kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Народные традиции и обряды. Масленица».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВВедение школьников в область русского музыкального фольклора.

Народные традиции России

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Народные традиции и обряды. Масленица».»

УРОК МУЗЫКИ

Тема урока: «Народные традиции и обряды. Масленица».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Предметные:

1. ввести школьников в область русского музыкального фольклора;

2. продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни;

3. познакомить учащихся с народными традициями России.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация).

2. Осуществлять анализ и синтез.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прослушанному.

2. Формирование восприятия музыки как произведения искусства.

Оборудование:DVD-проигрыватель; музыкальный центр; ПК; медиа проектор; презентация PowerPoint «Масленица»; CD с фрагментами музыкальных произведений. Музыкальные фрагменты находятся на дисках «Мультимедийные уроки по музыке. 3 класс и 4 класс. Готовые уроки музыки по программе Е.Д.Критской».

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности.

Вход под “Ой, блина, блины…”

Дети рассаживаются за свои рабочие места

Учитель:

Нам на месте не сидится,

Нас сегодня не унять,

Будем петь, и веселиться,

Будем праздник мы встречать!

Ребята! Народные праздники или народные гулянья захватывают человека полностью и оставляют самые светлые, самые яркие впечатления, которые испокон веков отображались в картинах, стихах, песнях во всех видах искусства. После долгой зимы так ждали прихода весны, что праздновали аж целую неделю. Есть такое выражение в народе - замаслить, что это значит? задобрить. Кого ж надо было задобрить? Правильно зимушку!


Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы?

Сегодня мы будем говорить об очень древнем празднике, который уходит своими корнями в Древнюю Русь. Во время этого праздника люди прощаются с зимой и встречают весну.

Масленица бывает в конце февраля – начале марта.( Слайд)

Вы видите, как праздновали Масленицу в старину. Это веселые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы.

Непременный атрибут Масленицы – БЛИНЫ. Круглые, румяные, горячие, как символ солнца.  Масленица продолжается целых семь дней.

Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. А кто их придумывал? ( Народ).Как эти песни дошли до нашего времени(Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

Все дни масленой недели имеют свои названия:

Понедельник — встреча. К этому дню устраивали горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями, катались на тройках - целый день звучало веселье. 

Второй день, вторник, – заигрыши.

Молодцы приглашали девушек покататься на горках да поесть блинов.

Третий день, среда, – лакомка.

В этот день хозяйки действуют по поговорке: "Что есть в печи - все на стол мечи". Тещи приглашали зятьев на блины.

Четвертый день, четверг, – "разгуляй".

Широкий четверг - наступает настоящий разгул: возят чучело на колесе, катаются, поют песни. Традиционно устраивались соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега, петушиные бои. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.

Пятый день, пятница, – тещины вечерки.

Зятья угощали своих тещ блинами.

Шестой день, суббота,– золовкины посиделки.

В каждом дворе изготавливали чучело Масленицы


Учитель: Ребята, а давайте мы сейчас из подручного материала сделаем чучело Масленицы. (Ребята, разделившись на группы, изготавливают каждая своѐ чучело)

Учитель проводит мастер класс изготовления чучело Масленицы из салфеток.( Слайды)

Учитель: Ну, вот и прощеное воскресенье пришло, седьмой день Масленицы. И наши чучела готовы.

Учитель: Этот день был кульминацией праздника. На улицу выходили все, кроме младенцев и глубоких стариков. Ребятишки собирали по дворам дрова для костра, жечь Масленицу. Все просили друг у друга прощения. Около полудня хороводница проходила по деревне, собирая всех в один хоровод и пели песни. Сегодня с вами познакомимся с одной из таких песен, которая называется «Ой, блины…» (Дети разучивают песню )

Распевание. Пение по ручным знакам мажорного и минорного звукорядов. Слушание песни в исполнении учителя. Разучивание первого куплета песни.

Учитель: Не можем забыть мы и песни о блинах. Послушайте одну из них. В исполнении учителя звучит песня «Блины». Какая песня по своему характеру? (Разучивание 1-го и 2-го куплетов песни).

Учитель: После общего хоровода начинались игры, катания с гор.

Многие люди творчества не обошли этот языческий праздник в своих произведениях. Сейчас мы прослушаем небольшой фрагмент из балета

«Петрушка» И.Ф.Стравинского, который как раз и посвящен Масленичному гулянию. Ребята представьте - какую картину бы вы нарисовали, слушая эту музыку.

(Звучит фрагмент из балета «Петрушка»)

Учитель: И так, что вы нарисовали? В чем особенность музыки Игоря Стравинского?

Дети: Музыка Игоря Стравинского написана в народном стиле. Музыка в народном стиле – композиторская музыка, но очень похожая на народную

Учитель: сейчас перед вами картина художника В.Сурикова «Взятие снежного городка». Кто может рассказать , что мы видим на картине?

Дети: Одна партия парней и девушек занимала крепость, а другая – шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Они лезли на ледяную стенку, а осажденные отбивали атаку.

Учитель: Правильно ребята, заканчивалось все разрушением городка. Все собирались в общий хоровод около костра.

Учитель: Жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная надоевшая Зима, рождалась яркая сила Весны.

Праздник закончился, и нам пора заканчивать урок. Где мы побывали?

Дети: На языческом празднике Масленица.

Учитель: Чем занимались на уроке?

Дети: Мы слушали музыкальный фрагмент из произведения И.Ф.Стравинского, пели и изготавливали чучело Масленицы.

Учитель: Что узнали об этом празднике?

Дети: Узнали, как называются дни Масленицы, узнали много нового о русском обычае провожать зиму и встречать весну.

Учитель: Подошел к концу наш урок. Надеюсь, что оно вам понравилось. Какую оценку вы дадите своей работе на уроке? (Подведение итогов, выставление оценок).

Учитель: И в заключении уважаемые коллеги мы предлагаем вам отведать наших блинов.

Звучит песня «Ой, блины…»

Список используемой литературы и мультимедийных источников:

1. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.

2. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880

3. Латынин Л.А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.: Знание. 1983.

4. Левашова О., Келдыш Ю. история русской музыки. Т.1. М., 1973.

5. Морозов И.А., Слепцова И.С. Забавы вокруг печки. Роман-газета, 1994.

6. Мультимедийные уроки по музыке 3 класс. Готовые уроки музыки по программе

Критской Е.Д

7. Мультимедийные уроки по музыке 4 класс. Готовые уроки музыки по программе

Критской Е.Д


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Народные традиции и обряды. Масленица».

Автор: Токарева Светлана Владимировна

Дата: 30.04.2019

Номер свидетельства: 508837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "«Народный обряд Масленица в опере  Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» "
    ["seo_title"] => string(75) "narodnyi-obriad-maslienitsa-v-opierie-n-a-rimskogho-korsakova-snieghurochka"
    ["file_id"] => string(6) "124169"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414654448"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Открытый урок русской литературы "Календарные обряды. Масленица""
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi_urok_russkoi_litieratury_kaliendarnyie_obriady_maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "353826"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923140"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Мастер – класс на тему: «Приобщение детей к народным традициям через русские подвижные игры»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_na_tiemu_priobshchieniie_dietiei_k_narodnym_traditsiiam_chieriez_r"
    ["file_id"] => string(6) "419989"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496329706"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Консультация по инновационной деятельности для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_dlia_roditieliei_na_tiemu_priob"
    ["file_id"] => string(6) "406123"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491218520"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "является руководителем дошкольного социального проекта «Встречаем  Масленицу» "
    ["seo_title"] => string(90) "iavliaietsia-rukovoditieliem-doshkol-nogho-sotsial-nogho-proiekta-vstriechaiem-maslienitsu"
    ["file_id"] => string(6) "246519"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446392980"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства