kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

 

 

 

   Урок музыки в  6  классе

    «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения».

(Путешествие в Италию)

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Максимчук Т. Г.

 

2012г

 

 

Тема: «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство бельканто»

(Путешествие в Италию)

 

Цель урока:   

 ?   знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто, с исполнителями этого стиля, с музыкальными образами песен Ф.Шуберта и жанром «баркаролы».

 

 

Задачи:

образовательные  -      

     ?   освоение вокального  жанра – баркаролы.

·        обращение к вокальному творчеству русского ком­позитора

М.И. Глинки. Знакомство с романсом-баркаролой «Ве­нецианская ночь»

 знакомство с баркаролой «Санта Лючия».

  •  знакомство  с песенным творчеством Ф.Шуберта;
  • знакомство с выдающимися вокалистами 19 – 20 века.

 

развивающие –

  • развитие навыков зрительно-слухового восприятия музыки; развитие навыков музыкального анализа, вокально-хорового исполнения и эмоционального отношения к музыке.

 

  •    формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;

 

  • развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение, характер, понимать содержание;

 

  • развивать вокально-хоровые навыки, творческое воображение;

 

 

 воспитательные –

  • воспитание эмоционально-нравственного от­ношения к традициям русской классики и музыке других народов мира. Воспитание эстетического чувства.

 

·        воспитывать чувства прекрасного.

 

Форма урока: комбинированный урок с элементами творческих заданий и повторения.

 

Оборудование:

     Для обучающихся: учебник, раздаточный материал;

     Для учителя: аудиозаписи, хрестоматия нотного материала, компьютер, синтезатор, шаблоны.

Музыкальный материал:

     «Венецианская ночь» М. И. Глинки;

     «Баркарола» Ф. Шуберта;

     «Санта – Лючия» в исполении Р. Лоретти;

     «Аве Мария» Шуберта в исполнении М. Каллас

 

План урока:

1.     Орг. момент.

2.  Определение темы и цели урока.

     3.  Повторение изученного

     4.  Объяснение нового материала (работа по учебнику, исполнение песен, разучивание новой песни)

     5.  Слушание музыки, музыкальный анализ

     6.  Вокально  – хоровая работа

     7.  Слушание «Санта  -  Лючия»

     8.  Работа с учебником

     9.  Контроль знаний, творческое задание.

    10. Итог урока.

    11. Комментированное выставление оценок

 

Ход урока.

(Слайд 1 - заставка)

  1. Орг. Момент. Здравствуйте, я рада вас видеть. И вновь мы с вами на уроке  одного из самого удивительного  вида искусств – музыки. Я уверена, что вы сегодня получите не только новые знания, но и  соприкасаясь с  прекрасным,  станете чуть добрее и душевнее.

Посмотрите на экран. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала следующие слова:

 (Слайд 2)

 «Голос, голос,

Кто тебя не слышит,

Тот без крыльев на земле живет:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовет…

 

                                                          (В. Семернин)

У: Ребята, попробуйте сами догадаться, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить?

Д.: О голосе!

У:  А какое музыкальное направление  рассказывает нам  о голосе?

Д: Вокал, верно!

У: Да, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. ( Слайд  3)

3.Повторенее ранее изученного материала

Но прежде всего мы с вами вспомним ранее изученный материал -

определение музыкальных жанров, которые составляют основу во­кальной музыки - музыки для голоса.

У. На  экране выписаны определения музыкальных жанров, которые составляют основу вокальной музыки.

Давайте их вспомним:

Вокал – Д. искусство пения

РомансД. музыкальное произведение, жанр камерной музыки, предназначенной для исполнения перед небольшой аудиторией. Романс исполняется сольно и имеет аккомпанемент.

Песня – Д.    жанр вокальной музыки, имеет запев и припев.

Вокализ – Д.  пение без слов на гласные звуки.

4. Знакомство с новыми музыкальными жанрами.

У:  Хорошо, а теперь переходим к изучению новой темы.

Мы совершим увлекательное  заочное путешествие по Италии.

(слайд №4)

Италия расположена на юге Европы, на Апенинском полуострове.  Вы знаете  столицу Италии – Рим? Да, а еще известные города  Италии - это Венеция, Неаполь, Сорренто.

(слайд  №5)

Давайте познакомимся с репродукциями картин А.П. Боголюбова «Сорренто» и С.Ф.Щедрина «Санто – Лючия в Неаполе».

(слайд №6)

У: Что общего в этих картинах?

Д: Присутствие моря.

У:  Правильно, присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. ( Слайд №7) Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские  баркаролы. Баркаролы родились в Венеции.  (слайд №8)

Город расположен на островах Венецианской лагуны Адриатического моря, поэтому все передвижения в нем осуществляется только на лодках. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы (слайд №9)  Правят ими гондольеры, распевая при этом песни.

А сейчас послушаем сообщение о гондоле, которое подготовил

Ефремов Дмитрий.

 

Именно у лодочников-гондольеров родились прекрасные песни на воде  - БАРКАРОЛЫ. Баркарола - жанр итальянской вокальной музыки.

 «Барка» - по-итальянски «лодка», а баркарола - песня лодочника.

(определение в тетрадь) (Слайд №10)

 

Очень часто многие поэты писали свои стихи под впечатлением от услышанной мелодии. А композиторы, очарованные поэтическим текстом, сочиняли свою прекрасную музыку. Так и произошло с произведением русского композитора М.И. Глинки, с которым мы сегодня познакомимся.

В 30-е годы 19 века М.И.Глинка отправляется в Италию, на родину профессиональной вокальной музыки. Он хочет усовершенствоваться в композиторском вокальном мастерстве. В Италии он услышал знаменитых итальянских певцов.

В Италии композитор знакомится со стихами русского поэта И. Козлова. Очарованный их поэтической красотой, а также красотой итальянских пейзажей, Глинка в духе итальянской баркаролы пишет свой знаменитый романс «Венецианская ночь» на стихи Козлова.

(Слайд №11)

 

            Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Давайте сейчас послушаем это прекрасное произведение. А затем вам надо ответить на вопрос:

«Какими средствами музыкальной выразительности поль­зовался композитор?» Откройте нашу таблицу – помощницу.

 

5.(СЛУШАНИЕ «Венецианской ночи» М.И.Глинки на стихи И.Козлова)

 После прослушивания –

Музыкальный анализ. (РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ «Средства музыкальной выразительности»).

 

6. Вокально-хоровая работа.

А сейчас мы распоемся и разучим первый куплет романса Глинки.

Распевание: дыхательное упражнение «Насосы», распевки «Долина»,

«Мы перебегали берега», «Ле – хо -  хо», «Ли –ии  -я» и др.

 

1.Прочтем слова 1 куплета (хором) ».  (Слайд №11) 

2. Пропевание учителем

3.Разучивание по фразам

4. Исполнение детьми

«Венецианская ночь» - разучивание. Определение особенности вокально­го исполнения.

(Метод эмоционального воздействия). Исполнение 1куплета «Венецианской ночи"...

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. »

МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»






Урок музыки в 6 классе

«Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения».

(Путешествие в Италию)










Учитель: Максимчук Т. Г.


2013г



Тема: «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство бельканто»

(Путешествие в Италию)


Цель урока:

● знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто, с исполнителями этого стиля, с музыкальными образами песен Ф.Шуберта и жанром «баркаролы».



Задачи:

образовательные -

● освоение вокального жанра – баркаролы.

  • обращение к вокальному творчеству русского ком­позитора

М.И. Глинки. Знакомство с романсом-баркаролой «Ве­нецианская ночь»

знакомство с баркаролой «Санта Лючия».

  • знакомство с песенным творчеством Ф.Шуберта;

  • знакомство с выдающимися вокалистами 19 – 20 века.


развивающие

  • развитие навыков зрительно-слухового восприятия музыки; развитие навыков музыкального анализа, вокально-хорового исполнения и эмоционального отношения к музыке.


  • формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;


  • развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение, характер, понимать содержание;


  • развивать вокально-хоровые навыки, творческое воображение;




воспитательные

  • воспитание эмоционально-нравственного от­ношения к традициям русской классики и музыке других народов мира. Воспитание эстетического чувства.


  • воспитывать чувства прекрасного.


Форма урока: комбинированный урок с элементами творческих заданий и повторения.


Оборудование:

Для обучающихся: учебник, раздаточный материал;

Для учителя: аудиозаписи, хрестоматия нотного материала, компьютер, синтезатор, шаблоны.

Музыкальный материал:

«Венецианская ночь» М. И. Глинки;

«Баркарола» Ф. Шуберта;

«Санта – Лючия» в исполении Р. Лоретти;

«Аве Мария» Шуберта в исполнении М. Каллас

План урока:

  1. Орг. момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Повторение изученного

4. Объяснение нового материала (работа по учебнику, исполнение песен, разучивание новой песни)

5. Слушание музыки, музыкальный анализ

6. Вокально – хоровая работа

7. Слушание «Санта - Лючия»

8. Работа с учебником

9. Контроль знаний, творческое задание.

10. Итог урока.

11. Комментированное выставление оценок


Ход урока.

(Слайд 1 - заставка)

    1. Орг. Момент. Здравствуйте, я рада вас видеть. И вновь мы с вами на уроке одного из самого удивительного вида искусств – музыки. Я уверена, что вы сегодня получите не только новые знания, но и соприкасаясь с прекрасным, станете чуть добрее и душевнее.

Посмотрите на экран. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала следующие слова:

(Слайд 2)

«Голос, голос,

Кто тебя не слышит,

Тот без крыльев на земле живет:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовет…


(В. Семернин)

У: Ребята, попробуйте сами догадаться, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить?

Д.: О голосе!

У: А какое музыкальное направление рассказывает нам о голосе?

Д: Вокал, верно!

У: Да, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. ( Слайд 3)

3.Повторенее ранее изученного материала

Но прежде всего мы с вами вспомним ранее изученный материал -

определение музыкальных жанров, которые составляют основу во­кальной музыки - музыки для голоса.

У. На экране выписаны определения музыкальных жанров, которые составляют основу вокальной музыки.

Давайте их вспомним:

Вокал – Д. искусство пения

РомансД. музыкальное произведение, жанр камерной музыки, предназначенной для исполнения перед небольшой аудиторией. Романс исполняется сольно и имеет аккомпанемент.

Песня – Д. жанр вокальной музыки, имеет запев и припев.

Вокализ – Д. пение без слов на гласные звуки.

4. Знакомство с новыми музыкальными жанрами.

У: Хорошо, а теперь переходим к изучению новой темы.

Мы совершим увлекательное заочное путешествие по Италии.

(слайд №4)

Италия расположена на юге Европы, на Апенинском полуострове. Вы знаете столицу Италии – Рим? Да, а еще известные города Италии - это Венеция, Неаполь, Сорренто.

(слайд №5)

Давайте познакомимся с репродукциями картин А.П. Боголюбова «Сорренто» и С.Ф.Щедрина «Санто – Лючия в Неаполе».

(слайд №6)

У: Что общего в этих картинах?

Д: Присутствие моря.

У: Правильно, присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. ( Слайд №7) Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. Баркаролы родились в Венеции. (слайд №8)

Город расположен на островах Венецианской лагуны Адриатического моря, поэтому все передвижения в нем осуществляется только на лодках. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы (слайд №9) Правят ими гондольеры, распевая при этом песни.

А сейчас послушаем сообщение о гондоле, которое подготовил

Ефремов Дмитрий.


Именно у лодочников-гондольеров родились прекрасные песни на воде - БАРКАРОЛЫ. Баркарола - жанр итальянской вокальной музыки.

«Барка» - по-итальянски «лодка», а баркарола - песня лодочника.

(определение в тетрадь) (Слайд №10)


Очень часто многие поэты писали свои стихи под впечатлением от услышанной мелодии. А композиторы, очарованные поэтическим текстом, сочиняли свою прекрасную музыку. Так и произошло с произведением русского композитора М.И. Глинки, с которым мы сегодня познакомимся.

В 30-е годы 19 века М.И.Глинка отправляется в Италию, на родину профессиональной вокальной музыки. Он хочет усовершенствоваться в композиторском вокальном мастерстве. В Италии он услышал знаменитых итальянских певцов.

В Италии композитор знакомится со стихами русского поэта И. Козлова. Очарованный их поэтической красотой, а также красотой итальянских пейзажей, Глинка в духе итальянской баркаролы пишет свой знаменитый романс «Венецианская ночь» на стихи Козлова.

(Слайд №11)


Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Давайте сейчас послушаем это прекрасное произведение. А затем вам надо ответить на вопрос:

«Какими средствами музыкальной выразительности поль­зовался композитор?» Откройте нашу таблицу – помощницу.


5.(СЛУШАНИЕ «Венецианской ночи» М.И.Глинки на стихи И.Козлова)

После прослушивания –

Музыкальный анализ. (РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ «Средства музыкальной выразительности»).


6. Вокально-хоровая работа.

А сейчас мы распоемся и разучим первый куплет романса Глинки.

Распевание: дыхательное упражнение «Насосы», распевки «Долина»,

«Мы перебегали берега», «Ле – хо - хо», «Ли –ии -я» и др.


1.Прочтем слова 1 куплета (хором) ». (Слайд №11)

2. Пропевание учителем

3.Разучивание по фразам

4. Исполнение детьми

«Венецианская ночь» - разучивание. Определение особенности вокально­го исполнения.

(Метод эмоционального воздействия). Исполнение 1куплета «Венецианской ночи


У: Можно ли назвать этот романс музыкальным пейзажем?

Почему?

Д.: Романс рассказывает нам о природе, описывает ночную реку, луну…

У: Да, верно. Ритм баркаролы здесь служит основным средством для создания музыкального пейзажа. Мерное ритмическое покачивание, «всплески волн» в аккомпанементе и легкая, словно воздушная мелодическая линия выразительно оттеняют поэтическое ощущение природы. Музыка романса полна светлого безмятежного чувства.


Ребята, а из ранее изученных нами песен какой вы можете привести пример музыкального пейзажа?

Д: Верно, песня о России. Давайте ее исполним.

Повторение «песни о России».

- Хорошо, и вот мы снова отправляемся в Италию…

В Италии, в 1850 году, родилась ещё одна баркарола, написанная итальянскими авторами Энри-ко Коссовичем и Теодоро Котпро.

В 60-е годы 20 века эта баркарола стала известной благодаря итальянскому чудо-мальчику Робертино Лоретти


(Слайд №12) «Санта - Лючия»… Название, похоже на женское имя, хотя на самом деле так называется морская бухта, в которой даже в бурю море спокойно и ласково. Сейчас мы послушаем эту песню. Обратите внимание, что такая манера пения называется БЕЛЬКАНТО - «прекрасное пение». Заключается она в виртуозном владе­нии певца своим голосом».

Итак, «Санта - Лючия » в исполнении РОБЕРТИНО ЛОРЕТТИ.

После прослушивания:

Бельканто (итал. bel canto, буквально — прекрасное пение), стиль вокального исполнения, сложившийся в Италии к середине 17 в. и составляющий основу итальянской вокальной школы. Для бельканто характерны красота и пластичность вокализации, предельная лёгкость, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку, изящество и виртуозный блеск исполнения .( Слайд №13)

Обратите внимание на характерную особенность вокального исполнения – РАСПЕВ ( на примере припева показать)

(определение бельканто в тетрадь)

  1. Работа с учебником (стр.38 – 39)

У: Откройте учебник на с.38 – 39.На них вы видите портреты великих исполнителей бельканто:

Итальянский тенор Энрико Карузо, греческая певица Мария Каллас

( сопрано), русские оперные певицы Ирина Архипова и Елена Образцова.


Одной из самых известных исполнительниц этого стиля является Мария Калласс.

МАРИЯ КАЛЛАС (1923—1977)

Эта выдающаяся певица прошедшего века при жизни стала настоящей легендой. К чему бы ни прикоснулась артистка, все озарялось каким-то новым, неожиданным светом. Она умела взглянуть на многие страницы оперных партитур новым, свежим взглядом, открыть в них доселе неизведанные красоты.

Прослушивание произведений в исполнении Марии Каллас и (Энрико Карузо.)



ЭНРИКО КАРУЗО (1873—1921) итальянский певец (портрет рядом на этой же странице). Красота его тембра заключалась не в ровности звучания, а, наоборот, в богатстве и разнообразии красок. Карузо своим голосом выражал все чувства и переживания — временами казалось, что игра и сценическое действие для него излишни.

ИРИНА АРХИПОВА(1925) (стр. 39 в учебнике).

«Голос Архиповой технически отточен до совершенства. Он поразительно ровно звучит от крайней низкой до самой верхней ноты. Идеальная вокальная позиция придает ему несравненный металлический блеск, который помогает даже фразам, спетым пианиссимо, нестись над бушующим оркестром»

ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА (1939). (Ленинград). Её называют певицей экстра-класса.

МАРИО ДЕЛЬ МОНАКО (1915—1982) (Флоренция)

«Один из выдающихся современных певцов, он обладал редкими вокальными данными, — пишет И. Рябова. — Его голос, обширного диапазона, необычайной силы и насыщенности, с баритональными низами и сверкающими верхними нотами, неповторим по тембру.

  1. А сейчас мы познакомимся с музыкальным произведением

« Баркарола» Ф. Шуберта – австрийского композитора ( Слайд №13)

Слушание «Баркарола» Ф. Шуберта

Я попрошу вас передать ваше настроение с помощью красок.

У вас на столах шаблоны, вы, слушая музыкальное произведение, опираясь на выразительные средства, должны их раскрасить. Проявите свою фантазию. Работаем быстро.(3 – 4 мин)

- Итак, какие цвета вы использовали?

- Что вам помогало в работе?

- Кто из вас хочет вывесить свои работы на доску?

(выставка).

  1. Итог урока:

У: В какой стране зародилось искусство прекрасного пения? (Италия)

У: Какое названии получило это искусство? (Бельканто)

У: С каким новым в жанром вокальной музыки мы сегодня познакомились? (Баркарола – песня на воде)

У: Назовите фамилии композиторов, писавших баркаролы? ( Глинка, Мендельсон, Шуберт и др.)

У: Назовите имена выдающихся исполнителей бельканто. (М. Каллас, Э. Карузо, И. Архипова, Е. Образцова, Р. Лоретти и др.)

10.Комментированное выставление оценок.

11. Домашнее задание: подготовить сообщения о Ф. Шуберте.

Спасибо за работу на уроке

(Слайд №14)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Автор: Максимчук Тамара Геннадьевна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Карточка-задание "Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения""
    ["seo_title"] => string(80) "kartochka_zadanie_obraz_pesen_zarubezhnykh_kompozitorov_iskusstvo_prekrasnogo_pe"
    ["file_id"] => string(6) "580770"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1621328632"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок-творческая мастерская "Символика цветов" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-tvorchieskaia-mastierskaia-simvolika-tsvietov"
    ["file_id"] => string(6) "149777"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420301860"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "Ференц Лист"
    ["seo_title"] => string(14) "fierients_list"
    ["file_id"] => string(6) "409967"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492510174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства