволит не пользоваться вредным приёмом записи диктанта «нота за нотой». Такое «нанизывание» нот по интервалам без осознания их ладовых связей, без ощущения логики построения особенно вредно потому, что приучает учащихся всё время вспоминать мелодию сначала, что чрезвычайно удлиняет процесс записи.
Нельзя записывать диктант, основываясь на интервальном соотношении звуков, так как, допустив одну неточность, ученик обрекает весь диктант на ошибку.
На начальном этапе допускается тихое пропевание диктанта, позже работа проводится только внутренним слухом.
Проверка диктанта
В ходе записи проверка диктанта проводится индивидуально. Педагог должен найти способы привлечь внимание ученика, заставить его самого спеть неверную запись, или попросить подойти к инструменту и, сыграв, найти и исправить ошибки. Окончательная проверка проводится следующими способами:
пропевание всем классом;
пропевание одним учеником;
индивидуальная проверка тетрадей;
проигрывание учащимися своей записи по тетради и исправление ошибок.
Во всех классах полезно выучивать наизусть записанные диктанты и транспонировать их в пройденные тональности. Транспонирование способствует не только усвоению тональностей, но и более прочному закреплению изучаемого материала.
Проверить уровень знаний можно не только на специальных упражнениях, в диктанте, но и в творческих заданиях, которые являются своеобразной формой диктанта. Учащимся предлагают различные формы сочинения: дописать музыкальный ответ, сочинить мелодию в определённом жанре, подобрать вариации на тему, сочинить песню на заданный текст и т. п.
Заключение
Таким образом, работа над диктантом является активным творческим процессом, требующим от учащихся большого внимания и постоянной тренировки. Учитывая важность музыкального диктанта как средства разностороннего развития музыкального слуха и памяти учащихся, необходимо работу над ним проводить систематически, то есть давать диктанты каждый урок, чередуя различные его формы.
Ввиду того, что музыкальный диктант является трудным для учащихся упражнением, требующим сосредоточенного внимания и ясности мышления, рекомендуется давать его в начале урока, когда дети ещё не утомлены большим количеством слуховых впечатлений. Кроме того, диктант, представляя собой коллективное упражнение, помогает активному включению в работу всех учащихся группы одновременно, что также говорит о целесообразности начинать урок именно с диктанта.
Преподавание сольфеджио представляет особую трудность, так как в условиях групповых занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности и своеобразие музыкального слуха каждого ребёнка. Поэтому педагог должен внимательно приспосабливать свою работу к возможностям каждой конкретно группы.
Список использованной литературы:
Б. Алексеев, Д. Блюм Систематический курс музыкального диктанта;
А. Варфоломос Пение в курсе сольфеджио;
П. Вейс Ступеньки в музыку;
Е. В. Давыдова Методика преподавания музыкального диктанта;
Е. В. Давыдова Методика преподавания сольфеджио;
Л. Масленникова Интенсивный курс сольфеджио;
Ж. Металлиди , А. Перцовская Музыкальные диктанты для Д М Ш;