Просмотр содержимого документа
«Песни нашей победы»
Музыкальное занятие.
Тема: Песни нашей победы
Цель: Познакомить учащихся с песнями, созданными в годы войны (авторами, историей, жанровым многообразием), которые являются образцом творчества, занимают особое место в музыкальной культуре, отражают славу и мощь родной страны, воспевают её подлинных героев, подают положительные примеры и воспитывают чувство патриотизма.
Задачи: Воспитание патриотизма у школьников, формирование любви к родине, готовности к её защите, выработка чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Предварительная подготовка: учащиеся делают небольшие сообщения о данных песнях, авторах, истории создания; можно заранее разучить мелодию и тексты песен или распечатать комплекты с текстами на каждого учащегося; можно пригласить взрослого участника самодеятельности, исполняющего военные песни и частушки в сопровождении гармоники.
Оборудование: синтезатор, музыкальный центр, аудиозаписи и тексты песен военных лет, портреты композиторов (В.П.Соловьёва-Седого, А.Александрова, М.Блантера, М.Фрадкина, Н.Богословского), сборники военных песен, иллюстрации концертов военных лет, две бескозырки, одна военная пилотка.
2. Подготовка к предстоящей работе. Сообщение темы зянятия (записать в тетради), эпиграфа (на доске).
«…песни-призывы,
песни, вдохновляющие
на справедливую борьбу с врагом,
…всегда достигали своей благородной цели:
звуки её и слова как нельзя лучше
выражали наши собственные чувства
и мы ощущали её своей, родной,
кровной помощницей…»
(из воспоминаний-мемуаров
Маршала Советского Союза И.Х Баграмяна)
Учит.: Начало Великой Отечественной войны не остановило развития музыкальной культуры нашей страны.. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: музы не молчали, когда говорили пушки. Героический подвиг нашей истории потребовал напряжения духовных и физических сил народа. Это отражено в творчестве многих композиторов, в разных жанрах – песнях, симфониях, операх, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «звуковую» летопись Великой отечественной войны. Как вы думаете, какой жанр музыки был самым оперативным, быстрее всех других жанров вошёл в будни войны, стал частью жизни фронта и тыла?
Ответ: Песня.
Учит.: Конечно, песня. В песне композиторы выражали свои патриотические чувства. Песня вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять неизбежную смерть.
3. Объяснение нового материала.
Учит.: Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны. Но и по ним можно получить представление о том, чем жил, во что верил, ради чего геройски сражался наш народ. Многие ребята приготовили сообщения, и мы их заслушаем.
Песни военных лет занимают особое место в музыкальной культуре, творчестве нашей страны. Написанные в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли нашу жизнь, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма нашего народа, не утрачивают своего эстетического воздействия и трогают сердца величием подвига..
В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян отмечал: «У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали своей, родной, кровной помощницей.»
За первые годы войны было создано около 100 песен. Они разучивались солистами, хоровыми коллективами, исполнялись перед уходящими на фронт и в минуту затишья. Первая и лучшая из песен – «Священная война», написанная композиторам Александром Александровым на стихи поэта Василия Лебедева-Кумача.
Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора А.Александрова.
Ответ: «Как вошла в мою жизнь Отечественная война». Александр Васильевич писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева…Я никогда не был военным человеком, ног у меня в руках оказалось могучее средство – песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие. И поэтому, с первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею, - песни…»
Учит.: Когда же и где впервые прозвучала песня «Священная война»?
Ответ: В один из июньских 1941 года на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски, запели новую песню. Её чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что пришлось повторить её пять раз. Это была «Священная война». Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с воинами через все испытания к победе.
Учит.: Гениальный полководец, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в последствии назвал её бессмертной песней. Именно ей суждено было стать музыкальной эмблемой, песней-символом сурового времени Начало войны навсегда связано в памяти народа с набатными звучаниями этой песни. Скорбная мелодия, сдержанный маршевый ритм создает образ непреклонной воли, устремлённости к победе. Мелодия достаточно проста и легко запоминается, что делает ей доступной для массового исполнения.
Давайте, послушаем фрагмент этой песни-призыва. (записать название и авторов в тетради). (Слушание или исполнение песни «Священная война», муз.А.Александрова, сл.В.И.Лебедева-Кумача.)
Учит.: Готовность к самым суровым испытаниям, уверенность в победе отражены в следующей песне о столице нашей Родины - Москве.
Ответ: «Песня защитников Москвы» походно-маршевого характера. Написана к фильму «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» композитором Б.Мокроусовым и поэтом А.Сурковым. Много создано прекрасных песен о Москве уже после войны, но эта фронтовая вестница победы останется в памяти навсегда. (записать название и авторов в тетради).
(исполнение «Песни защитников Москвы»,
муз .Б.Мокроусова, сл.А.Суркова)
Учит.: В годы войны композиторы и поэты рассказывали о том, как сражались солдаты, как уходили в поход партизаны. Так, например, «Ой, туманы мои, растуманы», написанная в стиле русских протяжных песен. (записать название и авторов в тетради).
(исполнение «Ой, туманы мои, растуманы»
муз.В.Захарова, ст.М.Исаковского)
Учит.: Славную судьбу имели некоторые песни. Например, «Шумел сурово брянский лес».
Ответ: Песня «Шумел сурово брянский лес» написана по просьбе брянских партизан. Вскоре её запела вся страна. Сегодня её мелодия звучит в Брянске на площади Партизан у памятника Вечной Славы павшим в боях за освобождение Брянска и у Вечного Огня. (записать называние и авторов в тетради)
(исполнение «Шумел сурово брянский лес»,
муз. С.А.Каца, сл..А.Софронова)
Учит.: Талант многих деятелей искусства особенно сильно проявился именно в суровые годы военных испытаний. Это можно сказать о творчестве Василия Павловича Соловьёва-Седого. Его песни стали востребованными тогдашнеми слушателями – и бойцами, которые защищали честь нашей Родины на переднем крае, и теми, кто работал в тылу.
Ответ: В августе 1941 года Соловьёв-Седой эвакуировал с Академическим Малым оперным театром из Ленинграда в Чкалов. Прибыв на место, он создал боевую публицистическую театрально-эстрадную группу. Став её руководителем, он писал музыку, тексты интермедией, сочинял стихи, сатирические сценки, репетировал с актёрами. В феврале эта театральная бригада «Ястребок» выехала в Москву, и с утвержденной программой получили путёвку на Калининский фронт. Ансамбль «Ястребок» выступал в избах, сараях, землянках, блиндажах, полевых госпиталях.
Учит.: Как композитор относился к воинам, и что ему дала общение с фронтом?
Ответ:(В военной пилотке) Знакомство с фронтовым бытом, общение с бойцами помогли композитору уловить их чувства и настроения, а потом передать в своих мелодиях, которые согревали наши сердца, помогали выстоять в жестокой борьбе с врагом.
К воинам Советской Армии Соловьёв-Седой относился с особой душевной теплотой. Объяснял он это так: «Я считаю себя солдатом. И не только потому, что в суровые годы Великой Отечественной войны многократно бывал на фронте, выступал в блиндажах землянках, на военных грузовиках и железнодорожных платформах. Считаю себя солдатом потому, что каждая третья написанная мною песня – о солдате.»
Учит.: В творческой дружбе Соловьёва-Седого и поэта Алексея Фатьянова родилось немало песен. Небезынтересна история возникновения одной и них. Это «Соловьи».
Ответ: Поэт Алексей Фатьянов привёз с фронта Соловьёву-Седому текст «Пришла и к нам на фронт весна» о мире, доме, весне, любви, тоске солдат. Композитор сел за пианино и тут же написал музыку. Затем они позвали к себе народ, обслуживающий гостиницу и генерала-соседа. Исполнили новую песню, получили одобрение, и генерал предложил им исправить одну строку: «Пусть солдаты (а не ребята, как было) немного поспят». Песня начинается припевом, обращённым к соловьям. (записать название и авторов в тетради).
(исполнение песни «Соловьи», муз. В.П.Соловьёва-Седого, сл.А.Фатьянова)
Учит.: Из шедевров, созданных Соловьёвым-Седым во время Ленинградской осады, в историю вошла песня «Вечер на рейде».
Ответ: .(1 в бескозырке) Это одна из любимых песен моряков «Прощай, любимый город!». Как я её слушаю, прямо сердце щемит. Однажды во время ленинградской блокады Василий Павлович работал в порту на выгрузке дров. А в это время на рейде стоял корабль, который готовился к выходу в море. На его борту кто-то негромко играл на баяне и напевал. Соловьёв-Седой сразу задумал написать песню о тихом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло уйти в опасный поход. И тут же записал в книжку: Прощай, любимый город! Сразу возникла мелодия вокруг слов. Поэт Александр Чуркин довершил работу над текстом.
(2 в бескозырке) Вы знаете, что песня «Вечер на рейде» не сразу была признана коллегами-музыкантами? Она показалась слишком мирной и спокойной, не отвечающей обстановке войны. Как можно, возмущались они, в грозные дни нависшей над страной опасности, создавать что-то лирическое, почти застольное. Но неожиданно для всех, песня дошла до солдатского сердца. Когда эту песню передали по радио, в Москву полетели письма с фронта и из тыла. Их авторы – бойцы и офицеры, моряки и пехотинцы, раненные из госпиталей и рабочие оборонных заводов. Все просили ещё и ещё раз исполнить полюбившуюся им песню. Об этом вспоминают в своих мемуарах военоначальники, руководители партизанских отрядов, подпольщики. И вот уже более 60 лет эта песня живёт среди нас.
Учит.: Действительно, песня «Вечер на рейде» звучала и на море и на суше, в тылу и на фронте, на армейских торжествах и в боевой обстановке. Её пели герои Севастополя по листовке, изданной в осаждённом фашистами городе. Эта песня даже проникла за границу. В Италии её пели на новый текст о девушке партизанке, боровшейся с фашистами. В издании песен Соловьёва-Седого она стоит первым номером. (записать название и авторов в тетради).
(исполнение «Вечер на рейде», муз .В.П.Соловьёва-Седого, сл. А.Чуркина)
Учит.: Популярность песенного военного творчества Соловьёва-Седого быстро росла. Он стал одним из самых известных композиторов-песенников. Ему даже была присуждена Сталинская премия.
Но не только боевые и маршевые песни создавались в те годы. Именно во время войны были написаны прекрасные мелодичные, наполненные большим чувством, нежные, лирические песни. Они звучали в минуты краткого отдыха, затишья, согревая сердца солдат. Многие авторы таких песен остались безызвестными.
Эту песню знали и любили в годы войны, и пели все от мала до велика. Звучала она и на фронте, и в далёком тылу. Но и в наши дни её напев волнует душу воспоминаниями, связанными с тем суровым незабываемым временем. Известно, что слова принадлежат М.Исаковскому. Впервые стихотворение «Огонёк» с подзаголовком «Песня», но без нот и указания на то, кем к нему написана музыка, было опубликовано в газете «Правда» от 19 апреля 1943 года. По всей вероятности, поэт, приславший его, знал, что рано или поздно оно станет песней, как это не раз случалось. Действительно, вскоре музыку к «Огоньку» стали сочинять многие профессиональные и самодеятельные композиторы. Песня была даже записана на грампластинку и выпущена в 1943, но варианты мелодий многих композиторов распространения не получили. «Огонёк» распевали именно с той мелодией, которая давно и сразу вошла в песенную антологию. Кто же её автор, благодаря которому она так скоро и широко распространилась и укрепилась в народной памяти?
На эти вопросы исчерпывающего ответа пока нет. Впервые с той мелодией, которая стала хрестоматийной, «Огонёк» был записан на грампластинку и прозвучал по радио уже после войны в 1947 году. Её исполнил певец и пропагандист советской песни В.Нечаев с эстрадным оркестром под управлением В.Кнушевицкого. По всей вероятности он и осуществил аранжировку и запись того напева, который из уст в уста, с живого голоса на голос передавался от одного человека к другому, пока не стал той песней, что известна всем нам и любима.
Поиск материалов, связанных с мелодическим первоисточником « Огонька», продолжается. Споры вокруг авторства мелодии то затихают, то разгораются. Претендентов на него очень много, но ещё больше «первооткрывателей», публикующих занимательные и неправдоподобные истории о рождении «Огонька». Хочется сказать: сочтёмся славою, и пусть эта песня, как и считалась, останется народной. (записать название и авторов в тетради).
(исполнение песни «Огонёк», муз.народная, сл.М.Исаковского)
Учит.: Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Так произошло с песней «В землянке».
Ответ: Однажды поэт Алексей Сурков выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. Было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше… После всех испытаний он написал жене письмо и сочинил ей на память стихи, которые стали любимой народной песней «В землянке». Основанное на пережитом душевное состояние поэта, располагало к полной доверительности и нашло верное воплощение в музыке К.Листова.
Учит.: Песня, как бы сокращала расстояния, приближала родных и близких. В песне солдат выражал своё чувство к любимой, веру в её любовь. «Мне в холодной землянке тепло, от твоей негасимой любви» - как много значили эти простые слова в суровые военные будни. (записать название и авторов в тетради).
(исполнение песни «В землянке», муз.К.Листова, сл А.Суркова)
Учит.: Ещё одна лирическая песня о раздумьях солдата, который тёмной холодной ночью вспоминает свою любимую, верит в неё, и знает, что эта вера спасёт его от пули в смертельном бою. Песня «Тёмная ночь» прозвучала в фильме «Два бойца». (записать название и авторов в тетради).
(исполнение песни «Тёмная ночь», муз.Н.Богословского, сл.В.Агатова.)
Учит.: Многообразен мир песен фронтового быта. Назовите ещё известные вам песни военных лет.
Ответ: Синий платочек, Случайный вальс, В лесу прифронтовом.
Учит.: Так как время урока у нас ограничено, давайте, исполним их по одному куплету. (записать названия и авторов в тетради).
Учит.: Следующая песня, решённая композитором М.Блантером и поэтом М.Исаковским в трагическом ключе.
Ответ: Это песня о солдате-победителе, вернувшемся в своё родное село. Прошагавший пол-Европы солдат из песни «Враги сожгли родную хату», находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Воин-победитель потрясён увиденным. (записать название и авторов в тетради).
(исполнение песни «Враги сожгли родную хату»,
муз.М.Блантера, сл. М.Исаковского)
Учит.: Интересна судьба песни «Дороги», которая как бы подытоживает события военных лет.
Ответ: Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор А.Новиков и поэт Л.Ошанин создали удивительную тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя. Миллионы фронтовиков и тружеников тыла приняли её как свою. (записать название и авторов в тетради)
(исполнение песни «Дороги», муз.А.Новикова, сл.Л.Ошанина)
Учит.: Сегодня у нас в гостях, ребята, активный участник художественной самодеятельности п.Кышик Перепёлкина Лидия Александровна. В годы войны она была маленькой девчушкой, но уже давала концерты перед раненными солдатами. Предоставим им её слово. (рассказ Перепелкиной Л.А.)
Учит.:Во время войны была популярна ещё одна весёлая песня, которая прозвучала в фильме «В бой идут старики».(записать название и авторов в тетради).
(исполнение Перепелкиной Л.А песни «Смуглянка»,
муз.А.Новикова, сл.Я.Шведова)
Учит.: В годы Великой Отечественной войны создавались тексты популярного песенного жанра – частушек. В них высмеивались фашисты, Гитлер. И хотя этот жанр передавался из уст в уста, многие частушки дошли до нашего времени. Мы услышим их также в исполнении Перепёлкиной Лидии Александровны.
(исполнение частушек на военную тематику)
Учит.: Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и своё искусство.
473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела Клавдия Ивановна Шульженко перед воинами Ленинградского фронта. Вот одна из песен её репертуара.(записать название и авторов в тетради).
Учит.: Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах в лучшей артистической форме, стремились хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника.
Вот как в рассказе Валентина Катаева оживает один из концертов певицы, состоявшийся за 15 минут до атаки.
Ответ:«Прямо на снегу стоит Лидия Русланова… На ней яркий сарафан. На голове цветной платок… На шее бусы. Она поёт… Звуки чистого и сильного голоса смешиваются с взрывами и свистом вражеских пуль, летящих через голову». Учит.: Певица вместе с нашими солдатами прошла дорогами войны, своими русскими напевами напоминая им отчий дом, родных. И День Победы в самом Берлине тоже был отмечен песней.
Ответ: На ступеньках Рейхстага воины-победители слушали бесхитростную шуточную песню «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой. Над счастливыми, восторженными солдатами разливалась мелодия русской песни. Когда Русланова закончила петь, один из генералов подошёл к ней, отстегнул со своей шинели боевой орден, прикрепил его на грудь певицы и низко поклонился ей.
Учит.: Где ещё звучали песни, когда театры, коллективы были эвакуированы в глубь страны?
Ответ: Центром музыкальной жизни в городах и сёлах в годы войны стало радио.
Учит.: Нельзя не вспомнить ещё об одной песне. Почти легендарную популярность обрела «Катюша». Написанная ещё в мирное время, она в годы войны пелась повсюду. На её мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая она несла с собой веру в победу. Её знают во всех странах и поют на разных языках. Когда автор-композитор М.Блантер приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл синьор «Катюша». (записать название и авторов в тетради).
(исполнение песни «Катюша» , муз.М.Блантера, сл. М.Исаковского)
Учит.: Познакомившись с некоторыми песнями, созданными в годы войны, я думаю, вы поняли, что они занимают особое место в музыкальном творчестве нашей страны. Эти песни являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием. Какое же значение имели песни военных лет?
Ответы: - Песни помогали ковать победу,
- песни вдохновляли бойцов на подвиги во имя родной страны,
- песни в годы войны были боевым оружием, они звали на бой, рождали уверенность в победе,
- в песнях слышались ярость и гнев народа, его готовность к победе,
- вся страна пела песни, помогающие разгромить врага. Это было подтверждением нашей веры в победу,
- лирические песни военных лет говорили о верности и любви, несли радость в минуты отдыха,
- песни воскрешали в памяти тёплые слова прощания с любимым городом,
- шуточные песни поднимали дух бойцов, подбадривали их.
(записать кратко в тетради).
Учит.: Песни военных лет!...За что же их так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Только ли за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и мелодического языка? Безусловно, и это всё важно, но в чём главное достоинство их?
Ответы: Стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.
5. Подведение итогов.
Учит.: Минули годы и десятилетия. Но и сейчас мы обращаемся с глубоким волнением к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой отечественной войны. Они подают нам положительные примеры и воспитывают чувство патриотизма. От первых военных залпов до победного майского салюта прошагали эти песни в боевом строю. И за это низкий поклон их авторам, известным и безымянным.
6. Домашнее задание.
Учит.: Домашнее задание следующее: Найдите песни на военную тематику, созданные уже в мирное время. Это могут быть просто тексты или аудиозаписи современных исполнителей. На следующем занятии мы сравним их с песнями военных лет. Большое спасибо тем, кто приготовил свои сообщения. И давайте поблагодарим нашего гостя Перепелкину Лидию Александровну за прекрасное выступление! Наше занятие закончено. До свидания.