Цель: знакомство учащихся с жанром программной увертюры;
Задачи урока:
умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития;
выявление особенностей композиторами литературных источников в процессе создания программной увертюры;
классификация средств музыкальной выразительности;
Тип урока: урок изучения нового;
Вид урока: урок-размышление.
Планируемые результаты изучения:
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, нравственности, любви к Родине
на примере Увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен
Художественный материал:
Скульптура Микеланджело «Битва Кентавров»
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлых уроках? (В.А. Моцарт, П. Чайковский). Какие произведения мы слушали? (молитва В. Моцарта «Ave, verum», 3-я часть сюиты №4 «Моцартианы» Чайковского.).
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова И. Гёте: (Слайд 4)
Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой.
2. Формулирование темы урока.
На странице 138 прочтите тему урока (Слайд 5)
«Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
- Определите цель нашего урока.
- Проследить за развитием музыки в программной увертюре.
Планирование деятельности.Рассмотрите разворот учебника на стр. 138,140 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить? (Слайд 6)
ПЛАН:
ознакомление с жанром программной увертюры;
усвоение построения увертюры (сонатная форма);
прослушивание увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена и разбор;
выявление особенностей развития музыки в программной увертюре.
Работа над новым материалом.
Задание 1. ознакомление с жанром программной увертюры;
- На уроках мы неоднократно говорили о таком жанре, как увертюра. Вспомните, что такое увертюра?
(Ответы уч-ся)
- Увертюра – музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю. Само слово переводится как вступление.
- С какими увертюрами мы знакомы?
(Ответы уч-ся)
- Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен», И. Дунаевский Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта».
На этом уроке мы познакомимся с жанром программной увертюры, рождение которого связано с именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
(Слайд 7) Именноон является основоположником нового симфонического жанра программной увертюры. Запишите правило:Программная увертюра – музыка вполне самостоятельная, в основе которой лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях.
Бетховенские увертюры представляют собой лаконичные инструментальные драмы, «маленькие трагедии», тесно связаны с идеей сюжетной пьесы. Во всем мире хорошо известна его увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт».
(Слайд 8) Иоганн Вольфганг Гёте - величайший поэт, писатель, драматург, юрист, ученый, театральный и политический деятель Германии. В трагедии Гёте нашли отражения драматические события XVI века, связанные с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанского владычества.
(Слайд 9)Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание против испанского короля Филиппа II, но становится жертвой коварных замыслов врагов, поддержавших короля. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей Родины.
(Слайд 10) Сонатная форма имеет следующие разделы: вступление, экспозиция, разработка, реприза и кода.
Запишите:
Экспозиция – это первая часть после вступления, где последовательно представлены главная и побочная темы.
Разработка – самый напряженный раздел сонатной формы. Темы, звучащие в экспозиции представлены с новых сторон, развиваются.
Реприза – повторное звучание двух основных тем.
Кода – заключительная часть увертюры.
Задание 3. прослушивание увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена и разбор;
Ну а теперь мы послушаем и разберем каждую часть и тему увертюры «Эгмонт».
(Слайд 11) Начинается увертюра со вступления, где зарождается конфликт. Во вступлении показаны образы двух враждебных сил: испанского владычества и страдающего под их властью нидерландского народа.
- Бетховен использовал ритм старинного испанского танца-шествия – сарабанда. Аккорды звучат у струнных в низком регистре. Создается образ жестоких завоевателей.
Тема нидерландского народа контрастна. По характеру – скорбная, стонущая, горестная, слышна интонация «вздохов».
- Стенания и горе передает одинокая мелодия деревянных духовых инструментов – её «запевает» гобой, к которой присоединяются другие деревянные духовые, а затем струнные.
Драматургический прием, который использовал композитор - принцип контраста двух основных тем.
(Слайд 12) После вступления звучит экспозиция. Какие темы в ней прозвучат?
- Главная и побочная.
- Обратите внимание на то, что главная тема экспозиции вырастает из второго (угнетенного) образа – темы нидерландского народа. Послушайте её, охарактеризуйте и скажите, сто этим хотел сказать Бетховен
Слушание главной темы.
(Ответы уч-ся:)
- Тема приобретаетвоинственный характер, волевой, уверенный, бодрый, борющийся. Композитор дает понять – угнетенный народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе.
- Вслед за главной темой, стремительно несущейся вперед, появляется побочная тема – образ завоевателей. Послушайте и охарактеризуйте ее.
Слушание побочной темы.
(Ответы уч-ся:)
Эта тема гордая, но уже не такая властная, зловейшая и величественная, как во вступлении.
- В разработке и в репризе эти темы развиваются и повторяются. Противоборства тем приводит к трагическому концу - гибели Эгмонта.
Послушайте эту тему и охарактеризуйте.
Слушание темы смерти Эгмонта.
(Ответы уч-ся:)
- Музыка медленная, скорбная, застывшая, возвещающая о смерти Эгмонта.
А теперь предположите, какова же будет кода?
Прочтите на странице 140 монолог Эгмонта из пятого действия драмы Гёте.
Чтение.
- Кода будет торжественная, победная, героическая, величавая.
- Давайте послушаем эту часть, и ответьте, правильно ли вы предположили?