Методическая разработка урока в 6 классе с использованием взаимодействия видов искусств. (1 четверть «Литература и музыка»)
Тема: «Опера-сказ» - эпический жанр музыкально-поэтического искусства.»
Задачи урока:
- Образовательные:
- Закрепить понятие «сказка» - одного из основных видов эпоса в фольклоре;
- учить находить аллегории в образах животных в сказках и поступках людей;
- учить различать оперные ситуации;
- в процессе вокально-хоровой работы формировать навыки кантиленного исполнения;
- учить к увертюре к опере, различать вступление, главную и побочную партии.
2. Развивающие:
- развивать навыки восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
- в процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;
- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать;
- в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся;
- развивать творческие способности, творческую инициативу и самостоятельность учащихся.
3. Воспитательные:
- на основе эмоционального восприятия музыки и литературы (поэма А.С.Пушкина и опера-сказка «Руслан и Людмила» М.И.Глинки) воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
- прививать любовь и уважение к фольклорным традициям.
Программное содержание: сведения о эпическом жанре – оперы-сказки; формирование умений определять характер и содержание произведений; навыки исполнения фрагментов из опер; умения чисто интонировать, произносить текст, выполнять игровые моменты.
Оформление и оборудование: портреты писателей и композиторов, видеозаписи, репродукции картин, рисунки.
План урока:
- Беседа о жанре оперы-сказки.
- Анализ ситуативных характеристик оперных персонажей М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
- Слушание оперных фрагментов.
- Видеопросмотр фрагментов оперы.
- Разучивание партий из оперы «Руслан и Людмила».
Музыкальная грамота: куплетная форма, форма рондо, побочная партия увертюры.
Краткое содержание урока:
- Организационная часть: готовность учащихся к занятию.
II. Основная часть: беседа учителя о жанре оперы-сказки как особой области эпического искусства («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и др), анализ специфических особенностей трактовок эпического жанра «Руслан и Людмила». Поэтический текст поэмы А.С.Пушкина и оперы «Руслан и Людмила».Слушание и анализ рондо Фарлафа, для которого характерно постоянное повторение главной музыкальной мысли. Новым материалом служит информация учителя о разновидностях ситуаций в опере: «слово», «предсказание», «обряд», «чудо». «драма». Видеопросмотр фрагмента и анализ примеров.
III. Заключительная часть: обобщение пройденного материала. Задание на дом.