Просмотр содержимого документа
«Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.»
8 класс. Тема урока: Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
Тип урока:урок расширения знаний.
Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете; вопрос современности в музыке темы любви и свободы.
Задачи урока:
1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
2.расширить представления учащихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их
Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, анализ, сравнительный анализ, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии: метод художественного контекста.
Музыкальный материал:
- опера «Кармен» Ж. Бизе (вступление);
- «Кармен-сюита», балет Р. Щедрина (вступление).
Видеоматериал: балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (видеофрагменты).
«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
2.Сообщение темы урок .
3.Учащиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока.
IV. Работа по теме урока.
1.Самостоятельная работа с учебником . Найти ответы на вопросы:
- Композитор, автор балета «Кармен-сюита». (Родион Щедрин)
- Либреттист и балетмейстер балета.(Альберто Алонсо)
- Первая исполнительница партии Кармен.(Майя Плисецкая)
- Театр, в котором состоялась премьера балета.(Большой театр.Москва)
- Количество частей в спектакле.(Один акт)
- На чем построена драматургия балета?(На развитии музыкальных характеристик трех основных образов:Кармен, Хозе, Тореро (Эскамильо))
- Где разворачивается сценическое действие балета?(На арене)
- Необычный персонаж балета. Что он собой символизирует? (Бык, символизирующий рок, судьбу, смерть)
- Необычность инструментовки в балете.(Щедрин использует только струнные и ударные инструменты)
2.Восприятие музыки вступления к балету и музыки увертюры к опере «Кармен».
Сравнительный анализ :
- Какая новая тема (по сравнению с оперой) появляется во вступлении к балету? (тема Хабанеры)
3.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ .
1).Видеофрагмента «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен.
2).Видеофрагмента «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.
3).Сравнительный анализ. Вопросы:
- В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балетефилософски возвышенный смысл.)
4. Работа с учебником. Восприятие изображения Кармен на иллюстрациях .
2).Просмотр видеофрагмента из балета. Работа с текстом учебника.
3).Вопрос:
- Каким Щедрин рисует портрет Тореро в балете? (Самовлюбленный, эгоистичный, холодный.)
- В опере или в балете ярче проявились эти черты его характера? (В балете.)
- Почему Щедрин при повторном проведении темы оставляет лишь ее аккордовое сопровождение? (Чтобы показать его бездушие, механичность, хололдность.)
4).Чтение учителем эпиграфа (продолжение):
«Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
5). «Суд» над Кармен:
- Правильно ли поступает Кармен? Осуждаете ли вы ее поступок или нет? (Правильно.)
V. Обобщение темы.
1.Эпиграф (обобщение) :
«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
2.Вопросы:
- Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)
- Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)
VI. Рефлексия.
- Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)
- Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)
- Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? (Да.)
VII. Итог урока.
Домашнее задание: посмотреть балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина.
Объявление оценок.
Выход из класса.
Список используемой литературы:
1.Уроки музыки. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, «Просвещение», 2022)
2.Учебник «Музыка», 8 класс (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, «Просвещение», 2022)
Видеофайлы из Интернета:
1.http://www.youtube.com/watch?v=022c25578fc – Хабанера из оперы «Кармен»
2. http://www.youtube.com/watch?v=EaZ3zPUqK6Y – песня Тореодора из оперы «Кармен»