kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Освоение нотной грамоты и выразительных средств музыки на начальном этапе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллективное обобщающее занятие с элементами игры, урок- путешествие, главными задачами которого являются приобретение умений и навыков игры на инструменте, развитие творческих способностей,воспитание умения работать в коллективе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Освоение нотной грамоты и выразительных средств музыки на начальном этапе»

МБОУ гимназия №44 Школа искусств















«Освоение нотной грамоты и выразительных средств музыки на начальном этапе»









Конспект открытого учебного занятия

преподавателя Школы искусств

Шаровой Оксаны Юрьевны













г. Иваново 2015г.



Дата: 12 ноября 2015

Время: 14.10

Класс: 2 (первый год обучения)

Ф.И. обучающегося: Самошкина Софья, Маслова Анжелика

Тема занятия: «Освоение нотной грамоты и выразительных средств музыки на начальном этапе»

Цель занятия: « Открыть и осознать основные законы музыкального языка, которые помогут в понимании муз. произведений»

Задачи занятия:

Обучающие - через игру заложить основы муз. грамоты

- приобрести умения и навыки игры на инструменте

Развивающие - развитие творческих способностей ребёнка

-развитие чувства радости от творческого процесса

-развитие эмоционально-образного восприятия муз. образов

Воспитательная

- воспитание любителя музыки

- воспитание активного участника творческого процесса

- воспитание умения работать в коллективе

Методическая цель: закрепление знаний, умений и навыков

Тип учебного занятия: урок – путешествие

Форма учебного занятия: коллективное обобщающее занятие с элементами игры

Учебно-методические комплексы: образовательная программа «Фортепиано», нотные сборники, дидактический и раздаточный материал.

Оборудование: компьютер, фортепиано, синтезатор

Музыкальный материал: Н.Торопова «Цветок и бабочки»

М.Глушенко «Баба Яга»

М.Глушенко «Кот и Пёс»

И.Коган «Весёлая гамма»

Муз. Гаврилова

Сл. Алдониной «Учите меня музыке»





Модель учебного занятия.

Этап уч. занятия

Деятельность педагога

Деятельность

обучающегося

Хро

номе

траж

1.

О

Р

Г

А

Н

И

З

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й


- Добрый день, дорогие друзья! Добрый не только из-за хорошей погоды, а прежде всего из-за добра, которое он несёт нам всем! Пожалуйста, ребята, присаживайтесь.


-Поезда собираются в путь на станции, корабли поднимают паруса и уходят в море из гавани, самолёты снаряжаются в аэропорту. И мы с вами тоже тронемся в путь. И пойдём, и поедем, и поплывём, и полетим. Нашей с вами гаванью, станцией, аэропортом станет страна МУЗЫКАЛИЯ, посетить которую я и приглашаю.

ЗА ОБЛАКОМ, В РАЗВОДАХ

НЕЖНОЙ РАДУГИ,

НА КРАЕШКЕ ВЗЛЕТАЮЩЕЙ ЗЕМЛИ,

РАСПОЛОЖИЛАСЬ НАША

МУЗЫКАЛИЯ,

КОТОРУЮ СЕЙЧАС УВИДИШЬ ТЫ


-Здесь вас ждут четыре музыкальных

П - представление

П - превращение

П - путешествие

П - приключение


-А как мы можем объяснить эти слова?




-Я хочу вам сказать, что как только вы вошли, сразу же превратились в маленьких жителей страны Музыкалии.

-И это только начало большого путешествия в страну Музыки. В этом году вы пришли учиться в Школу искусств. Постепенно, знакомясь со всеми жителями этой страны, вы много узнаете и многому научитесь. Я надеюсь, что вам будет интересно.




































-читают


- мы отправимся в

Путешествие


-где нас ждут

Приключения


- увидим

Представление


- Превратимся ???




2мин

2.






О М

Р О

И Т

Е И

Н В

Т А

И Ц

Р И

О О

В н

О Н

Ч ы

Н Й

О


-Ну что же, давайте прогуляемся и сделаем первые шаги вместе.

-А с каким настроением мы отправимся в путь?


-Но сначала ответьте на мои вопросы

1. Что мы изучаем на уроках?

2. Для чего их необходимо знать?



- Погодите, погодите! Вы слышали новость?


Сама волшебница музыка поручила мне передать вам этот свиток.

Дорогие друзья! Вот уже два месяца я внимательно наблюдаю за вами. Мне нравится, с каким интересом вы занимаетесь музыкой. Поэтому мне хочется поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. Но путешествие будет нелёгким. Вы встретитесь с различными трудностями и

препятствиями. Не пугайтесь. Музыка поможет их преодолеть и ворота моего замка откроются перед вами, подарив прекрасную музыку.




-Радостным, весёлым и солнечным



- ноты

-Чтобы играть на инструменте и петь.



- Какую?



8мин

3.

Ц

Е

Л

Е

П

О

Л

А

Г

А

Ю

Щ

И

Й


-Итак, в путь!




- Чудеса тут, да и только

Здесь нот и клавиш разных столько

Знаете, как их зовут?

Знаете, где они живут?


-Однажды в окно влетел озорной ветерок и начал играть с нотками. Эта игра им очень понравилась и они выпрыгнули в окно.



- Необходимо ноты вернуть на место. Кто мне в этом поможет?









































-Наши ноты такие шумные и озорные, прыгают с линейки на линейку, что я даже не успела их запомнить



-Давайте ещё раз назовём и сосчитаем наши ноты


- А почему всего 7 нот?

Может всё наоборот?

Может всё совсем не так?

« СМЕШНАЯ ЧЕПУХА»

Раньше их было восемь

И звали восьмую ХА-ХА

Однажды сидела ХА-ХА на скамейке

Вдруг видит-шагает чудная семейка

« Какие смешные идут колобки

Нет, нет, не подам этим лысым руки»

Приветливый ДО –рукою махнул

К ХА-ХА подошёл и букет протянул

И злюка решила восьмой нотой стать

Её приютили, но что за напасть

Смеялась, кривлялась ХА-ХА, хохотала

А доброго слова так ни кому не сказала

СИ - называла толстушкой

МИ - малышнёй с погремушкой

ЛЯ - варёной картошкой

РЕ - кочергой с поварёшкой

Важного ДО - престарелой консьержкой

Милую СОЛЬ - вообще сладкоежкой

От смеха ХА -ХА словно шар раздувалась

Дулась, краснела, пыхтела, смеялась

Прыснула, свистнула, лопнула, хлопнула

И ничего от неё не осталось

Вот такая чепуха

Кто сказал ХИ-ХИ?..







- Так сколько в музыке нот?


-Теперь нам нотные загадки придётся отгадать



-шагают под маршевую музыку










-Кто сидит как на скамейке, на добавочной линейке. Знаем ноты мы давно, это будет нота ДО

-Кто отпрыгнул от скамейки, очутившись под линейк ой. Мы найдём её везде, это будет нота РЕ

-По линеечкам носилась и на первой очутилась. Нарисуй её возьми, это будет нота МИ

-Так уютно ей одной между первой и второй. Две линейки - как софа, это будет нота ФА.

-На второй линейке нота нам сыграть её охота. В поле выросла фасоль, эта нота будет СОЛЬ.

- Между третьей и второй нота-песня, ну-ка спой. В ней слова лишь ля-ля-ля, эта нота будет ЛЯ

-На линейке третьей нота вот и вся наша работа. Больше нот ты не проси, это нота будет СИ.

ИГРА « ШУМНЫЕ НОТЫ»




ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Всего 7 нот.











































.ХА-ХА.


ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»



-Семь!


ИГРА « НОТНЫЕ РЕБУСЫ»




10мин

4.




О И

П С

Е П

Р О

А Л

Ц Н

И И

О Т

Н Е

Н Л

О Ь

С

К

И

Й


- А теперь посмотрите - это дом КЛАВИАТУРЫ ПИАНИНОВНЫ, т.е. тёти КЛАВЫ.

Она настоящая пианистка и отлично играет различные этюды и пьесы. А ещё т. КЛАВА печёт самые вкусные в Музыкалии эклеры. Давайте заглянем к ней в гости.





-Чтобы время не терять надо гамму нам сыграть

- Муз гамма- что же это такое?




-Если мы от ДО ушли

До другого ДО дошли

Значит, целую…..

Вместе с вами мы прошли





-К нам в окно залетела птичка. В стране Музыкалии она растерялась и не может найти нужную улицу. Давайте поможем ей.





Мы в гостях у т. КЛАВЫ

Сосчитали все октавы

Посмеялись от души

И к уроку перешли


- В любом городе много жителей, домов, улиц, дорог, машин, перекрёстков. И тут очень легко запутаться. Поэтому в стране МУЗЫКАЛИИ для большинства жителей работает музыкальный паравоз.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАРАВОЗ

В ГОРОД ЖИТЕЛЕЙ ПОВЁЗ

ВОТ РАЗМЕР. А ЭТО ТАКТ

ТАКТЫ ЭТИ ВСЕ РАВНЫ

В НИХ ПОМЕСТИМ НОТЫ МЫ.


- Муз. паравоз опять привёз нас к дому тёти КЛАВЫ.

БЕЛАЯ ТРОПОЧКА, ЧЁРНЫЕ ДОМИКИ

БОДРО ШАГАЮТ ВЕСЁЛЫЕ ГНОМИКИ

КТО ЭТИ ГНОМИКИ, КТО ЭТИ МАЛЬЧИКИ?

ЭТО КОНЕЧНО ЖЕ – ДЕТСКИЕ..


.

-А каким словом в музыке мы называем игру разными пальчиками?

-Зачем же нам нужна правильная аппликатура?




-А теперь подготовим наши пальчики и руки к игре на инструменте

























-Пальчики и руки готовы к игре. Теперь вспомним о правильной посадке за инструментом, исполнительской культуре и исполним выученные произведения.





- К нам в гости забежал какой-то знак



-И что нам с ним делать?

-Давайте попробуем



-Молодцы! Здорово у нас получилось!

-А как называется исполнение музыки в несколько рук?


-Теперь пришло время послушать ваше сольное исполнение, но сначала откройте свои «Дневники муз. впечатлений» и расскажите об исполняемом произведении.




-Давайте сравним ваши рисунки с тем, что вы исполнили .Всё ли у вас получилось?


-Что же необходимо исправить?




-Вот теперь вы молодцы!














-Это звукоряд, построенный в восходящем или нисходящем движении.


ИГРА «ВЕСЁЛая гамма»




ИГРА «ПРЫГАЮЩАЯ ПТИЧКА»







ИГРА «РАССАДИ ЖИТЕЛЕЙ


ИГРА « ПОСТУЧИ РИТМ»



























…….. ПАЛЬЧИКИ


-Аппликатура


-чтобы уметь быстро и грамотно разбирать нотный текст.


-Наши пальцы не крючки

Быстро сделаем очки

-По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.


-Висят обезьянки на ветках

За них зацепившись хвостом.


-Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.


-Ой ты радуга дуга

В небе ты повисла

Будто коромысло





-исполнение

Уж как шла лиса



-Это бемоль. Знак понижения звука на пол тона

- Надо его пустить в нашу песенку.

-исполняют



-Ансамбль







- рассказывают и исполняют

Кот и пёс

Баба Яга



-Не хватило яркости в образах

-Добавить динамические оттенки

-играют




18мин


Ф

И

З

К

У

Л

Ь

Т

М

И

Н

У

Т

К

А


-Загадочные горы вдруг встали на пути

Чтоб в скалах этих грозных возник дверной проём

Физкультминутку организуем

И немного отдохнём.


Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось

То на стену посмотрели

То в окошко поглядели

Вправо, влево поворот

А потом наоборот


Тигр проснулся, потянулся

Потянулся и прогнулся

А потом зевал, зевал, зевал

Вдруг нахмурился, скалился

Опять нахмурился, оскалился

Зубы показал…

Приготовился к прыжку

Прыг ….и ускакал.





-ЛИШЬ КОСНУТЬСЯ КЛАВИШ РУКИ

ФОРТЕПИАНО СВОИ ЗВУКИ

ВО ВСЕЛЕННОЙ РАЗБРОСАЕТ

ИСТОРИЮ ЕГО ПОСЛУШАТЬ ПРЕДЛАГАЕМ


ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МОЙ ИНСТРУМЕНТ-

ФОРТЕПИАНО»



































































Педагог играет «ЦВЕТОК И БАБОЧКИ» (БЕСЕДА )






-Вот мы оказались у запертых ворот. Чтобы они открылись, вам необходимо пройти последнее испытание. И работать вы будете одновременно.

.

Давайте за руки возьмёмся

Давайте с музыкой сольёмся

И зазвучит наш дружный хор







-Да




















выполняют движения согласно тексту










СЛ.1. ФОРТЕПИАНО - что такое? Это таинство большое

Разных клавиш разговор

Чёрно- белый вечный спор.

СЛ.2. Первым предком фортепиано считался МОНОХОРД, инструмент, который по преданию, изобрёл Пифагор.

СЛ.3. На помосте – КЛАВИКОРД. Клавикорд собою горд.

СЛ.4. У него салонный сын

Граф галантный КЛАВЕСИН.

СЛ.5. Клавесин изучен рано

Появилось ФОРТЕПИАНО

СЛ.6. Фортепиано дало миру

И РОЯЛЬ и ПИАНИНО

СЛ.7. Фортепиано имеет много клавиш и струн

У каждой струны молоточек- игрун. У клавиш два цвета- чёрный и белый.

Играть на нём надо умело.

СЛ.8 Чёрный, лаковый, блестящий.Великан он настоящий. Как у бабочки крыло .У красавца расцвело.

Есть и струны и педаль

И зовут его - РОЯЛЬ

СЛ.9 ПИАНИНО-друг рояля

В классной комнате стоит

И сегодня мы услышим

Как оно у нас звучит


- А теперь, О.Ю. давайте

Что-нибудь для нас сыграйте





«КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»




ПЕСНЯ «УЧИТЕ МЕНЯ МУЗЫКЕ


2мин

5.

Р

Е Ц

Ф Е

Л Н

Е И

К В

Т А И Ю

В Щ

Н И

О Й

-Вот и всё. Ворота дворца ВОЛШЕБНИЦЫ МУЗЫКИ открылись.

, я очень рада, что вы сумели открыть врата страны МУЗЫКАЛИИ. Поэтому Волшебница – Музыка приготовила вам сюрприз.

волшебные музыкальные Колокольчики. Это будут талисманы, которые будут вести вас по прекрасному и волшебному королевству Музыки.



Ребята, а помните с каким настроением мы отправились в

путешествие?

-А что нового вы для себя открыли?


-Чему научились и что у вас получилось лучше всего?









-Как вы себя оцениваете , изменилось ли ваше настроение?


-Значит, продолжим наше путешествие по стране МУЗЫКАЛИИ




Там вас ждут различные пьесы и этюды, симфонии и сонаты, встречи с замечательными композиторами и их великими творениями. Пусть этот путь будет интересным, увлекательным и радостным.

А самое замечательное то, что волшебство Музыки настоящее. Оно не кончается со сказкой, оно рядом с нами, в нашей жизни. И вы, если только захотите, можете оказаться в этой волшебной стране! Желаю вам удачи!


- Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу и вам пора двигаться к новым знаниям и открытиям.

Но чтобы ноты не забыть

Надо их бы повторить


-И если у вас появится желание, попробуйте выполнить задания муз. викторины.


МЫ МУЗЫКЕ ЗА ВСЁ СПАСИБО ГОВОРИМ,

И, ВЕРЯ В ТОРЖЕСТВО ЕЁ, ТВОРИМ!

О. Гаджикасимов.



















-Солнышко



-Узнали о ноте ХА-ХА


-Научились играть в ансамбле, а больше всего понравилось исполнение на синтезаторе.




-Солнышки



-да























Д/З « муз. викторина» ( на листочках)



3мин























2мин






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Освоение нотной грамоты и выразительных средств музыки на начальном этапе

Автор: Шарова Оксана Юрьевна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Метадическая работа "Начальный этап обучения игры на гитаре для детей младшего возраста""
    ["seo_title"] => string(103) "mietadichieskaia-rabota-nachal-nyi-etap-obuchieniia-ighry-na-ghitarie-dlia-dietiei-mladshiegho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "310064"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458918765"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Рабочая программа внеурочной деятельности. Хоровой кружок "Веселый ручеек" 1-4 классы "
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-khorovoi-kruzhok-viesielyi-ruchieiek-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "129978"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415803507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства