kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Постановка рук как один из основных навыков первоначального обучения игре на фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще  незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие, будят фантазию и воображение. Опыт убеждает, что редко можно встретить совсем немузыкальных детей, что почти к каждому можно найти путь, у каждого вызвать отклик и, таким образом, содействовать развитию скрытых способностей.

Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

  Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Постановка рук как один из основных навыков первоначального обучения игре на фортепиано»

Постановка рук как один из основных навыков первоначального обучения игре на фортепиано



Роль музыки в жизни ребенка

Музыка окружает ребенка с самого рождения. Ребенок слышит пение, игру на музыкальных инструментах в доме и на улице. Внутренняя «кладовая» наполняется независимо от его воли и желания. Займет ли музыка место в жизни человека, и какой именно будет эта музыка, во многом зависит от восприятия в детском возрасте.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие, будят фантазию и воображение. Опыт убеждает, что редко можно встретить совсем немузыкальных детей, что почти к каждому можно найти путь, у каждого вызвать отклик и, таким образом, содействовать развитию скрытых способностей.

Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу.

Детский педагог должен обладать целым комплексом различных дарований, он должен многое знать и многое уметь. Однако самое главное, что требуется от него - это безграничная любовь к детям. Лишь когда ученик «заряжается» настоящей и безграничной любовью к своему педагогу, можно надеяться на успех в творчестве.

Детский педагог обязательно должен быть добрым человеком. Всякое насилие, крик, жесткость с его стороны внушают ребенку иррациональный ужас, калечат психику, тормозят развитие личности, притупляют ум и волю. Жесткий педагог может лишь убить любовь к музыке – зародить эту любовь он не может. Если педагог в несдержанной форме высказывает свое мнение о способностях ученика или дает отрицательную оценку его природным данным, это может привести к психологическому срыву ребенка. Он не только потеряет самоуважение и веру в свои силы, зачастую при этом дети вообще отказываются от занятий, не желают ни играть, ни слушать музыку, особенно классическую, которая долгое время или даже всю жизнь будет ассоциироваться с тяжелыми душевными переживаниями

Начальный этап - самый ответственный.



«Память детства – самая драгоценная.

То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь».

А.Д. Артоболевская.

Начальный этап – самый ответственный в работе педагога. Это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Часто для ученика музыкальная школа бывает первой школой, учитель музыки – первый учитель, с которым он общается. Музыка для него – любимая песня, музыкальная сказка, музыкальная передача по радио или телевидению, она для них больше, чем забава. «Музыка для детей – способ и метод восприятия мира, фортепианная игра – выражение их внутреннего мира» (С. Савшинский).

Знакомство с инструментом

На первом уроке с учеником уже стоит заняться музицированием. Внимательно разглядывать клавиши. Все дети отмечают расположение белых клавиш друг за другом, а черных – группами по две и по три. Поглаживаем подушечками пальцев и одновременно считать, начиная с субконтроктавы, группы черных клавиш. Счет групп черных клавиш по две и по три доходит до семи. И белые клавиши имеют семь разных названий. Чтобы лучше их запомнить, можно пропеть песенку: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси». И сверху вниз: «До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре».

Песня складывается из отдельных звуков. Интервал между двумя звуками, имеющими одинаковое название, называется октавой.

Клавиатура фортепиано состоит из семи с половиной октав. Каждая октава – это персонаж из сказки. В первой октаве живет девочка (имя выбирает ученик), во второй октаве живет белочка, в третьей – мышка, в четвертой – птичка.

А в басовом ключе живут медведи – целая семья. Медвежонок-сын это малая октава, медведица-мама – это большая октава, контроктава это – папа, а в субконтроктаве живет дедушка.

Две черные клавиши – это окошко многоэтажного дома. Три черные клавиши – балкон. Клавиша ре «смотрит» в окошечко, соль и ля «сидят» на балкончике. Слева от двух черных – клавиша до, справа - ми. Слева от трех черных – клавиша фа, справа – си. И так по всей клавиатуре. А имя каждая черная клавиша заимствует у своей ближайшей белой соседки: если у левой – тогда к ее имени прибавляется слово «диез»; если у правой – слово «бемоль». Поэтому любая черная клавиша, имея только один голос, может называться то одним, то другим именем. Клавиатура фортепиано состоит из 88 клавиш.

Также дается понятие о регистрах, их звучности, о соотношении звуков по высоте

Гимнастика и постановка рук

Многие дети, за редким исключением, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины и шеи. «Гипертонус» мышц, зажатость мешают обучению игре на фортепиано. Сказав ребенку, что его руки должны быть свободными, гибкими, как «резиновый шланг для поливки», надо добиваться, чтобы сила «текла» по всей руке от плеча к кисти и кончику пальца, «как вода по шлангу». Этому способствуют занятия гимнастикой, длящиеся несколько минут.

Упражнение № 1.

Встать прямо, поднять руки вверх, ощутить их тяжесть и с силой опустить их вниз.

Упражнение № 2.

«Сломанная березка»: поднять руки вверх, подержать так некоторое время, а затем согнуть в кистях, локтевом и плечевом суставах. Наклонить корпус вперед, коснувшись кончиками пальцев пола.

Упражнение № 3.

«Шалтай – Болтай»: находясь в предыдущем положении, покачивать руками, то скрещивая, то разводя их в стороны, одновременно с этим приводя туловище в вертикальное положение.

Упражнение № 4.

«Ветряная мельница»: встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начинаем раскачивать вначале одной, потом другой рукой взад-вперед, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча.

После этого можно попросить ребенка дать «на время» его руку, «подарить ее», тем самым проверяя полную свободу руки, ее податливость. Затем кручу руку у запястья, как «колобок из теста». Раскручивать надо несколько минут; после этого кисть у ребенка становится более гибкой. Перед тем, как руки опустить на клавиши, надо показать ребенку, что локоть следует слегка отвести от себя так, чтобы он оказался выше запястья (плечо при этом не поднимать).

Постановка руки – важнейший этап, очень ответственный момент, во многом обуславливающий дальнейшее продвижение ученика. Здесь имеет большое значение правильный выбор посадки за инструментом. Тело должно двигаться во всех направлениях. Слишком глубокая посадка будет препятствовать опорной роли ног, но и на самом краю стула сидеть неудобно, ибо в таком случае большая часть тяжести тела падает на ноги. При правильной посадке стул должен находиться на такой высоте, чтобы локти находились не ниже, а скорее чуть выше уровня клавиатуры. Маленьким по росту ученикам надо ставить под ноги скамейку. Нужно также следить за тем, чтобы ребенок приучился сидеть прямо, не горбясь, чтобы он не прижимал локти к корпусу и не оттопыривал их.

Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогает контроль педагога и родителей.

В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица. Если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры.

Рука работает из корпуса. Основную нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав. Удерживают руку на нужном уровне, направляют ее.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Томшина Анастасия Олеговна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано "
    ["seo_title"] => string(95) "osnovnyie-mietodichieskiie-polozhieniia-nachal-nogho-pierioda-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "217368"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433326124"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Постановка голоса в 1 классе. "
    ["seo_title"] => string(30) "postanovka-gholosa-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "215167"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432584983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства