kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.»



8 класс.
Тема урока: Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.



Тип урока:урок расширения знаний.


Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете; вопрос современности в музыке темы любви и свободы.


Задачи урока:

1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

2.расширить представления учащихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их


Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, анализ, сравнительный анализ, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии: метод художественного контекста.


Музыкальный материал:

- опера «Кармен» Ж. Бизе (вступление);

- «Кармен-сюита», балет Р. Щедрина (вступление).


Видеоматериал: балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (видеофрагменты).

Дидактический материал: УМК «Музыка. 8 класс». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

ИКТ: компьютер, проектор, экран, презентация.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Введение в тему урока.


1.Эпиграф к уроку:

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев


2.Сообщение темы урок .


3.Учащиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока.


IV. Работа по теме урока.


1.Самостоятельная работа с учебником . Найти ответы на вопросы:

- Композитор, автор балета «Кармен-сюита». (Родион Щедрин)

- Либреттист и балетмейстер балета.(Альберто Алонсо)

- Первая исполнительница партии Кармен.(Майя Плисецкая)

- Театр, в котором состоялась премьера балета.(Большой театр.Москва)

- Количество частей в спектакле.(Один акт)

- На чем построена драматургия балета?(На развитии музыкальных характеристик трех основных образов:Кармен, Хозе, Тореро (Эскамильо))

- Где разворачивается сценическое действие балета?(На арене)

- Необычный персонаж балета. Что он собой символизирует? (Бык, символизирующий рок, судьбу, смерть)

- Необычность инструментовки в балете.(Щедрин использует только струнные и ударные инструменты)


2.Восприятие музыки вступления к балету и музыки увертюры к опере «Кармен».

Сравнительный анализ :

- Какая новая тема (по сравнению с оперой) появляется во вступлении к балету? (тема Хабанеры)


3.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ .

1).Видеофрагмента «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен.

2).Видеофрагмента «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.

3).Сравнительный анализ. Вопросы:

- В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балетефилософски возвышенный смысл.)


4. Работа с учебником. Восприятие изображения Кармен на иллюстрациях .

- Охарактеризуйте Кармен. (Страстная, своенравная, свободолюбивая.)


5. Образ Тореадора .

1).Просмотр видеофрагмента из оперы.

2).Просмотр видеофрагмента из балета. Работа с текстом учебника.

3).Вопрос:

- Каким Щедрин рисует портрет Тореро в балете? (Самовлюбленный, эгоистичный, холодный.)

- В опере или в балете ярче проявились эти черты его характера? (В балете.)

- Почему Щедрин при повторном проведении темы оставляет лишь ее аккордовое сопровождение? (Чтобы показать его бездушие, механичность, хололдность.)

4).Чтение учителем эпиграфа (продолжение):

«Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

5). «Суд» над Кармен:

- Правильно ли поступает Кармен? Осуждаете ли вы ее поступок или нет? (Правильно.)


V. Обобщение темы.

1.Эпиграф (обобщение) :


«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

2.Вопросы:

- Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)

- Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)


VI. Рефлексия.

- Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)

- Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)

- Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? (Да.)


VII. Итог урока.

Домашнее задание: посмотреть балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина.

Объявление оценок.

Выход из класса.


Список используемой литературы:

1.Уроки музыки. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, «Просвещение», 2022)

2.Учебник «Музыка», 8 класс (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, «Просвещение», 2022)

Видеофайлы из Интернета:

1.http://www.youtube.com/watch?v=022c25578fc – Хабанера из оперы «Кармен»

2. http://www.youtube.com/watch?v=EaZ3zPUqK6Y – песня Тореодора из оперы «Кармен»

3. http://www.youtube.com/watch?v=4A6DypnxA9U – «Кармен – сюита» Р.Щедрина


Картинки из Интернета:

1. http://www.stock-tour.ru/images/ispania/3.jpg - Кармен

2. http://litsait.ru/images/photos/medium/article42262.jpg - Кармен

3. http://bestartpainting.com/painting-imgs/Andrew%20Atroshenko/big/What%20a%20Wonderful%20Life.jpg – Кармен

4. http://img5.uploadhouse.com/fileuploads/17536/17536842617528036716ccd5873f95389df2aa27.jpg - Кармен

5. http://eltzovka.narod.ru/antroshenko/slides/Paulina.jpg - Кармен







5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

Автор: Шорина Раиля Хасановна

Дата: 17.04.2024

Номер свидетельства: 649124


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства