Центр детского и юношеского творчества
Утверждаю_______________
________________________
Открытое занятие
По предмету: Эстрадный вокал
Ученица 2 класса Жукова Татьяна
Тема : Пение с закрытым ртом. Пение упражнений.
Педагог: Залеснова Д.З.
Актобе 2017г.
Предмет : Эстрадный вокал
Педагог : Залеснова Д.З.
Дата и место проведения: Центр детского и юношеского творчества
Форма проведения- Открытый урок
Цель: Развитие индивидуальных вокальных способностей.
Задачи: – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.,легкое пение с закрытым ртом.
Оборудование: Музыкальный инструмент - пианино.
Наглядные пособия - карточки формирования гласных
Технические средства - музыкальный центр.
Ход занятия:
План урока:
1. Вступление 2 мин
2. Упражнения на дыхание 3-4 мин
3. Распевка 7-10 мин
4. Проверка домашнего задания(слова наизусть песни «Вальс расставания») под сопровождение фортепиано - 3 мин
Работа над дикцией 5 мин
5. Кантиленное пение 8 мин
6.Тренинг
7. Вальс расставания: Прослушивание записи
8. Иллюстрационный материал о войне
9. Исполнение 4 мин
10.Повтор песни «Актобем менIн»
11. Обобщение урока 1 мин
12. Домашнее задание 2 мин
Организационный момент.
1.Учитель: Приглашаем вас побывать в музыкальной стране, окунуться в мир музыки, песен и звуков, дуэт Ердыгалиева Ботагоз и Ердаулетова Дильназ исполняет песню «Домбыра»).
Учитель: Как рождаются наши звездочки нам покажет в процессе работы ученица 2 класса по специальности вокал Ердаулетова Дильназ.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения.
Основные задачи упражнений:
Освоение и тренировка певческого дыхания, развитие певучести, гибкости, подвижности голоса, выработка точной интонации, четкой дикции, свободное владение голосом forte и piano, филировка звука, staccato, обогащение тембра голоса и т.п.
Сегодня мы возьмем упражнения для развития дыхания, выработки кантилены, четкой дикции.
2. Упражнения на дыхание «Искусство пения - Искусство дыхания»
Учитель: Певческое дыхание требует постепенного развития, систематической тренировки.
Ученица. Поворачиваем голову вправо - влево, вверх - вниз и одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Думаем «Горько пахнет». Откуда: Слева? Справа? Резко, шумно нюхаем воздух, как собака след.
Пользоваться носовым дыханием полезно, для сохранения здоровья и предупреждения расстройства голоса:
Учитель: Какие мышцы вы ощутили?
Ответ: Мышцы диафрагмы
Учитель: Мышцы диафрагмы нам необходимо тренировать для пения, так как мы пользуемся диафрагматическим дыханием, при котором активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
(ученицы делают упражнение на укрепление мускулов диафрагмы -вдыхают и выдыхают с возрастающим и убывающим ритмом - вдох через нос, а выдох через рот).
Учитель: Каким должен быть вдох в пении?
Ответ: Беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка».
Учитель: Что происходит в момент «зевка»?
Ответ: Поднимается «мягкое небо».
Учитель: Почувствуем как поднимается «мягкое небо» в упражнении «Беззвучный крик» АУ! Ма-Ма! Внимание сосредоточьте на диафрагме, чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее тяжесть на диафрагме.
Учитель: Каким должен быть выдох в пении?
Ответ: Продолжительным, экономным и плавным (без толчков).
Учитель: Почувствуем продолжительный выдох в упражнении «Назойливый комар». Вдох глубокий, бесшумный, на выдох со звуком 3-3 медленно соединяем руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит перед вами 3-3 (тренируют навык выдоха).
Учитель: Между вдохом и выдохом фиксируется еще одно действие. Какое?
Ответ: Секундная задержка дыхания - «опора дыхания».
Учитель: Представьте, что у каждого в руках «роза». Вдруг на ваших глазах роза раскрывается, становится пышной и большой. Мы удивляемся (задержка дыхания от удивления) и тихо говорим «Ах!». Лицо выражает радость, удивление, восхищение (тренируют навыки вдоха и выдоха).
Учитель: А теперь закрепляем навыки диафрагматического дыхания в пении.
Вокальный педагог А. Умберто Мазетти, часто говорил своим ученикам: «Радуйтесь в пении. Лицо должно быть во время пения счастливым. Пение - это радость. Следите за выражением глаз - они выражают внутреннее состояние. Глаза должны улыбаться, расцветать».
«Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».
Упражнение: тренировка глаз, выражение при пении.
3. Распевка
Учитель: Исполнение упражнений не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Надо обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
Учитель:1) Поем Ма ме ми мо му П Б Р К Г С- упражнение на
дикцию (работа над дикцией)
2)Ми –и-я (упражнение на правильное владение певческим аппаратом)
3)Ле (упражнение на дыхание)
4) Ля (упражнение Forte – piano)
5) Легато – стаккато (В переводе означает «плавно отрывисто»)
6) Родина моя
4. Проверка домашнего задания(слова наизусть песни «Вальс расставания») под сопровождение фортепиано. Работа над дикцией.
Работа над дикцией
Учитель: скажи, какая должна быть дикция в пении?
Ответ: Разборчивая, понятная.
Учитель: Как нужно произносить слова в пении?
Ответ: Четко, ясно.
Учитель: От чего зависит четкое, ясное произношение? Ответ: От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки).
Сегодня мы возьмем упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, кис-кис-кис и тому подобное
Учитель: какая основная цель в работе над дикцией?
Ответ: Петь осмысленно и художественно, выразительно
5. Кантиленное пение
Основным видом голосоведения в пении является кантилена, т. е. плавное, связное пение. Пение, распевание, распев предполагают владение плавным переходом от звука к звуку.
Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки в любой национальной композиторской школе. Связное, плавное кантиленное пение — это умение петь legato, т. е. хорошо связывать ноты. Однако плавный переход от звука к звуку, без перерыва в звучании, — пение legato— еще не полностью определяет понятие кантилены хорошо поставленного певческого голоса. В кантиленное пение как непременный момент включается льющийся характер звука. Представим себе, например, сильно зажатый голос, который поет связно мелодию. Будет ли это кантиленным пением? Безусловно нет. Кантиленное пение включает в себя legato, но не сводится к нему. Кантиленность — певучесть — обязательно требует свободно льющегося звука.
Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него.
Учитель: В упражнении «Солнышко мое» - первый, высокий звук нужно брать без подъезда, сразу «сверху», затем, спускаясь вниз не терять позицию первой ноты «нанизывая» один звук на другой в плавном движении (поют упражнение на легато).
Учитель: Какая основная задача в песне «Вальс расставания»?
Ответ: Добиться кантиленного пения (ученица поет песню плавным звуковедением на легато).
6.Тренинг
7. Вальс расставания: Прослушивание записи
8. Иллюстрационный материал о войне
9. Исполнение «Вальс расставания» 4 мин
Учитель: Исполнение произведения диктует следующие задачи:
1. правильная передача художественного образа;
2. фразировка и нюансы в соответствии с замыслом;
3. логические ударения;
4. кульминация.
10.Повтор песни «Актобем менIн» (выученная в марте)
11. Обобщение урока
Учитель: вокальный педагог А. Умберто Мазетти сказал «Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».
Вот поэтому мы занимаемся этими упражнениями.
Сегодня вы работали на уроке активно, с интересом. Грамотно отвечали на вопросы и пели. Показали свои знания и навыки на «отлично».
12. Домашнее задание
Упражнения для укрепления мускулов диафрагмы:
- вдыхать и выдыхать с возрастающим и убывающим ритмом (вдох через нос, выдох через рот);
-по достижении задержки дыхания поочередно сжимать и разжимать мышцы живота в меняющемся ритме, тренируя диафрагму;
-лежа на спине, положить на живот достаточное количество книг, так, чтобы дыхание оставалось максимально гибким, непринужденным.