Просмотр содержимого документа
««Народные традиции и обряды. Масленица».»
УРОК МУЗЫКИ
Тема урока: «Народные традиции и обряды. Масленица».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Предметные:
1. ввести школьников в область русского музыкального фольклора;
2. продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни;
3. познакомить учащихся с народными традициями России.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация).
2. Осуществлять анализ и синтез.
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
4. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прослушанному.
2. Формирование восприятия музыки как произведения искусства.
Оборудование:DVD-проигрыватель; музыкальный центр; ПК; медиа проектор; презентация PowerPoint «Масленица»; CD с фрагментами музыкальных произведений. Музыкальные фрагменты находятся на дисках «Мультимедийные уроки по музыке. 3 класс и 4 класс. Готовые уроки музыки по программе Е.Д.Критской».
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности.
Вход под “Ой, блина, блины…”
Дети рассаживаются за свои рабочие места
Учитель:
Нам на месте не сидится,
Нас сегодня не унять,
Будем петь, и веселиться,
Будем праздник мы встречать!
Ребята! Народные праздники или народные гулянья захватывают человека полностью и оставляют самые светлые, самые яркие впечатления, которые испокон веков отображались в картинах, стихах, песнях во всех видах искусства. После долгой зимы так ждали прихода весны, что праздновали аж целую неделю. Есть такое выражение в народе - замаслить, что это значит? задобрить. Кого ж надо было задобрить? Правильно зимушку!
Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы?
Сегодня мы будем говорить об очень древнем празднике, который уходит своими корнями в Древнюю Русь. Во время этого праздника люди прощаются с зимой и встречают весну.
Масленица бывает в конце февраля – начале марта.( Слайд)
Вы видите, как праздновали Масленицу в старину. Это веселые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы.
Непременный атрибут Масленицы – БЛИНЫ. Круглые, румяные, горячие, как символ солнца. Масленица продолжается целых семь дней.
Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. А кто их придумывал? ( Народ).Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
Все дни масленой недели имеют свои названия:
Понедельник — встреча. К этому дню устраивали горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями, катались на тройках - целый день звучало веселье.
Второй день, вторник, – заигрыши.
Молодцы приглашали девушек покататься на горках да поесть блинов.
Третий день, среда, – лакомка.
В этот день хозяйки действуют по поговорке: "Что есть в печи - все на стол мечи". Тещи приглашали зятьев на блины.
Четвертый день, четверг, – "разгуляй".
Широкий четверг - наступает настоящий разгул: возят чучело на колесе, катаются, поют песни. Традиционно устраивались соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега, петушиные бои. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.
Пятый день, пятница, – тещины вечерки.
Зятья угощали своих тещ блинами.
Шестой день, суббота,– золовкины посиделки.
В каждом дворе изготавливали чучело Масленицы
Учитель: Ребята, а давайте мы сейчас из подручного материала сделаем чучело Масленицы. (Ребята, разделившись на группы, изготавливают каждая своѐ чучело)
Учитель проводит мастер класс изготовления чучело Масленицы из салфеток.( Слайды)
Учитель: Ну, вот и прощеное воскресенье пришло, седьмой день Масленицы. И наши чучела готовы.
Учитель: Этот день был кульминацией праздника. На улицу выходили все, кроме младенцев и глубоких стариков. Ребятишки собирали по дворам дрова для костра, жечь Масленицу. Все просили друг у друга прощения. Около полудня хороводница проходила по деревне, собирая всех в один хоровод и пели песни. Сегодня с вами познакомимся с одной из таких песен, которая называется «Ой, блины…» (Дети разучивают песню )
Распевание. Пение по ручным знакам мажорного и минорного звукорядов. Слушание песни в исполнении учителя. Разучивание первого куплета песни.
Учитель: Не можем забыть мы и песни о блинах. Послушайте одну из них. В исполнении учителя звучит песня «Блины». Какая песня по своему характеру? (Разучивание 1-го и 2-го куплетов песни).
Учитель: После общего хоровода начинались игры, катания с гор.
Многие люди творчества не обошли этот языческий праздник в своих произведениях. Сейчас мы прослушаем небольшой фрагмент из балета
«Петрушка» И.Ф.Стравинского, который как раз и посвящен Масленичному гулянию. Ребята представьте - какую картину бы вы нарисовали, слушая эту музыку.
(Звучит фрагмент из балета «Петрушка»)
Учитель: И так, что вы нарисовали? В чем особенность музыки Игоря Стравинского?
Дети: Музыка Игоря Стравинского написана в народном стиле. Музыка в народном стиле – композиторская музыка, но очень похожая на народную
Учитель: сейчас перед вами картина художника В.Сурикова «Взятие снежного городка». Кто может рассказать , что мы видим на картине?
Дети: Одна партия парней и девушек занимала крепость, а другая – шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Они лезли на ледяную стенку, а осажденные отбивали атаку.
Учитель: Правильно ребята, заканчивалось все разрушением городка. Все собирались в общий хоровод около костра.
Праздник закончился, и нам пора заканчивать урок. Где мы побывали?
Дети: На языческом празднике Масленица.
Учитель: Чем занимались на уроке?
Дети: Мы слушали музыкальный фрагмент из произведения И.Ф.Стравинского, пели и изготавливали чучело Масленицы.
Учитель: Что узнали об этом празднике?
Дети: Узнали, как называются дни Масленицы, узнали много нового о русском обычае провожать зиму и встречать весну.
Учитель: Подошел к концу наш урок. Надеюсь, что оно вам понравилось. Какую оценку вы дадите своей работе на уроке? (Подведение итогов, выставление оценок).
Учитель: И в заключении уважаемые коллеги мы предлагаем вам отведать наших блинов.
Звучит песня «Ой, блины…»
Список используемой литературы и мультимедийных источников:
1. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
2. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880
3. Латынин Л.А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.: Знание. 1983.
4. Левашова О., Келдыш Ю. история русской музыки. Т.1. М., 1973.
5. Морозов И.А., Слепцова И.С. Забавы вокруг печки. Роман-газета, 1994.
6. Мультимедийные уроки по музыке 3 класс. Готовые уроки музыки по программе
Критской Е.Д
7. Мультимедийные уроки по музыке 4 класс. Готовые уроки музыки по программе