МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок музыки в 6 классе
«Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения».
(Путешествие в Италию)
Учитель: Максимчук Т. Г.
2012г
Тема: «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство бельканто»
(Путешествие в Италию)
Цель урока:
? знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто, с исполнителями этого стиля, с музыкальными образами песен Ф.Шуберта и жанром «баркаролы».
Задачи:
образовательные -
? освоение вокального жанра – баркаролы.
· обращение к вокальному творчеству русского композитора
М.И. Глинки. Знакомство с романсом-баркаролой «Венецианская ночь»
знакомство с баркаролой «Санта Лючия».
- знакомство с песенным творчеством Ф.Шуберта;
- знакомство с выдающимися вокалистами 19 – 20 века.
развивающие –
- развитие навыков зрительно-слухового восприятия музыки; развитие навыков музыкального анализа, вокально-хорового исполнения и эмоционального отношения к музыке.
- формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;
- развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение, характер, понимать содержание;
- развивать вокально-хоровые навыки, творческое воображение;
воспитательные –
- воспитание эмоционально-нравственного отношения к традициям русской классики и музыке других народов мира. Воспитание эстетического чувства.
· воспитывать чувства прекрасного.
Форма урока: комбинированный урок с элементами творческих заданий и повторения.
Оборудование:
Для обучающихся: учебник, раздаточный материал;
Для учителя: аудиозаписи, хрестоматия нотного материала, компьютер, синтезатор, шаблоны.
Музыкальный материал:
«Венецианская ночь» М. И. Глинки;
«Баркарола» Ф. Шуберта;
«Санта – Лючия» в исполении Р. Лоретти;
«Аве Мария» Шуберта в исполнении М. Каллас
План урока:
1. Орг. момент.
2. Определение темы и цели урока.
3. Повторение изученного
4. Объяснение нового материала (работа по учебнику, исполнение песен, разучивание новой песни)
5. Слушание музыки, музыкальный анализ
6. Вокально – хоровая работа
7. Слушание «Санта - Лючия»
8. Работа с учебником
9. Контроль знаний, творческое задание.
10. Итог урока.
11. Комментированное выставление оценок
Ход урока.
(Слайд 1 - заставка)
- Орг. Момент. Здравствуйте, я рада вас видеть. И вновь мы с вами на уроке одного из самого удивительного вида искусств – музыки. Я уверена, что вы сегодня получите не только новые знания, но и соприкасаясь с прекрасным, станете чуть добрее и душевнее.
Посмотрите на экран. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала следующие слова:
(Слайд 2)
«Голос, голос,
Кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живет:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовет…
(В. Семернин)
У: Ребята, попробуйте сами догадаться, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить?
Д.: О голосе!
У: А какое музыкальное направление рассказывает нам о голосе?
Д: Вокал, верно!
У: Да, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. ( Слайд 3)
3.Повторенее ранее изученного материала
Но прежде всего мы с вами вспомним ранее изученный материал -
определение музыкальных жанров, которые составляют основу вокальной музыки - музыки для голоса.
У. На экране выписаны определения музыкальных жанров, которые составляют основу вокальной музыки.
Давайте их вспомним:
Вокал – Д. искусство пения
Романс – Д. музыкальное произведение, жанр камерной музыки, предназначенной для исполнения перед небольшой аудиторией. Романс исполняется сольно и имеет аккомпанемент.
Песня – Д. жанр вокальной музыки, имеет запев и припев.
Вокализ – Д. пение без слов на гласные звуки.
4. Знакомство с новыми музыкальными жанрами.
У: Хорошо, а теперь переходим к изучению новой темы.
Мы совершим увлекательное заочное путешествие по Италии.
(слайд №4)
Италия расположена на юге Европы, на Апенинском полуострове. Вы знаете столицу Италии – Рим? Да, а еще известные города Италии - это Венеция, Неаполь, Сорренто.
(слайд №5)
Давайте познакомимся с репродукциями картин А.П. Боголюбова «Сорренто» и С.Ф.Щедрина «Санто – Лючия в Неаполе».
(слайд №6)
У: Что общего в этих картинах?
Д: Присутствие моря.
У: Правильно, присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. ( Слайд №7) Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. Баркаролы родились в Венеции. (слайд №8)
Город расположен на островах Венецианской лагуны Адриатического моря, поэтому все передвижения в нем осуществляется только на лодках. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы (слайд №9) Правят ими гондольеры, распевая при этом песни.
А сейчас послушаем сообщение о гондоле, которое подготовил
Ефремов Дмитрий.
Именно у лодочников-гондольеров родились прекрасные песни на воде - БАРКАРОЛЫ. Баркарола - жанр итальянской вокальной музыки.
«Барка» - по-итальянски «лодка», а баркарола - песня лодочника.
(определение в тетрадь) (Слайд №10)
Очень часто многие поэты писали свои стихи под впечатлением от услышанной мелодии. А композиторы, очарованные поэтическим текстом, сочиняли свою прекрасную музыку. Так и произошло с произведением русского композитора М.И. Глинки, с которым мы сегодня познакомимся.
В 30-е годы 19 века М.И.Глинка отправляется в Италию, на родину профессиональной вокальной музыки. Он хочет усовершенствоваться в композиторском вокальном мастерстве. В Италии он услышал знаменитых итальянских певцов.
В Италии композитор знакомится со стихами русского поэта И. Козлова. Очарованный их поэтической красотой, а также красотой итальянских пейзажей, Глинка в духе итальянской баркаролы пишет свой знаменитый романс «Венецианская ночь» на стихи Козлова.
(Слайд №11)
Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Давайте сейчас послушаем это прекрасное произведение. А затем вам надо ответить на вопрос:
«Какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор?» Откройте нашу таблицу – помощницу.
5.(СЛУШАНИЕ «Венецианской ночи» М.И.Глинки на стихи И.Козлова)
После прослушивания –
Музыкальный анализ. (РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ «Средства музыкальной выразительности»).
6. Вокально-хоровая работа.
А сейчас мы распоемся и разучим первый куплет романса Глинки.
Распевание: дыхательное упражнение «Насосы», распевки «Долина»,
«Мы перебегали берега», «Ле – хо - хо», «Ли –ии -я» и др.
1.Прочтем слова 1 куплета (хором) ». (Слайд №11)
2. Пропевание учителем
3.Разучивание по фразам
4. Исполнение детьми
«Венецианская ночь» - разучивание. Определение особенности вокального исполнения.
(Метод эмоционального воздействия). Исполнение 1куплета «Венецианской ночи"...