kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по хору «О тебе поем, русская красавица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: Использование  меж предметных  связей на  уроке  хорового пения. Цель: более глубокое  усвоение вокально – хоровых  умений и навыков. Задачи:образовательные, воспитательные, развивающие. Методы: словесный, наглядный, практический, метод игровой мотивации.

Учитель  предлагает  ребятам  постараться  узнать  побольше  об  этом  удивительном  дереве  русской природы    и самое главное – рассказать о ней    языком  музыки  и слова – то есть, песней! 

  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по хору «О тебе поем, русская красавица» »

Конспект открытого урока по хору «О тебе поем, русская красавица»

ФИО аттестуемого

Хаюзко Марина Анатольевна

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Погарская детская школа искусств » пгт. Погар, Брянская область

Возрастная группа

Младший хор направления «Коллективное музицирование. Хор»

Используемая образовательная программа

Адаптированная программа по предмету «Коллективное музицирование. Хор»

Тип урока

Форма урока

Урок повторения, систематизации и обобщения, закрепления умений

Повторительно –о бобщающий урок

Тема занятия


Цель




Задачи


Использование межпредметных связей на уроке хорового пения

Более глубокое усвоение вокально – хоровых умений и навыков, полученных в течение 1 четверти, систематизация и обобщение полученных знаний по музыкально –теоретическим дисциплинам .

Образовательные:

  • Выявить качество и уровень овладения знаниями и вокально –хоровыми навыками, полученными на предыдущих уроках;

  • Выявить степень освоения изучаемого репертуара;

  • Закрепить начальные музыкально - слуховые и певческие навыки;

  • Обобщить музыкально - теоретические знания, полученные в течение 1 четверти;

Воспитательные:

  • Воспитывать общую культуру обучающихся, эстетическое восприятие окружающего мира;

  • Воспитывать чувство любви к родному краю, к национальным песенным традициям;

  • Прививать навыки певческой и речевой культуры;

  • Создавать ситуации успеха для обучающихся;

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес обучающихся, в том числе путем использования межпредметных связей;

  • Развивать музыкальное восприятие, умение анализировать музыкальные впечатления;

  • Развивать навыки пения по нотам;

  • Развивать навыки устойчивого одноголосного интонирования при сложном аккомпанементе;

  • Развивать творческую фантазию и воображение;

  • Побуждать обучающихся к активной познавательной и творческой деятельности;

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление

Методы

Словесный: рассказ, разъяснения, краткие сообщения обучающихся;

Наглядный: иллюстрация, демонстрация упражнений (показ учителем)

Практический метод: упражнения

Видеометод: просмотр

Метод игровой мотивации

Дидактическое обеспечение

Фортепиано

Мульмедиа–проигрыватель, экран

Ноутбук

Аудио и видеоматериалы

Декоративно–прикладные изделия из бересты

Карточки в форме квадрата красного, синего и черного цветов

Структура занятия

  1. Организационный этап ( приветствие, знакомство с темой урока)

  2. Подготовительный этап (распевание)

  3. Изучение нового материала (знакомство и разучивание р.н.п. «Во поле береза стояла»)

  4. Повторение пройденного материала, исполнение ранее выученных произведений

  5. Домашнее задание

Использованная литература

1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.

2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/

3.Родные просторы. Русские народные песни для детского хора – М., Советский композитор, 1979г.

4. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/

http://www.berestok.ru/articles/11-krasotaberesty.html

http://karat773.ru/post135712317/



Ход урока

Действия педагога

Действия обучащихся


Слайд

1.Организационный этап

Учитель приветствует учеников, знакомит их с темой урока путем создания поисковой ситуации – педагог читает стихотворение и предлагает ребятам самим определить - о каком символе России пойдет разговор:

По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки, золото – сережки,

С расплетенною косой,

Улыбается росой.

Учитель предлагает ребятам постараться узнать побольше об этом удивительном дереве русской природы и самое главное – рассказать о ней языком музыки и слова – то есть, песней!

2. Подготовительный этап

Перед тем, как приступить к исполнению музыкальных произведений, знакомству с новыми песнями, учитель предлагает провести традиционную часть урока – распевку, которая проходит в виде дыхательных, вокально –интонационных и вокально –речевых упражнений.

Упражнение №1 дыхательное : «Представьте, что мы попали в березовую рощу! Как пахнет свежая майская листва. Вдыхаем воздух через нос, как бы нюхая воздух, а затем выдыхаем через рот» (показ учителя). Учитель следит за правильным положением корпуса хористов, обращает внимание на то, что вдох должен быть бесшумным,

Упражнение 2 (на активизацию работы диафрагмы): учитель предлагает усложнить предыдущее упражнение - выдох делаем прерывистый – (показ с похлопываниями по рукам) – чем больше выдохов, тем лучше.

Упражнение №3: Учитель предлагает детям представить, что каждый из них – большой разноцветный надувной мяч, который после игры положили на травку отдохнуть и вытащили заглушку, что бы воздух потихонечку выходил. Во время выполнения упражнения учитель следит, чтобы выдох был ровным, плавным. Игровой момент – учитель предлагает устроить соревнование «Мячиков», чтобы посмотреть, кто из них дольше продержится.

Упражнение 4 для настройки звукообразование в фальцетном режиме:

Учитель предлагает ребятам представить как красиво в березовой роще! Так и рвутся из уст звуки восхищения - ох, ах!

Это упражнение поможет выразить свой восторг – (показ)


Варианты гласных: о, а

Динамика: p, mp

Для поднятия небной занавески учитель предлагает применить прием: «Удивление». В ходе выполнения упражнения педагог следит, чтобы атака звука была мягкой, отсутствовал носовой призвук.

Учитель предлагает перейти к выполнению упражнения 5: попевки –скороговорки. Для удобства текст скороговорки проецируется на экране:

Рады, рады утру, сонные берёзы

И они от радости расплетают косы.

Учитель задает вопросы о том, как нужно проговаривать текст? С каким настроением? В каком ладу и звучит попевка?!

3. Изучение нового материала

Учитель рассказывает о том, что о березе создано немало красивых произведений, много веков ее воспевают песнях разные народы, проживающие на территории нашей большой страны. Одну из таких песен мы начнем разучивать сегодня на уроке, но уверена, многие из вас ее очень хорошо знают – это знаменитая русская народная песня «Во поле береза стояла».

Преподаватель предлагает послушать эту песню в исполнении хорового коллектива. Перед прослушиванием преподаватель просит обратить внимание обучающихся на то, как исполняется произведение – с сопровождением или а капелла? В унисон поют ребята или на несколько голосов? Какой лад мелодии? Какой характер песни?

Преподаватель рассказывает обучающимся о том, что яркая, красивая и нежная мелодия всегда привлекала композиторов. Вариации на тему “Березки” писали А.Гурилев, А.Варламов, П.Булахов. Михаил Глинка использовал песню в своей “Тарантелле”. Петр Чайковский сделал мелодию песни главной темой своей четвертой симфонии, и благодаря ему “Березку” узнали во всем мире.

Разучивать эту песню преподаватель предлагает по нотной записи – раздает хоровые партии каждому ученику. Также нотная запись мелодии песни проецируется на экране.

Учитель предлагает сольмизировать нотный текст (чтение нот в ритме).

Перед пением сольфеджио учитель предлагает детям определить тональность песни, вид минора, направление мелодии (повторение теоретических сведений, освоенных на уроках сольфеджио). При исполнении мелодии нотами учитель предлагает использовать левую руку – как наглядное пособие «Нотный стан», чтобы активизировать сенсорные способности и звуковысотный слух. После уверенного сольфеджирования мелодии преподаватель предлагает исполнить ее на слог –«лю» (поддерживая гармонически исполнение на фортепиано).

После успешного интонирования мелодии на слог преподаватель предлагает спеть ее со словами, которые проецируются на экране.

Учитель обращает внимание обучающихся на то, что в припеве встречаются необычные слова «лю- ли –люли» и поясняет - это типичные обороты, часто встречающиеся в народных песнях – люли, лели, люленьки и много других.

Учитель задает вопрос – а что могут означать слова «березку заломати»? Неужели сломать?!

Учитель рассказывает о том, что тоже озадачился этим вопросом и нашел на него ответ. Оказывается “Заломати березу” – это целый большой обряд. Березу наклоняли до земли, связывали ее с травой, потом надламывали верхушку, украшали деревце венками, водили вокруг него хороводы. После этого девушки “кумались”, то есть клялись в дружбе, целовались, угощали друг друга. Вот что стоит за двумя словами песни. (рассказ учителя сопровождается красочными иллюстрациями).

Преподаватель задает вопрос ребятам - а только ли в русских народных песнях воспевается красота берез?

Учитель рассказывает о том, что в народной музыке других культур тоже есть немало красивых песен о березе и одну из них предлагает послушать. Она называется – «Лист березы» (обр. Р. Ильгачевой). А прозвучит эта песня в исполнении старшего хора хорового отделения нашей школы искусств. (Видеофайл с исполнением песни).

После просмотра преподаватель предлагает сравнить обе песни «Лист березы».







4. Повтор пройденного материала

Перед повторением ранее выученных произведений преподаватель рассказывает ребятам небольшую историю, случившуюся с одной березкой в лесу, после которой путем наводящих вопросов подводит ребят к выводу о том, что растениям бывает также больно, когда мы с ними неправильно обращаемся. И мы всегда можем помочь растениям, попавшим в беду. Точно так же, как поступили ребята в хорошо известной нам уже песне – «Березонька».

Учитель предлагает перед ее исполнением посмотреть рисунки, которые ребята нарисовали после разучивания песни (проверка домашнего задания к этому уроку). (просмотр слайдов).

Исполнение песни А. Филлипенко, сл. Е. Волгиной «Березонька». (Аккомпанемент практически не дублирует мелодию, что способствует формированию первоначальных навыков двухголосного пения).

Преподаватель дает оценку исполнению песни, еще раз обращая внимание на ее напевное и мягкое звучание при исполнении.

Далее учитель обращает внимание детей на то, что береза не только пленяет своей красотой, но и имеет огромную пользу! А какие удивительные поделки делают из березы! Учитель: – «Я принесла вам художественные изделия из бересты, которые выполнили современные мастера из Карелии.

На фоне инструментальной музыки учитель читает стихотворение:

Когда березку стройную

Ты встретишь на пути,

Ты на нее, пожалуйста,

Вниманье обрати.

Не найти ее красивей,

радость нам она растет.

В ней образ матери – России

Неувядаемый живет

Завершая урок, преподаватель предлагает исполнить песню о Родине, где сказано много красивых слов не только о березе – символе нашей России, но и о нашей родной земле .

Дети исполняют песню «Песня о Родине» (музыка Н. Елинек, слова Карасева)

Учитель хвалит детей за яркое эмоциональное исполнение песни, обращая внимание на то, как они слушали друг друга, выразительно пропевали слова, правильно брали дыхание, не нарушая стройность мелодии и очень убедительно справились с трудными местами, над которыми ранее приходилось немало потрудиться.

5. Рефлексия. Домашнее задание. По окончании урока преподаватель выясняет у детей – какое настроение осталось после урока? Предлагает показать цветные карточки, которые соответствуют настроению обучающихся (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное).

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

• 5 (красный квадрат)

• 4 (синий квадрат)

• 3 (черный квадрат)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, стараясь уделить внимание каждому ребенку. В заключении учитель напоминает, что этот урок был завершающим в 1 четверти и поэтому на каникулы в таких случаях, как правило, домашнее задание не задают. Но сегодня мы сделаем исключение из этого правила – вы получите задание, но оно будет творческим.

Домашнее задание: В течение каникул постарайтесь вместе со своими родителями, или самостоятельно поискать в интернете и послушать разные варианты исполнения русской народной песни «Во поле береза стояла», а чтобы запомнить наиболее понравившееся исполнение – запишите его исполнителя и потом на уроке вы сможете поделиться своими впечатлениями. И, конечно, чтобы не забыть мелодию этой красивой песни, вам следует петь и играть ее на инструменте, пользуясь своими хоровыми партиями.

Дети уверенно отвечают на поставленный вопрос - речь пойдет о березе

















Дети 6-8 раз активно выполняют упражнения стоя







Дети выполняют упражнение стоя с вытянутыми вперед руками.


Дети старательно и увлеченно выполняют упражнение, стараясь как можно дольше растянуть выдох



Дети выполняют упражнение, меняя гласные, затем добавляя перед гласной звук Й. По ходу выполнения упражнения ученики отвечают на вопросы: каким штрихом исполняется упражнение, куда движется мелодия ?






Дети отвечают на поставленные вопросы -

произносить нужно проговаривая каждый слог и обязательно на одном дыхании., определяют лад – мажор.

Исполняют попевку – скороговорку (до, ре – ми - фа - соль-соль; соль – фа –ми - ре до- до), поднимаясь по полутонам вверх, меняя динамику – от p до f.





Дети внимательно слушают русскую народную песню «Во поле береза стояла» в исполнении женского хора «Феникс». По окончании прослушивания обучающиеся дают полные ответы на поставленные вопросы, точно определив состав хора (женский), исполнение а капелла на несколько голосов.

Дети внимательно изучают нотную запись и, тактируя, сольмизируют мелодию.


Правильно определив тонику и лад, дети называют тональность мелодии - ре минор.

Уверенно следуя нотному тексту, дети исполняют мелодию песни, затем пропевают ее на слог «Лю».





Хористы исполняют 1 куплет и припев со словами.




Дети высказывают свои варианты ответов, среди которых нет ни одного правильного.









Обучающиеся еще стараются вспомнить народные песни о березе.

Обучающиеся с неподдельным интересом слушают и смотрят выступление старшего хора .

Дети находят сходства в исполнении - обе песни исполняются а капелла, на несколько голосов, обе песни нежного лиричного звучания, звучат в минорном ладу.


Дети активно включаются в диалог, рассуждая о том – почему погибла березка, и как ей можно помочь.

Дети рассматривают рисунки, комментируя -какому эпизоду из песни они соответствуют.



Дети исполняют песню в сопровождении фортепиано.

























Исполнение «Песни о Родине»












Дети показывают карточки преимущественно красного цвета













Дети записывают задание в дневники.

№1






№2

















































№3

















№4

















№5


















№6








№7












№8























№ 9-15







№16








№17,18



















№19




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по хору «О тебе поем, русская красавица»

Автор: Хаюзко Марина Анатольевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141636


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства