kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепит и углубит понятия – сонатная форма, как формы, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей, глубоких обобщений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»»

Технологическая карта урока музыки. 6 класс

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Цель урока: Закрепление и углубление понятия – сонатная форма, как формы, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей, глубоких обобщений.

Задачи урока: -включить учащихся в учебную деятельность;

- актуализировать учебное содержание, необходимое и

достаточное для восприятия нового материала;

-продолжить знакомство с программной увертюрой;

-выявлять особенности использования композиторами литературных источников в процессе создания программной увертюры;

-выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры;

-развивать ассоциативно-образное мышление на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;

-использовать интернет для поиска дополнительной информации;

-развивать вокально - хоровые навыки;

Ход урока:

Этап урока:1. Организационный момент и мотивация.

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме - личному мнению. Скажите, часто ли вы согласны со своими друзьями? Или вам приходится ежедневно отстаивать свое мнение?

Действительно, мы разные – по внешности, представлениям, вкусам. Каждый человек по-своему воспринимает различные события и по-своему реагирует на них. Проверим?

Этап урока: 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Мы уже знаем, что все виды искусства связаны между собой, имеют одну основу – жизнь, отношение к которой отражается в художественных образах. В тоже время в каждом виде искусства художественный образ может быть воплощен в самых разных жанрах.

Назовите жанры прозы: рассказ, повесть, роман;

жанры поэзии: ода, поэма, баллада, лирическое стихотворение;

жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж, историческая картина;

жанры музыки: песня, романс, кантата или симфония, опера, балет;

Однако есть жанры, которые встречаются сразу в нескольких искусствах. Как вы думаете –

1.Какие особенности художественного образа заставляют художника обращаться к тому или иному жанру смежного искусства?

2.Какие законы развития каждого искусства делают возможными такие жанровые переклички?

В вокальной музыке содержание и форма во многом определяются словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке – камерной и симфонической, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, - особенно важно представлять себе законы, принципы, приемы развития и построения музыки.

Какие музыкальные формы вы знаете?

Дайте определение и приведите примеры музыкальных произведений (одночастная двухчастная, трехчастная формы, рондо, вариации).

А с чем можно условно сравнить развитие музыки, построенной сонатной форме? (с развитием сюжета в драматической пьесе).

Этап урока: 3.Выявление места и причины затруднения.

Почему вы не можете ответить? – потому, что не изучали еще на уроке.

Этап урока: 4.Построение проекта выхода из затруднения.

Мы уже встречались с построением музыки в сонатной форме. В ней пишутся сонаты, концерты, симфонии, целые оперные сцены, увертюры. В такой форме можно передать значительные, иногда противоположные чувства. Назовите основные разделы сонатной формы. (Экспозиция, разработка, реприза).

Дайте характеристику разделам.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с сонатной формой, с особенностями ее построения, ее разделами, терминами и понятиями.

1 тема вступления из увертюры «Эгмонт».

Что можно сказать о герое этого сочинения? (мужество, сила, угроза, зло)

Подчеркнуть контраст.

Если бы вы были композиторами, то как оркестровали бы эти темы, каким инструментам поручили бы исполнить? (Жалоба, просьба. Образ первой темы властвует над второй.

Первая тема-труба, тромбон, туба, контрабасы (в низком звучании).

Вторая тема (скорбная) - скрипки, передающие плач, жалобу.)

Просмотр видео – материала: вступления.

Громкое звучание мрачных аккордов струнных в низком регистре олицетворяет образ тяжелого гнета, горе передает одинокая мелодия деревянных духовых инструментов – ее «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые, а затем и струнные. Мы слушали увертюту (фрагмент) Людвига ван Бетховена к трагедии Гете «Эгмонт». В основе зловеще-торжественной первой темы вступления – ритм старинного танца – сарабанды, выступающем символом испанского владычества над народом Нидерландов и создающей образ жестоких завоевателей.

Кто такой «Эгмонт»? Сообщениея детей.

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания симфонии № 5, в 1810 году. Увертюра – первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонт» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей – испанцев.

Герой увертюры, Эгмонт, граф Ламораль, принц Гаврский (1522—1568) — один из первых вельмож Фландрии и Брабанта — происходил из древнего рода, известного еще в эпоху Крестовых походов. Его родина в XVI веке находилась под властью Испании, от которой стремилась освободиться, выступая одновременно и против католицизма. Эгмонт с 16 лет был придворным испанских королей, участвовал во многих походах. Любимец солдат и народа и в то же время верноподданный католик, Эгмонт в 1565 году был направлен к испанскому королю с требованием уничтожить инквизицию.

В следующем году он вновь принес присягу на верность испанской короне, хотя нидерландские патриоты, его соратники по оппозиции Филиппу II принц Вильгельм Оранский и граф Горн, отказавшиеся присягнуть, предостерегали его от вероломства короля и даже предлагали покинуть родину.

Однако Эгмонт, доверчивый и простодушный, встретил нового наместника Нидерландов, кровавого герцога Альбу при его въезде в Брюссель, часто бывал в его доме, а 9 сентября 1567 года был арестован по приказу герцога и заключен в Гентскую цитадель. В ней Эгмонт провел 9 месяцев. Ему было предъявлено 90 пунктов обвинения, которые он блистательно опроверг. Несмотря на это, Эгмонт был приговорен к смерти и 5 июля 1568 года казнен в Брюсселе. Все его имущество было конфисковано королем, так что вдова и 11 детей остались нищими.

У Гёте Эгмонт молод, холост и влюблен. Его возлюбленная, простая девушка Клерхен, мечтает сражаться вместе с ним. Она же зовет к восстанию, чтобы освободить героя, и, не в силах пережить смерть любимого, она погибает. Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращенными к народу: «За родину сражайтесь!... за вольность, за свободу», Эгмонт идет к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.

Призывом к борьбе за свободу, верой в победу народа, несмотря на все страдания и жертвы, наполнен заключительный монолог Эгмонта в темнице перед казнью.

Как может развиваться основная часть увертюры?

Какой будет главная партия экспозиции? Острый конфликт

Что содержит в себе побочная партия?

Что лежит в основе симфонического развития увертюры?

К чему приводит взаимодействие тем в разработке, репризе?

Какие образы получают здесь развитие?

Какова же будет кода? Апофеоз героизма и самопожертвования во имя свободы.

К чему может привести такой призыв героя?

Кончается ли трагедия его гибелью?

Почему данный разворот в учебнике назван «Скорбь и радость»?

Как композитор соединил в одном произведении такие контрастные чувства?

Какими интонациями он их передал?

Слушание увертюры целиком. (Акцент на коду).

Этап урока: 5.Первичное закрепление.

Посмотрите репродукцию старинной гравюры (презентация)- « Бетховен дирижирует оркестром». Представьте, что Бетховен дирижирует увертюрой «Эгмонт». Какой фрагмент ее звучит здесь? Какой образ композитора возникает в вашем сознании.

Скульптурная группа «Битва кентавров» Микеланджело, изображающая напряженную борьбу ассоциируется с образом борьбы в музыке Бетховена.

Этап урока: 6этап. Самостоятельная работа.

Какие контрасты (кроме контраста тем) присутствуют в музыке « Эгмонта»?

Контрасты ритмоинтонаций, мелодических линий, контрасты динамики, лада, тембровых красок.

Этап урока: 7этап. Включение в систему знаний и повторение.

А сейчас исполнители. Исполнение песни « Школа – это мир».

Исполнение в характере, ансамблем, хором. Вокально-хоровая работа.

Этап урока: 8этап. Рефлексия.

Что сегодня я узнал нового?

Музыка какого немецкого композитора звучала?

Как называется произведение?

Кто такой Эгмонт? Что такое увертюра? Что значит программная музыка? Что представляет собой сонатная форма? Т.Д.

Домашнее задание.

Дать письменную характеристику главного героя увертюры Бетховена «Эгмонт».

Оценки. Выход из класса.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

Автор: Каверина Екатерина Александровна

Дата: 02.09.2016

Номер свидетельства: 342039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока музыки по теме: "Программная увертюра. Увертюра "Эгмонт"."
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt_uroka_muzyki_po_tiemie_proghrammnaia_uviertiura_uviertiura_eghmont"
    ["file_id"] => string(6) "441852"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512296168"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Противостояние музыкальных образов в одном произведении "
    ["seo_title"] => string(60) "protivostoianiie-muzykal-nykh-obrazov-v-odnom-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "212583"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431875583"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока по музыке "Противостояние музыкальных образов в одном произведении" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-po-muzykie-protivostoianiie-muzykal-nykh-obrazov-v-odnom-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "212590"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431875820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства