Просмотр содержимого документа
«Организация игровых движений на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
Тема урока: Организация игровых движений на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
Цель урока: закрепление первоначальных умений и навыков в исполнении штрихов non legato, legato, staccato.
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить формирование практических навыков игры штрихами non legato, legato, staccato.
-закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, регистры, динамика),
-формировать навыки анализа: движение мелодии, штрихи, динамические оттенки, лад;
Развивающие:
- развитие слуха,
- развивать чувство ритма,
- координация движений, умение двигаться в соответствии с размером музыки,
- развивать творческие способности, воображение, эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку.
- Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке,
- воспитывать эстетический вкус,
- воспитывать усидчивость, собранность.
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала.
Форма урока – индивидуальная;
Методы и технологии обучения:
словесные: изложение теоретического материала;
наглядные: показ на инструменте, иллюстрации звуковые, наглядные;
практические: упражнения, пьесы, песни;
здоровьесберегающие: при подборе музыкального репертуара учитываются индивидуальные особенности обучающейся (темперамент, возраст, развитие познавательных процессов); чередование различных видов учебной деятельности: гимнастика, игра на инструментах, пальчиковая гимнастика, чтение стихов, слушание музыки.
Упражнения направленные на свободу двигательного аппарата (3мин).
Проверка домашнего задания (12мин).
Пальчиковая гимнастика (1мин).
Слушание музыки и ритмические движения под музыку: П. И. Чайковский «Полька» (2мин)
Игра на шумовых музыкальных инструментах (1мин)
Изучение нового материала (14 мин)
Игра с карточками «Штрихи» (2мин).
Обобщение имеющихся знаний о штрихах non legato, legato, staccato (3мин).
Заключительный этап урока: анализ и подведение итогов, домашнее задание (2 мин.)
Ход урока:
Сегодня, Аня, мы отправляемся в музыкальную страну под названием «Штрихи». Интересно, что мы в этой стране найдем и какие там будут достопримечательности.
Чтоб в нее попасть нам надо сделать разминку (Гимнастика по сборнику А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой»).
Вот мы у ворот Музыкальной страны. Кого же мы встречаем? Двух братьев, которые покажут нам дорогу в страну «Штрихов». Одного зовут Минор, а другого Мажор.
Сейчас сыграй пожалуйста упражнение «Зоопарк» (Упражнение по Ганону №1), крепким звуком на forte.
Скажи мне, одинаково ли звучат звенья секвенция, когда ты играешь их от ноты До и от ноты Ре? (Ответ учащейся). Правильно, мы слышим мажор и минор. Молодец.
Давайте для брата Минора сыграем грустные песенки. Какие песенки ты знаешь написанные в миноре?
- «Спите куклы», «Осень», «Серенькая кошечка».
- Правильно. Давай сыграем «Спите куклы». Только прежде скажи, как ты будешь играть чтобы передать спокойный характер пьесы? (Ответ ученицы)
Хорошо.
- Штрих legato. Как называется в нотном тексте такая линия? (Лига)
Лига – это знак, который указывает, что надо играть связно.
А приём исполнения называется «legato» (нет замаха и удара, только цепкие пальцы).
На прошлом уроке мы с тобой обсуждали в какой динамике необходимо исполнять произведение «Спите куклы» и почему. Расскажи. (Ответ и исполнение пьес).
-Молодец. А что объединяет произведения «Спите куклы», «Осень», «Серенькая кошечка» кроме того, что они написаны в миноре? (Ответ и исполнение пьес).
Брат Мажор какие песни любит? (Ответы Ани). Да верно, веселые, радостные, бодрые. Для него сыграем пьесы написанные в мажоре. Какая твоя любимая песенка?
- «Балалайка»
Отлично. Каким штрихом ты будешь исполнять эту пьесу?
-non legato.
-Что означает такой приём игры? (Играть надо не связно, каждый звук берётся движением сверху).
Теперь вспомним еще одну веселую песенку «Цыплята», домашним заданием было выучить ее наизусть. (Исполнение пьесы). Ты справилась.
Скажи каким штрихом ты играла это произведение и почему? (Ответ учащейся).
Молодец.
Пойдем дальше по стране «Штрихов».
Приехали. Остановка «Дождливая». Какое произведение мы сейчас исполним?
Да. (Исполнение песни «Дождик»)
Какая песня по характеру? А каким штрихом мы ее исполняли? (Ответы ученицы) Штрих staccato. В переводе с итальянского языка «staccato» - отрывисто. В нотном тексте обозначается точкой над или под нотой. Точка – подскок – звуки прыгают как кузнечик.
- Давай отработаем этот штрих. Упражнение «Кузнечик». Толчком запястье делает пружинистое движение руки. (Исполнение).
Теперь я предлагаю тебе сыграть гамму разными штрихами. Гамма До – мажор штрихами legato, затем staccato.
- Усложняю задачу: сочетание разных штрихов. Гамма До – мажор (правая рука – легато, левая – стаккато).
Давай сейчас мы с тобой вспомним наши аппликатурные задачки. (Для «осознания» каждого пальчика я предлагаю детям «проговорить» – простучать пальчиками различные стишки с аппликатурой).
А теперь поиграем в игру «Высоко ли низко». Какие регистры ты знаете? (Ответ учащейся). (Играю отрывки мелодий в разных регистрах. Учащаяся движениями рук показывает высоту регистра).
Слушание «Детский альбом» П. Чайковского «Полька». (В это время ученице предлагается совершать любые ритмические движения: хлопки, прыжки, приседания, тактирование…)
-Как звучала музыка?
-Громко и тихо.
-Мы же с тобой музыканты и знаем, как правильно Громко на музыкальном языке это? А тихо? (Ответы Ани).
Музыка была какая по характеру? Значит написана она в Миноре или в Мажоре? (Ответы).
А какой основной штрих в этом произведении? (Ответы ученицы).
Молодец. Возьми шумовой инструмент и сыграем эту пьесу вместе!
Здорово у тебя получается! Кладем инструмент на место.
Изучение нового материала.
Л. Шитте – Этюд С- dur (знакомство с новыми понятиями - этюд), анализ произведения.
Этюд – (фр., учеба) – пьеса, предназначенная для упражнения в каком - либо сложном приеме игры на инструменте, нередко имеет и художественное значение. С понятием секвенция мы уже встречались в упражнениях. Я напомню: секвенция – последовательное перемещение мелодического или гармонического оборота в восходящем или нисходящем движении.
Давай внимательно посмотрим в ноты. Можешь показать звенья секвенции?
Молодец!
Прежде чем играть произведение необходимо внимательно изучить его глазами. В какой тональности оно написано? Какой темп исполнения? Определим характер. (Вместе с учащейся анализируем, разбираем произведение отдельно каждой рукой).
Игра с карточками «Штрихи».
Итог. Сегодня мы с тобой побывали в удивительной стране «Штрихи». Давай перечислим самые главные. (Ответы). Молодец.
Домашнее задание.
Оценка за урок.
Список литературы
1. Л.А.Баренбойм. Путь к музицированию. Ленинград. “Советский композитор”, 1979.
2 О.Геталова, И.Визная В музыку с радостью. Санкт-Петербург. «Композитор», 2014
3. А.Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва. “Советский композитор”, 1992.
4. Л.А.Баренбойм.Н.Н.Перунова. Путь к музыке. (Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано). Ленинград. “Советский композитор”, 1989.
6. Б.Милич Фортепиано 1 класс. Москва «Кифара», 2002