1. | Пётр Ильич Чайковский Русский композитор (1840-189) «Я, говорю на музыкальном языке, потому, что мне всегда есть что сказать». | «Ромео и Джульетта» 1-ое исполнение 4 матрта 1870г.-г.Москва, дирижер- Антон Рубинштейн!!! Основатель Петербургской консерватории. | Увертюра-фантазия (сонатная форма- части: вступление, экспозиция, разработка, реприза и кода) Схема построения увертюры заполнить самостоятельно ВСТУПЛЕНИЕ Разработка реприза Кода | Дуэт Ромео и Джульетты (из незавершённой оперы) Увертюра-фантазия (Образ борьбы 2-х родов- Монтекки и Капулетти. Гимн красоте человеческого чувств. П.И.Чайковский отказался от изображения отдельных сцен или персонажей, от иллюстративности ради воплощения что более всего доступно симфонической музыке - духа трагедии, её эмоциональной атмосферы, её основной идеи -- Есть только конфликт любви и смерти, светлых человеческих устремлний.) | Посвящается –М. А. Балакиреву (М. Балакирев - русский композитор, он подал мысль П.Чайковскому о создании симфонической пьесы по трагедии У.Шекспира). Две равноуважаемых семьи в Вероне, где встречают нас событья, Ведут междоусобные бои И не хотят унять кровопролитья. Друг друга любят дети главарей, Но им судьба подстраивает козни, И гибель их у гробовых дверей Кладет конец непримиримой розни Вступление- тема монаха-Лоренцо ( от его лица П.Чайковский ведёт рассказ о событиях) Экспозиция-тема вражды и тема любви. Разработка- звучит тема п.Лоренцо и гл. героя, + .т любви. Реприза (3 раздел) - звучит тема гл. партии, тема вражды. Кода (4 раз- это траурный марш, шествие или заупокойное песнопение?(звучат мерные скорбные аккорды оркестра). |
2. | Сергей Сергеевич Прокофьев советский композитор (1891-1953) «Восторженный певец жизни, солнца и молодости». (Д. Кабалевский) | «Ромео и Джульетта» Ганс Макарт. Ромео и Джульетта | Балет | (слушаем муз. фрагменты ): 1.Вступление 2.Мантекки и Капулетти 3.Джульетта-девочка 4. Патер Лоренцо 5. Похороны Джульетты 6.Смерть Джульетты 7. Смерть Тибальта 8. Улица просыпается 9. Приказ Герцога | Содержание трагедии раскрывается последрвательно, в конкретных событиях, ситуациях, на основе контрастных сопоставлений. Сцены в балете - в них дается характеристика места, обстоятельств действия, раскрываются основные драматические столкновения. Сцены-портреты (сольные) Сцены-диалоги (сольные) Массовые-сцены. Каждый герой( действ. лицо) имеет свою музыкальную характеристику. Первая исполнительница роли Джульетты (всемирно известная) - Галина Уланова (!!!). |
3. | Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1087) Страстный пропагандист музыки. | «Ромео и Джульетта» (Драматический спектакль) | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра | 1.Утро в Вероне!!! 2.Шествие гостей 3.Встреча Ромео и Джульетты (лирический танец) 4. Сцена на площади!!! 5.Смерть 6.В келье Лоренцо 7. Весёлый танец!!! 8. Вражда и любовь!!! 9. Приготовление 10. Ромео и Джульетта!!! | Одной из наиболее известных постановок на сюжет стал спектакль Театра им. Вахтангова (1956) Музыка явно выходила за рамки сопровождения к драматическому спектаклю, и композитор решил составить многочастный цикл – музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра, который часто называют симфонической сюитой. Жанр музыкальных зарисовок свидетельствуют о живописности музыки, близости её к изобразительному искусству (!). |
4. | Кейдж Армстронг, Мариус де Вриес и Нелли Хупер – американские композиторы. | к/ф «Ромео и Джульетта» романтическая мелодрама 1996г. режиссер-Бэз Лурмэн (Австралия) | Вокально-инструментальный. Альтернативный поп и рок. | 1-сцена на балконе 2-дуэт Ромео и Джульетты 3-песня Джульетты (!) 4-хор (!) | Действие перенесено в современность. Текст реплик пьесы полностью сохранён. |
5. | Леонард Бернстайн (1918-1990г.г.) американский композитор, дирижер XX века. | «Вестсайдская история» «Любовь-безумье мудрое: оно И горечи и сладости полно». (У. Шекспир) | Мюзикл | 1-песня Тони «Мария!» (!) 2-сцена драки 3-дуэт Тони и Марии 4-песня и танец девушек | Действие перенесено в современную Америку, две враждующие группировки беспризорных юнцов: уроженцы Нью-Йорка («Ракеты») и приезжие пуэрториканцы из бедных семей («Акулы»). Пуэрториканскую девушку Марию полюбил американец Тони. Вест-Сайд район в Нью-Йорке. |
6. | Нино Рота итальянский композитор | «Ромео и Джульетта» режиссер- Франко Дзеффирелли (Италия) | Вокально-инструментальный Она затмила факелов лучи! Сияет красота ее в ночи, Как в ухе мавра жемчуг несравненный. Редчайший дар, для мира слишком ценный! Как белый голубь в стае воронья – Среди подруг красавица моя | Песня менестреля Он держится, как должно, и в Вероне Единогласно признан, говорят, Примером истинного благородства. | Что есть юнец? Быстрый огонь. Что дева есть? И страсть, и бронь. Жизнь так идет. Роза взойдет. И отцветет. То юношу, То деву прекрасную самую ждет. Грядет час: улыбка враз Отклик вдруг находит в нас. Тогда любовь во мне. Этим бы только жениться, Те будут медлить, дразниться. Мне лучше не объясниться –Всеми рулит купидон. Шутка за шуткой; Тешь меня песней. Смерть придет скоро нас остудить в сон. Слаще, чем мед, но и горче, чем желчь, Скучной любви никогда стать не смочь. Слаще, чем мед, но и горче, чем желчь, - Всеми рулит купидон. |