- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- вариативность заданий при повторении упражнений;
- представление «в уме» первого звука уже на дыхании;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
- учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии, наглядные пособия для сольфеджирования
План занятия
I.Организационный этап.
Приветствие, психологический настрой учащихся
5 минут
Вступительная часть
Сообщение темы урока и его задач
II. Основная часть.
Дыхательная разминка
5 минут
Вокальные упражнения
8 минут
Работа над произведением
17 минут
III. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)
3 минуты
Домашнее задание
2 минуты
Пояснительная записка к конспекту урока
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.
Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
Работать надо постепенно, без торопливости.
Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.
Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения вокальных упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
Приветствие учащихся подготовка к дыхательной гимнастике и распевкам.
Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Это песня детского композитора Александра Владимировича Кудряшова на стихи Ирины Яровской «Веселые нотки». Но исполнить нам произведение помогут наши знания и умения. Что мы с вами должны сделать в первую очередь?
Предполагаемый ответ – распеться.
Наша задача продолжить формирование основных певческих навыков, поэтому внимательно слушаем педагога, друг друга, так как мы поем в коллективе и фортепиано, которое дает нам чистый тон. Приступим к первому этапу –
II Дыхательная гимнастика.(Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой)
- Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
- 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
- Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.
- Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов.
- «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук «ф», подталкивая каждое произнесение животом.
Разогрев голосового аппарата:
- «греем ладошки» (дышим, как бы выпуская пар);
— «греем» и поем звук «а»;
— штро-бас;
— штро-бас – вой;
— штро-бас – крик чайки;
— «бронтозаврик»;
— счет на крещендо от 1 до 10;
— счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;
— «страшная сказка»;
- «бррр» (имитация езды на авто).
Распевание:
— на двух звуках морморандо (пение с закрытым ртом); - выравнивание тембра.
— на трех звуках по полутонам вверх; - развитие одинакового звукообразования.
— пение арпеджио трезвучия вверх и вниз на слог «ми-и- я»; - поднять нёбо
— «я пою, я пою, я пою» — по полутонам вверх
Развитие гибкости и подвижности голоса. Следить, чтобы верхний звук, с которого начинается попевка, интонировался чисто, сверху, «без подъезда».
— «звонко, звонко пойте; громко петь не надо»; -контраст нюансов (форте и пиано).
— «лёли, ли, лё», «бра-ду, бра-до» — пять звуков поступенно вверх и вниз; активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка», развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто).
Пение гаммы до-мажор разными длительностями;- развитие длины дыхания, чёткой дикции.
Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.
Детская песня «Веселые нотки»:
- беседа о характере, настроении песни;
- прохлопывание ритма куплета
- сольфеджио партии 1 куплета (игровой момент)-догоняем нотки
- работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;
Ваша задача, ребята не только ознакомится с мелодией куплета, но применить певческие навыки:
— исполнение фраз на одном дыхании;
— пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;
— соединение фраз в предложения;
— брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху», интонируя заданный тон;
— верхний голос держать на «педали», подчинять свой голос общей звучности, не выделяться.
— исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).
— исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).
III Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока):
Сегодня мы с вами познакомились с песней А.В. Кудряшова «Веселые нотки» Какими они у нас получились? (Дети отвечают, описывая характер ноток)
Итак, ноты, шагая друг за другом живут в одной семье, в тональности до-мажор. Нам встречались и восьмые и четвертные в тексте. Петь их нужно очень дружно, четко выговаривая слова, чисто интонировать, прислушиваться к громкости своего голоса, контролировать свое пение, чтобы оно превратилось в умение.
Задание на дом:
Выучить текст песни (литературный и нотный). Чисто интонировать ступени до мажора.