kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки по теме: "Программная увертюра. Увертюра "Эгмонт".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 6 класса разработанный в рамках ФГОС. Тема урока: "Программная увертюра. Увертюра "Эгмонт".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме: "Программная увертюра. Увертюра "Эгмонт".»



МБОУ УСОШ №4

Конспект урока музыки в 6 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема урока: «Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

















Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.






г. Удомля

2017г.


Тема урока: «Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Цель: знакомство учащихся с жанром программной увертюры;

Задачи урока:

  • умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития;

  • выявление особенностей композиторами литературных источников в процессе создания программной увертюры;

  • классификация средств музыкальной выразительности;


Тип урока: урок изучения нового;


Вид урока: урок-размышление.


Планируемые результаты изучения:

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, нравственности, любви к Родине

на примере Увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен


Художественный материал:

Скульптура Микеланджело «Битва Кентавров»






















Ход урока.


  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлых уроках? (В.А. Моцарт, П. Чайковский). Какие произведения мы слушали? (молитва В. Моцарта «Ave, verum», 3-я часть сюиты №4 «Моцартианы» Чайковского.).


Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова И. Гёте: (Слайд 4)

Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

2. Формулирование темы урока.

На странице 138 прочтите тему урока (Слайд 5)

«Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

- Определите цель нашего урока.

- Проследить за развитием музыки в программной увертюре.


Планирование деятельности. Рассмотрите разворот учебника на стр. 138,140 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить? (Слайд 6)


ПЛАН:

  • ознакомление с жанром программной увертюры;

  • усвоение построения увертюры (сонатная форма);

  • прослушивание увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена и разбор;

  • выявление особенностей развития музыки в программной увертюре.


  1. Работа над новым материалом.

Задание 1. ознакомление с жанром программной увертюры;

- На уроках мы неоднократно говорили о таком жанре, как увертюра. Вспомните, что такое увертюра?

(Ответы уч-ся)

- Увертюра – музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю. Само слово переводится как вступление.

- С какими увертюрами мы знакомы?

(Ответы уч-ся)

- Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен», И. Дунаевский Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта».

На этом уроке мы познакомимся с жанром программной увертюры, рождение которого связано с именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

(Слайд 7) Именно он является основоположником нового симфонического жанра программной увертюры. Запишите правило: Программная увертюра – музыка вполне самостоятельная, в основе которой лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях.

Бетховенские увертюры представляют собой лаконичные инструментальные драмы, «маленькие трагедии», тесно связаны с идеей сюжетной пьесы. Во всем мире хорошо известна его увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт».

(Слайд 8) Иоганн Вольфганг Гёте - величайший поэт, писатель, драматург, юрист, ученый, театральный и политический деятель Германии. В трагедии Гёте нашли отражения драматические события XVI века, связанные с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанского владычества.

(Слайд 9) Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание против испанского короля Филиппа II, но становится жертвой коварных замыслов врагов, поддержавших короля. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей Родины.


Задание 2. усвоение построения увертюры (сонатная форма);

- Увертюра «Эгмонт» написана в сонатной форме.

(Слайд 10) Сонатная форма имеет следующие разделы: вступление, экспозиция, разработка, реприза и кода.

Запишите:

Экспозиция – это первая часть после вступления, где последовательно представлены главная и побочная темы.

Разработка – самый напряженный раздел сонатной формы. Темы, звучащие в экспозиции представлены с новых сторон, развиваются.

Реприза – повторное звучание двух основных тем.

Кода – заключительная часть увертюры.


Задание 3. прослушивание увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена и разбор;

Ну а теперь мы послушаем и разберем каждую часть и тему увертюры «Эгмонт».

(Слайд 11) Начинается увертюра со вступления, где зарождается конфликт. Во вступлении показаны образы двух враждебных сил: испанского владычества и страдающего под их властью нидерландского народа.

Послушайте и определите характер каждой темы.

Слушание Вступление Увертюры «Эгмонт» Бетховен.

(Ответы уч-ся)

Тема испанского владычества звучит мрачно, зловеще, воинственно, напряженно. Темп – медленный. Ритм – синкопированный.

- Бетховен использовал ритм старинного испанского танца-шествия – сарабанда. Аккорды звучат у струнных в низком регистре. Создается образ жестоких завоевателей.

Тема нидерландского народа контрастна. По характеру – скорбная, стонущая, горестная, слышна интонация «вздохов».

- Стенания и горе передает одинокая мелодия деревянных духовых инструментов – её «запевает» гобой, к которой присоединяются другие деревянные духовые, а затем струнные.

Драматургический прием, который использовал композитор - принцип контраста двух основных тем.

(Слайд 12) После вступления звучит экспозиция. Какие темы в ней прозвучат?

- Главная и побочная.

- Обратите внимание на то, что главная тема экспозиции вырастает из второго (угнетенного) образа – темы нидерландского народа. Послушайте её, охарактеризуйте и скажите, сто этим хотел сказать Бетховен


Слушание главной темы.

(Ответы уч-ся:)

- Тема приобретает воинственный характер, волевой, уверенный, бодрый, борющийся. Композитор дает понять – угнетенный народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе.


- Вслед за главной темой, стремительно несущейся вперед, появляется побочная тема – образ завоевателей. Послушайте и охарактеризуйте ее.

Слушание побочной темы.

(Ответы уч-ся:)

Эта тема гордая, но уже не такая властная, зловейшая и величественная, как во вступлении.

- В разработке и в репризе эти темы развиваются и повторяются. Противоборства тем приводит к трагическому концу - гибели Эгмонта.

Послушайте эту тему и охарактеризуйте.


Слушание темы смерти Эгмонта.

(Ответы уч-ся:)

- Музыка медленная, скорбная, застывшая, возвещающая о смерти Эгмонта.


А теперь предположите, какова же будет кода?

Прочтите на странице 140 монолог Эгмонта из пятого действия драмы Гёте.

Чтение.

- Кода будет торжественная, победная, героическая, величавая.

- Давайте послушаем эту часть, и ответьте, правильно ли вы предположили?


(Слайд 13) Слушание коды.

(Ответы уч-ся:) Яркая, победная, героическая, мужественная, гордая.

- Торжественный, ликующий характер музыки. Драматургический прием заключается в том, что заканчивает минорную увертюру в мажоре.

(Слайд 14)

Рассмотрите скульптуру Микеланджело «Битва кентавров». О чем она?

(Ответы уч-ся:)


- В клубке тел, сплетенных в смертельной схватке, показана главная тема творчества Микеланджело - тема борьбы.

Послушайте увертюру, созвучна ли она со скульптурой Микеланджело?


Слушание Увертюры «Эгмонт» Бетховен.

(Ответы уч-ся:)

В чем заключается драматургия этого произведения?

Драматургия заключена в остром столкновении двух образов.


IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки по теме: "Программная увертюра. Увертюра "Эгмонт".

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 03.12.2017

Номер свидетельства: 441852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства