Просмотр содержимого документа
««Р. Щедрин «Кармен – сюита»»»
Нескучные уроки
Тема:
«Р. Щедрин «Кармен – сюита»»
Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете; выяснить вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы.
Задачи:
1.Обучающие
. Закрепить и расширить ранее полученные представления о программной музыке, об инструментальной музыке, основанные на использовании композиторами мелодий народных песен, или песен других композиторов.
Закрепить знания средств музыкальной выразительности.
2.Развивающие.
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения.
Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.
Воспитание и уважение к зарубежной классической музыке, музыкальной культуре других народов мира.
Воспитывать инициативу и самостоятельность детей.
Оборудование:
Фортепиано, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор.
УМК: хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия, учебник.
Портреты композиторов Ж.Бизе, Р.Щедрина
.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ.
1).Видеофрагмента «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен.
2).Видеофрагмента «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.
Лонина Н.В. учитель
музыки
).Сравнительный анализ. Вопросы:
- В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балетефилософски возвышенный смысл)
Образ Тореадора.
1).Просмотр видеофрагмента из оперы.
2).Просмотр видеофрагмента из балета.
3).Вопрос:
- Каким Щедрин рисует портрет Тореро в балете? (Самовлюбленный, эгоистичный, холодный.)
- В опере или в балете ярче проявились эти черты его характера? (В балете.)
- Почему Щедрин при повторном проведении темы оставляет лишь ее аккордовое сопровождение? (Чтобы показать его бездушие, механичность, холодность.)
4).Суд над Кармен.
Обобщение темы.
«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
2. Вопросы:
- Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)
- Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)
Рефлексия.
- Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)
- Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)