1.Показать интонационно-образную природу музыкального искусства на примере музыки М.И. Глинки, маршевой музыки.
2. Развивать умение использовать полученные знания при прослушивании музыкальных произведений;
Выявлять особенности развития музыкальных образов.
Осуществлять музыкально – творческую деятельность учащихся.
Музыкальный центр, компакт-диски, аудиокассеты, комплект портретов композиторов, выставка рисунков обучающихся «Персонажи музыкальных произведений».
Музыкальный материал: фрагменты из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»; Д.Б. Кабалевский: «Резвушка», «Плакса», «Злюка». Фонохрестоматия.
Этапы. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты УУД |
Мотивация к учебной деятельности. | Звучит «Марш Черномора». - Ребята, вы узнали эту музыку? - Как вы думаете, почему наш урок начался с этой музыки? - Сегодня на уроке мы продолжим открывать новое, выявлять особенности развития музыкальных образов. Постараемся «увидеть» основной конфликт, столкновение сил добра и зла, победу света над тьмой. Поэтому я хочу спросить у вас: не обращали ли вы внимание на то, как у вас происходит борьба разных мыслей? Всегда ли у вас только хорошие мысли или бывают и плохие? -Как вы будете открывать новое? | Вход обучающихся в класс под музыку «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». (Ответы детей.) Дальнейшее слушание и ознакомление с новыми понятиями об опере. Ответы обучающихся. - Постараемся внимательно слушать музыку, определять характер и развитие музыки. | Личностные УУД: усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы. |
Актуализация знаний. | - Удобно ли вам было шагать под эту музыку? - Дайте характеристику прослушанной музыки. - Да, действительно картина причудливого шествия, угловатая мелодия, звуки трубы создают гротескный образ злого чародея. - Вы услышали различные музыкальные интонации. Что такое «интонация»? -Кто не смог определить характер интонаций? - Музыка оперы построена на борьбе Добра и Зла. Это происходит не только в искусстве, но и в жизни. Сталкивались ли вы в жизни со злом? Приведите примеры добрых отношений. | - Не совсем, музыка не такая, какую мы слушали раньше. - Слышатся причудливые нотки, «волшебные», «злые», «сказочные». - Интонация- это маленькое «зернышко» из которого будет вырастать мелодия. - Я не могу обосновать свой ответ. (Ребята приводят свои жизненные примеры) | Регулятивные УУД: Учимся подбирать слова, характеризующие музыкальное произведение. |
Выявление причин затруднения. | - При выполнении какого задания у вас возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? | - При определении музыкальных тем, интонаций, характеризующих Добро и Зло. - Не понимаю разницы между понятиями «добрая» интонация, «злая» интонация. -Не понимаю, как музыкой можно изобразить характер. | Коммуникативные УУД: аргументируем свое мнение и позицию к заданию Личностные УУД: Распознаем и эмоционально откликаемся на выразительные интонации музыки |
Построение проекта выхода из затруднения | - Вы высказали причины затруднения, которые у вас возникли. (Не услышали музыкальный образ зла, «волшебности», сказочности) - Какую цель вы поставите перед собой сейчас, когда мы будем слушать Увертюру к опере? Слушание: Увертюра к опере «Руслан и Людмила» -Как сформулировать тему урока, чтобы зафиксировать поставленную вами цель? -Как будете открывать новые знания? | - Постараемся услышать те или иные музыкальные темы и интонации, характер звучания. - Как происходит развитие музыкальных тем, интонаций или развитие музыки. - Посредством слушания музыкальных произведений. Как музыка «движется», развивается, изменяется. | Коммуникативные УУД: Аргументируем свое мнение и позицию, подходим к осмыслению понятия термина «музыкальная тема», «интонация». Личностные УУД: Определяем жизненную основу музыкальных интонаций. |
Реализация построенного проекта. | - Давайте попробуем исследовать изобразительные и выразительные возможности музыки. Вспомним то время, когда к нам в класс «приходили» три подружки. Слушание: «Три подружки» Д.Б. Кабалевского. Обратите внимание, какие интонации прозвучали для отображения характера девочек Какие инструменты использовал композитор, чтобы лучше передать образ девочек? -Какой вывод можете сделать из ваших ответов? -Ответьте на главный вопрос урока: Музыка движется, развивается или «стоит» на месте? -Может ли композитор через интонацию передать характер человека? | - «Резвушка» звучит весело, игриво, музыка подвижная, хочет везде успеть. Инструмент: фортепиано «Злюка»- музыка резкая, «злая». Труба. «Плакса»_ все время слышится как капают слезки, обижающиеся интонации. Скрипка. -Ощущения и чувства при прослушивании музыки совпадают. - Музыка движется, развивается. - Может. Человек растет, изменяется. Так же и музыкальная интонация развивается. | Коммуникативные УУД: Учитываем разные мнения, планируем учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: Анализируем и обобщаем полученные ранее знания. |
Первичное закрепление во внешней речи. | Прослушаем Увертюру еще раз. - Ребята, определите, как звучит музыка и чем, возможно, закончится опера? (Сказочный сюжет оперы с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями) После прослушивания учащиеся определяют, что данное произведение созвучно русским народным сказкам, где добро побеждает зло. Через музыкальные интонации, темы, краски можно передать характер человека, сюжетную линию произведения, торжество светлых сил жизни. | - Звучит ликующе, светло, жизнеутверждающе. -Я думаю, что все закончится хорошо, т.к. слышны жизнеутверждающие нотки Например: русская народная сказка «Морозко» и др. - Услышали, что добрые силы побеждают злые. | Познавательные УУД: Извлечение из прослушанной музыки необходимой информации |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | - Давайте вспомним марши, маршевую музыку, которая звучала раньше и характер которой соответствует тем, кому эта музыка предназначена. | -Я помню, что в 1 классе у нас звучали солдатские марши, военные, «игрушечные». Например: «Марш деревянных солдатиков» | КоммуникативныеУУД: подходим к согласованию общего решения. Познавательные УУД: выполнение действий по алгоритму |
Рефлексия учебной деятельности. | -Какую цель мы ставили? -Достигли ли мы цели? -К какому выводу пришли? -У кого не было затруднений по новой теме? -Как оцениваете свою работу на уроке? | -Как через интонацию и образ музыка развивается. Да, стало понятней. -Через разные интонации и образы композитор «рисует» или показывает как музыка развивается, как композитор характеризует различных персонажей. (Ответы обучающихся) | Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. КоммуникативныеУУД: формулирование и аргументация своего мнения. Личностные УУД: Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |